Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. Начальная школа 21 века


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Торосовская основная общеобразовательная школа»
Обсуждено на МО
начальных классов
___________(Суханова В.В.)
« » __________2014г Согласовано
Заместитель директора по УР
__________________(Гришина О.Н.) Утверждаю
Директор МОУ «Торосовская ООШ»
_______________(Аксёнова Г.С.)
«____»________________2014г
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
4класс
на 2014 – 2015 учебный год

Составитель: Черноярова О.Д.
учитель начальных классов
МОУ «Торосовская ООШ»

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г) и авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение 1-4 классы».
Ценностные ориентиры уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.
Научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя).
Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просматровым).
Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.
Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.
Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» является следующее:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширения круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе является следующие:
Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учетом их специфической структуры и жанровых особенностей.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетания работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
Использование знаний о тексте как особой единице, различия художественного и научно- познавательного произведения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, с новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно – символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю.
Программа обеспечена следующим учебно - методическим комплектом:
Литературное чтение: 4 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2/ Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И.,: – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1,2/ Ефросинина, Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2014 -(Начальная школа XXI века)
Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие 2-4класс/ М.И. Оморокова М.: Вентана-Граф, 2013 -(Начальная школа XXI века)
Учебно – тематический план
№ п/п Содержание программного
материала Количество часов
1 Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни 9
2 Басни. Русские баснописцы. 5
3 Произведения В.А. Жуковского. 4
4 Произведения А.С. Пушкина. 3
5 Произведения М.Ю. Лермонтова. 3
6 Произведения П.П. Ершова. 3
7 Произведения В.М. Гаршина. 4
8 Произведение русских писателей о детях. 5
9 Произведения зарубежных писателей. 7
10 В мире книг 6
11 Произведения Л.Н. Толстого 7
12 Стихи А.А. Блока 2
13 Стихи К.Д. Больмонта 4
14 Произведения А.И. Куприна 4
15 Стихи И.А. Бунина 3
16 Произведения С.Я. Маршака 8
17 Стихи Н.А. Заболоцкого 3
18 Произведения о детях войны 4
19 Стихи Н.М. Рубцова 3
20 Произведения С.В. Михалкова 1
21 Юмористические произведения 2
22 Очерки 5
23 Путешествия. Приключения. Фантастика. 7
ИТОГО 102
Содержание программы (102 часов)
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии..
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказываниесобственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение
мечты парода.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
самостоятельный выбор книги на определенную тему;
чтение детской периодики;
использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в четвертом классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
Воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития; способ приобредения знаний и опата;
Понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
Понимать значения литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
Осознания себя гражданином России, понимать ценности много национальной литературы своей страны и мира;
Проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
Работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнения и позицию собеседников);
Пользоваться регулятивными универсальными учебными действами по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат труда).
Раздел « Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
Пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
Пользоваться умение читать вслух и молча в темпе, позволяющим понимать и осознавать прочитанное (читать в слух не менее 80 слов в минуту, а молча – не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
Читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий.
Пользоваться разными видами чтениями: ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным); осознавать объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
Различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
Ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
Работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
Понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить эти поступки с нравственными нормами;
Передавать содержания произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды произведения или о его героях;
Различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
Составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
Пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками ( словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
Пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научится:
Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;
Сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две- три отличительные особенности;
Работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомится с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
Различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
Сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
Использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, жанр произведения, автор – герой произведения, автор – рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
Практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
Подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научится:
Сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая, стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
Находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
Различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
Читать по ролям и инсценировать литературное произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
Создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
Выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекту, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках школьных праздниках;
Писать небольшие сочинения о произведениях, о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научится:
Пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
Пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
Писать небольшие сочинения о произведениях, героях, о своих впечатлениях от книги.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
Находить информацию в тексте произведения;
Прогнозировать содержание книги, исходя из анализа её структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
Работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование; для решения учебных задач;
Использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научится:
Находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
Находить информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
Собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассников продолжится:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и осознание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и умение находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на базовый, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассников продолжится:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации не успеха;
освоение начальных форм познавательной и личной рефлекии;
использование знаков- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникационных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сити Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно- следственной связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование готовности конструктивно решать конфликты по средствам учета интересов сторон и сотрудничества;
овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассников продолжится формирование:
понимание литература как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этнических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимания роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, обучающее, выборочное, поисковое); способности осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно популярных и научных текстов с использование элементарных литературоведческих понятий;
способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению после каждого раздела есть задания "Проверь себя".
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания
Навык чтения вслух. Текущая проверка. Сентябрь.
Январь-февраль.
Навык чтения молча. Текущая проверка Октябрь.
Февраль.
Выразительность чтения. Текущая проверка. Сентябрь - октябрь.
Начитанность и читательские умения. Текущая проверка Октябрь-ноябрь;
Март.
Тест (вид текущей проверки) Сентябрь – октябрь;
Март.
Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Текущая проверка В конце триместров


Календарно – тематическое планирование
Дата № п/п №
в раз-
деле Тема урока
Основное содержание Характеристика деятельности учащихся.
Раздел «Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины героические песни» (9 часов)
01.09 1
1 Произведения фольклора Дополнительное чтение Крупицы народной мудрости. Закрепление представлений о фольклорных жанрах. Малые жанры фольклора - загадка, пословица, поговорка, дразнилка, скороговорка, их особенности. Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнение схемы) в тетради.
- Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Рассматривать книги с произведениями малых фольклорных жанров.
02.09 2
2 Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Повторять разновидности сказок: бытовые, волшебные, о животных.
03.09 3
3 Былины Былина «Волх Всеславович». Дополнительное чтение: Русская народная сказка «Марья Моревна». Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Особенности жанра. Образы былинных героев: их внешность, поступки, миссия – служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказавание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов. Слушание сказки «Марья Моревна», сравнение сказки с былиной.
Повторять изученные былины. Различать былины как жанр фольклора. Называть и кратко характеризовать особенности былин. Описывать внешность былинных героев, их поступки, миссию – служение Родине. Анализировать содержание. Составлять план. Рассказывать былину по плану. Подробно пересказывать отдельные эпизоды.
08.09 4
4 Русская народная сказка « Марья Моревна» Слушать сказку, сравнивать ее с былиной. Отвечать на вопросы, выполнять задания в рабочей тетради. Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя.
09.09 5 5 Народные легенды
«Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» Чтение легенды. Работа с текстом. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. Обсуждение самостоятельно прочитанных легенд. -Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю
Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.
10.09 6
6 Легенда о покорении Сибири Ермаком
15.09 7
7 Народные песни.
Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Знакомство с понятием о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиг, напевность, повествовательный характер). Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Слушать библейские предания. Выполнять задания в тетради.
16.09 8
8 Песня-слава. Героическая песня.
Песня – слава «Русская Земля» Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть
море». Сравнение героических песен с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное чтение народных песен. Самостоятельное чтение рассказов о Суворове. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.
17.09 9
9 Книги с фольклорными произведениями. Обобщение.
Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя» Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами (сказки, былины, песни, легенды, придания) и рубрикой «Книжная полка». Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.
Басни. Русские баснописцы (5 часов)
22.09 10
1 Произведения русских баснописцев.
И. Крылов. «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи». Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен И. Крылова, И. Хемницера, Л.Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Подготовка выразительного чтения. Заучивание наизусть одной из басен. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.
23.09 11
2 Произведения русских баснописцев.
Особенности басни (сюжет, герои, мораль). Слушание басни И. А. Крылова «Крестьянин в беде.» Сравнение басен И. Хемницер «Друзья» и И. А. Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен.
Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения
24.09 12
3 Произведения русских баснописцев.
Самостоятельная работа с басней А. Измайлова – чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание басни А. Измайлова «Лестница», работа с текстом басни, выразительное чтение. - Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
29.09 13
4 Баснописец И.А. Крылов.
Повторение басен И.А. Крылова – названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий «олицетворение», «сравнение». Анализ басни «Мартышка и очки». Выразительное чтение наизусть басни «Квартет». Сравнение басен И. Крылова. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.
30.09 14
5 Басни. Обобщающий урок
Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разноуровневая контрольная работа. Конкурсы: «Знаток басен», «лучший чтец басен», чтение наизусть по ролям (в парах). Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.
Произведения В.А. Жуковского (4 часа)
01.10 15 1 Стихотворения В.А. Жуковского.
Знакомство с произведениями В.Жуковского. Особенность формы и содержания, средств выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения). Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
06.10 16 2 Волшебные сказки в стихах.
Слушание сказки В. Жуковского «Спящая царевна», определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Средства выразительности (эпитеты, сравнения). Работа с текстом сказки. Сравнение сказки «Спящая царевна» со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина». Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю
07.10 17 3 Книги В.А. Жуковского. Слушание сказки В. Жуковского «Сказка о царе Берендее…», беседа, образы героев. Самостоятельное перечитывание, деление на части, составление плана, краткий пересказ сказки но плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В Жуковского со «Сказкой о Царе Салтане» А.С. Пушкина (Заголовки, сюжеты, герои, главная мысль), Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Сравнивать «Сказку о царе Берендее…» В. Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…» А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль).
08.10 18 4 Произведения В.А. Жуковского. Обобщение.
Обобщение по разделу. Конкурс чтецов «Наш Жуковский». Выполнение заданий в тетради.
Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.
Произведения А.С. Пушкина (3часа)
13.10 19 1 Повторение изученных произведений А.С. Пушкина.
Повторение изученных произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «трон», «логические ударения», «паузы». Чтение стихотворения «Осень». Определение темы. Комментирование заголовка. Выразительное чтение. Чтение статьи Г. Волкова. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
14.10 20 2
Стихи А.С.Пушкина.
Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину». Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.
15.10 21 3
Сказки А.С. Пушкина
Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина». Самостоятельная работа со сказкой. Чтение отрывка из воспоминаний В. Даля, повторение произведений В. Даля. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.
Произведения М.Ю. Лермонтова (3 часа)
20.10 22 1 Стихи М.Ю. Лермонтова.
Расширение представлений учащихся о жанровом и тематическом разнообразии произведений А.С. Пушкина. Слушание «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, работа с текстом. Относиться к литературным произведениям как к словесному искусству. Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно.
21.10 23 2 Стихи о природе М.Ю. Лермонтова
Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
22.10 24 3 Книги М.Ю. Лермонтова.
Работа с книгами М.Ю. Лермонтова и книгами о поэте. Поиск информации о поэте в Интернете. Слушание и выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни». Работать с книгами-справочниками, выразительно читать произведения. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.
Произведения П.П. Ершова (3 ч.)
27.10 25 1
Литературные (авторские) сказки.
Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок». Выразительное чтение отрывков. Определение главной мысли сказки Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.
28.10 26 2
29.10 27
3
Обобщение «Русские поэты» Работа с книгами- сборниками и рубрикой «Книжная полка». Выполнение заданий в учебнике или комплексная контрольная работа. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.
Произведения В.М. Гаршина (4 ч.)
10.11 28
1 Сказки В.М. Гаршина. Повторение авторских (литературных) сказок. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.
11.11 29 2 12.11 30 3
Авторские сказки.
Слушание сказки В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», работа с текстом сказки. Составление плана сказки. Пересказ по плану. Объяснение поступков героев, их оценка. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
17.11 31 4
Повторение литературных сказок. Обобщение.
Повторение изученных литературных сказок. Работа с книгами- сборниками сказок. Сравнение сказок русских писателей. Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете.
Произведение русских писателей о детях (5 ч.)
18.11 32 1 Произведения о детях. Понятие о повести, главах повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.
19.11 33 2 24.11 34 3 Произведения о детях.
Книги о детях. Обсуждение рассказа К. Станюковича «Максимка», прочитанного самостоятельно. Определение главной мысли произведения. -Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения выразительно
25.11 35 4 Произведение русских писателей о детях. Работа с рассказом Д. Мамина – Сибиряка «Вертел»: слушание, оценка поступков героев рассказа. Работа с книгами – сборниками произведений русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.
26.11 36 5 Произведение русских писателей о детях. Обобщение. Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (в учебнике). Работа со схемой «Дети – герои произведений русских писателей». Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете.
Произведения зарубежных писателей (7 ч.)
01.12 37 1 Произведения о детях. В. Гюго. Работа с произведением В.Гюго «Козетта» - слушание, работа с текстом каждой главы, образ Козетты. Определение позиции автора, Формирование своей точки зрения.
Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.
Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.
02.12 38 2 Произведения о детях. В. Гюго.
03.12
39
3
Произведения зарубежных писателей о детях.
Знакомство с приключенческой повестью. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Анализ образа главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь). Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.
08.12 40 4 Сказки зарубежных писателей. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди». Целостное восприятие сказки. Работа со сказкой: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора (что хотел сказать автор). Устный и письменный отзыв о произведении. Работа с книгами – справочниками. (значение слов, имён).Слушание сказки «Самое невероятное». Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).
09.12 41 5 Х.-К. Андерсена «Самое невероятное» 10.12 42 6 Произведения Х.-К. Андерсена. Знакомство с новым жанром произведения Х.-К. Андерсена – стихотворением. Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение, наизусть. Инсценирование стихотворения. Изготовление иллюстрированной книги – самоделки «Дети года».Работа с книгами Х.-К. Андерсена. Аннотация к самостоятельно прочитанной книге Х.-К. Андерсена. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.
15.12 43 7 Книги зарубежных писателей. Обобщение. Конкурс: «Книгочей класса» по изученным произведениям. Работа по рубрике «Проверь себя» или комплексная контрольная работа: обобщение по разделу, проверка уровня усвоения материала. Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.
В мире книг (6 ч.)
16.12 44 1 Книга книг – Библия. Работа с разными изданиями детской Библии, знакомство с библейскими преданиями и их заповедями. Сравнение библейских приданий с народными сказками.
Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением.
17.12 45 2 Мифы Древней Греции. Особенности славянского мифа (язык, герои). Работа с текстом, выделение эпизодов "Пробуждение Матери Сырой Земли", «Появление человека» и «Вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Особенности построения текста, выделение пословиц (мудрых мыслей). Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнеиндийского мифа «Творение». Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.
22.12 46 3 Мифы народов мира Знакомство с китайскими мифами. Работа с книгами мифов народов мира. Слушание Древнекитайского мифа «Подвиги стрелка И»
Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.
Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
23.12 47 4 Мифы народов мира
24.12 48 5 Книги Древней Руси Знакомство с первыми книгами Древней Руси - памятниками культуры. Понятие о житии как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему.
12.01 49 6 Первая славянская
азбука.
Знакомство с пертым русским Алфавитом – кириллицей, именами славянских просветителей- Константином (Кириллом) и Мефодием. Самостоятельное чтение «Наставление Ярослава Мудрого», Составление «Повести о Никите Кожемяке» с былиной «Никита Кожемяка» и былиной в пересказе Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь». Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).
Произведения Л.Н. Толстого (7 часов)
13.01 50 1 Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого. Повторение произведений Л.Н. Толстого. Многообразие тем и жанров (рассказ, басня, былина, сказка, быль). Герои произведений. Справочный материал о писатели из детских книг и энциклопедий. Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения.
51 2 Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Акула» Работа с рассказом: сюжет, кульминация произведения. Герои произведения: характеры и поведение. Усвоение нравственного опыта героев произведения. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения
14.01 52 3 Басни Л.Н. Толстого
Знакомство со сказками Л.Н. Толстого – народными в пересказе, в обработке, авторскими. Герои сказки. Диалоги героев. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
19.01 53 4 Научно-популярные рассказы Л.Н. Толстой «Черепаха». Закрепление понятия «басня». Работа с басней: деление на части, определение морали. Сравнение Басен Эзопа и Л.Н. Толстого. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
20.01 54
5 Познавательные рассказы Л.Н. Толстой «Русак»
Познавательный рассказ – повествование Пейзаж зимней ночи (описание). Особенности лексики. Сравнение художественных и научно-познавательных рассказов Толстого Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию. Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.
21.01 55
6 Былины Л.Н. Толстого. Слушание авторской былины. Характеристика былинных героев: благородство, богатырская сила Сравнение авторской былины с народной. Творческая работа «Рассказ о богатыре». Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, вести беседу о прослушанном, слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.
26.01 56
7 Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого»
Выполнение заданий по изученным произведениям Л.Н. Толстого. Выполняет задания по изученным произведениям Л.Н. Толстого.
Стихи А.А. Блока (2 ч.)
27.01 57
1
Стихи о родине А. Блок
Определение темы стихотворения, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма чтения. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворения А. Блока «Россия» с фольклорным произведением «Песня-слава «Русская Земля»» Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
28.01 58
2
Стихи А.А. Блока для детей. Работа со стихотворением – первичное восприятие, комментирование заголовка, Определение интонационного рисунка, подготовка выразительного чтения. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
Стихи К.Д. Больмонта (4 ч.)
02.02 59 1 Стихи о Родине и природе К. Бальмонт. Чтение стихотворений, определение тем, комментирование заголовков. Повторение понятий «рифма», «строка», «строфа». Подготовка выразительного чтения. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения.
Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.
03.02 60
2
Стихи о Родине и природе К. Бальмонт. Называть особенности стихотворной формы записи текста. Находить в текстах произведений средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.
04.02 61 3 Стихи о природе К. Бальмонт. Чтение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор. Повторение: логическое ударение. Подготовка выразительного чтения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
09.02 62 4 Сказочные стихи К. Бальмонт. Особенность сказочных стихов – определение темы, интонационного рисунка, роли автора – рассказчика. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета).
Произведения А.И. Куприна. (4 часа)
10.02 63 1 Рассказы о животных. А.И. Куприн.
Чтение рассказа, объяснения заголовка. Аналитическое чтение: выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.
11.02 64 2 Сказки и легенды русских писателей.
Выставка книг с легендами русских писателей. Написание аннотации к выбранной книге. Слушание легенды А. Куприна «Четверо нищих» Произведение фольклора на страницах детских газет и журналов. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.
16.02 65 3 Произведение о животных. Работа с книгами о животных – титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, справка об авторе. Слушание рассказа Э. Сетона – Томпсона «Веннипегский волк». Самостоятельное чтение очерка В. Пескова «В гостях у Сетон – Томпсона». Творческая работа: написание отзыва о прочитанном произведении о животных. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).
17.02 66 4 Обобщение.
Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» в тетради или комплексная контрольная работа. Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете.
Стихи И.А. Бунина. (3 ч)
18.02 67 1 Стихи о природе И. Бунин
Первичное восприятие стихотворении (читает учитель или учащиеся). Сравнение стихотворений – определение (темп, тон, ритм). Выполнение заданий. Заучивание наизусть одного стихотворение. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
24.02 68 2 Стихи русских поэтов.
Повторение стихотворений русских поэтов. Слушание стихотворений русских поэтов (учащиеся читают наизусть по желанию). Самостоятельное чтение очерка К Чуковского «Н. Некрасов». Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения
25.02 69. 3 Обобщение.
Выполнение заданий в учебнике, индивидуальный опрос. Самостоятельное выполнение заданий в тетради, самопроверка по образцу и самооценка своей работы. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Читать наизусть стихотворения. Заполнять схему «Стихи русских поэтов».
Произведения С.Я. Маршака. (8 ч.)
02.03 70 1 Стихотворения С.Я. Маршака. Повторение изученных произведений С.Я. Маршака изученных в 1-3 классах. Жанры произведений С.Я. Маршака (загадки, стихи, сказки). Работа со стихотворением «Словарь»: самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать
на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
03.03 71 2 С. Маршак «Загадки». «Зеленая застава» 4.03 72 3 Пьесы- сказки С.Я. Маршака. Чтение пьесы – сказки «Двенадцать месяцев» (избранные картины). Понятия «пьеса», «действие», «картина», «действующие лица», «диалог», «реплика», «ремарка». Работа с пьесой по действиям (картина): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Творческая работа –подготовка спектакля. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).
Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.
10.03 73 4 Пьесы- сказки С.Я. Маршака. 11.03 74 5
Пьесы- сказки С.Я. Маршака.
Чтение пьесы – сказки по действиям. инсценирование отдельных эпизодов. Творческая работа «Сочиняем пьесу - сказку» (работа в группах) Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста.Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях.
16.03 75 6 С. Маршак – переводчик.
Работа со стихотворением Р. Бёрнса «В горах моё сердце…» - чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть (по желанию). Справка об авторе (работа со справочной литературой) Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.
17.03 76 7 Контрольный урок Комплексная разноуровневая контрольная работа. Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках. Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.
18.03
77 8 Маршак сказочник, поэт, драматург, переводчик. Работа с детскими книгами С.Я. Маршака. Презентация творческих работ. Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач .Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).
Стихи Н.А. Заболоцкого (3 ч.)
01.04 78 1 Стихи для детей Н.А. Заболоцкого. Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н. Заболотского «Детство» и И. Сурикова «Детство». Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Работать с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении.
06.04 79 2 Стихи Н.А. Заболоцкого. Сравнение стихотворений - тем, главной мысли, строф, средств выразительности. Выразительное чтение (паузы, логическое ударения).
Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.
07.04 80 3 Стихи русских поэтов Работа с книгами стихов (по группам) – выбор книг стихов по темам, по авторам. Выразительное чтение подготовленного стихотворения. Составление списка фамилий русских поэтов. Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.
Произведения о детях войны (4 ч.)
08.04 81 1
Произведения о детях войны. Герой произведения – ребёнок. Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою. Подготовка выразительного чтения или пересказа одного эпизода. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия и рассуждать о них
Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.
13.04 82 2
Произведения о детях войны.
14.04 83 3 Книги о детях войны. Книги о жизни детей в годы войны (время и место действия, герои, их поступки, игры). Слушание стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста». Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребёнке). Оформление книги-самоделки «Герои любимых книг». Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов .Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др.
Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях.

15.04 84 4 Книги о детях войны. Стихи Н.М. Рубцова (3 ч.)
20.04 85 1 Стихи о родной природе Н. Рубцов
Работа с текстом стихотворения – анализ строф, рифм. Описание берёз. Выполнение авторской позиции. Сравнение стихотворений С. Есенина о берёзе и Н. Рубцова «Берёзы». Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта.
21.04 86 2 Стихи о Родине Н. Рубцов.
Первичное восприятие (читает учитель),беседа, упражнение в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н. Рубцова «Тихая моя родина» и И. Никитина «Русь». Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Выразительно читать наизусть стихотворение.
22.04 87 3 Обобщение по разделу Стихи Н.М. Рубцова.
Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.
Произведения С.В. Михалкова (1 ч.)
27.04 88 1 Произведения С.В. Михалкого. Повторение произведений С.В. Михалкова. Чтение стихотворений, выполнений заданий в учебнике и тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения. Знакомство с книгой Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (рассматривание и рекомендации для самостоятельного чтения). Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Познакомиться с книгой Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения).
Юмористические произведения (2 ч.)
28.04 89 1 Юмористические рассказы о детях и для детей.
Повторение рассказов одетях Н.Носова, Л.Пантелеева, В.Драгунского, изученных в 1-3 классах. Понятия «юмор», «ирония». Чтение юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. .Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалоги.
29.04 90 2 Юмористические стихи.
Работа со стихотворением И.Гамазковоя «Страдания». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Заучивание наизусть (по желанию). Слушание рассказов В. Драгунского «Тайное становится явным». Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).
Очерки. (5 ч.)
05.05 91 1 Очерки о Родине
Закрепление понятия «очерк», «герой очерка», «тема очерка». Повторение изученных очерков. И. Соколова-Микитова «Родина» и М. Шолохова «Любимая мать-отчизна». Сравнение, определение тем и авторской позиции. Особенности жанра. Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.
06.05 92 2 Очерки о людях.
Работа с очерками, выделение их особенностей (герои, описания, способы выражения авторской точки зрения). Работа с информацией из очерков. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника.
12.05 93 3 Темы очерков
Очерки о писателях. Повторение произведений и очерков А. Куприна о Чехове, Р. Сефа о Дж. Чиарди, изученных в 3 классе.
Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.
13.05 94 4 Писатели о писателях.
Работа с разделом «Очерки и воспоминания» в учебной хрестоматии. Обобщение по изученным разделам. Творческая работа: написание очерка «Мой любимый писатель». Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.
18.05 95 5 Обобщение по разделу «Очерки» Самостоятельная работа с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь». Выполнение заданий в тетради (рубрика «Проверьте себя»), обобщение. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. Выполнять творческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально.
Путешествия. Приключения. Фантастика (7 ч.)
19.05 96 1 В мире фантастики. Слушание произведения Вагнера «Фея Фантаста». Сравнение сказок Н. Вагнера «Берёза» и Х.-К. Андерсена «Ель». Слово учителя о Н. Вагнере («о русском Андерсене»). Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Называть жанры литературных произведений, указывая их особенности. Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.
Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику.
20.05 97 2 Н.П. Вагнер «Берёза» 25.05 98 3
Книги Н.П. Вагнера Знакомство с книгами Н. Вагнера разных годов издания. Слушание произведения Н. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки «Руф и Руфина», сравнение её со сказкой Ц. Топелиуса «Зимняя сказка», изученной в 3 классе. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.
26.05 99 4 Приключенческая литература. Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гуливере. Чтение отдельных глав, Образ Гуливера (внешний вид, отношение к людям). . Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.
27.05 100 5 Приключенческая литература.
Работа с информацией о Дж. Свифте. Рассматривание книг Дж. Свифта о Гуливере. Слушание одной из глав книги «Гуливер в Стране великанов». Чтение очерка В. Рыбакова «О книге Дж. Свифта». 28.05 101 6 Обобщение по разделу Путешествия. Приключения. Фантастика Работа по рубрике «Проверь себя» или выполнение итоговой контрольной работы. Работать по рубрике «Проверьте себя» или выполнять итоговую контрольную работу.
Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете.
29.05 102 7 Библиотечный урок. «В мире книг». Работа с рубрикой «Книжная полка» Выразительное чтение стихотворения Н. Найденовой "Мой друг". Конкурс «Книгочей класса». Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.