Конспект урока технологии на тему Поздравительная открытка с отделкой выпуклой мозаикой (торцеванием) из бумаги (2 класс)


Тема: «Работа с бумагой. Поздравительная открытка с отделкой выпуклой мозаикой (торцеванием) из бумаги. Скручивание бумаги на стержне. Т.Б. ножницами»
Тип урока: ОНЗ
Класс: 2
Основные цели:
Метапредметные:
1) Формировать умение применять метод исследования в учебной деятельности.
2) Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Предметные:
1) сформировать представление о технике изготовления выпуклой мозаики (торцевании);
2) сформировать умение изготавливать трубочку - торцовочку;
3) Формировать умение составлять краткий план работы, правила безопасной работы.

Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня трудиться на уроке нам поможет пословица. Прочитайте её:
Слайд с пословицей.
«Какие труды, такие и плоды»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (если делать всё со старанием, аккуратно, внимательно, то и изделие получится красивое, аккуратное.)
- Я желаю вам трудиться сегодня на уроке с большим старанием, очень аккуратно и внимательно, чтобы у вас получились красивые изделия.
-Прочтите слова на доске и попробуйте догадаться, с каким событием и с кем они связаны.
Слайд со словами.
Тюльпан, подарок, ласка, любовь, март.
(С Международным женским днём 8 марта, с мамой.)
- Как вы догадались?
Слайд со словами.
(Мама окружает нас любовью и лаской, А 8 марта мы поздравляем мам подарками и цветами.)
Слайд со словами.
- А кого ещё вы поздравляете 8 марта? (бабушек, сестер)
- А как принято поздравлять в праздник? (говорить тёплые слова и дарить подарки)
- А как вы поздравляете с этим праздником своих близких?
- А какой подарок, может одновременно дарить красоту и нести в себе добрые и тёплые слова-пожелания? (открытка)
- Что чаще всего изображается на поздравительных открытках? (Цветы)
- Какие цветы дарят в женский праздник? (мимозы, тюльпаны, нарциссы)
Слайд.
- Какое изделие мы будем сегодня изготавливать? (поздравительную открытку)
-С какой целью? Для чего она нам нужна?
(Чтобы поздравить маму с Международным женским днём 8 марта)

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Сегодня на уроке изготовим вот такую поздравительную открытку.
(показ открытки)
- Как она называется? («Тюльпан»)
- Назовите части, из которых изготовлена открытка. (Основа, цветок)
- Из какого материала выполнена основа открытки? (из картона, альбомного листа)
- А сам цветок? (гофрированной бумаги)
- Из скольких деталей состоит цветок? (деталей много)
- Как называется рисунок, выполненный из небольших кусочков одного или различных материалов? (мозаика)
Слайд.

(показать на одном слайде разные виды мозаики)
Слайд с анимацией.
- Что необычного вы заметили в этой мозаике, чем она отличается от других?
(она выпуклая, а не плоская)
Слайд с открыткой.

- Мы раньше изготавливали выпуклую мозаику? (Нет)
- Хотите попробовать выполнить? (Да)
- Тогда составьте и расскажите алгоритм (последовательность) выполнения выпуклой мозаики.
(- Вы уверены, что составили последовательность верно?)
- У кого возникло затруднение, поднимите руку.
- Сформулируйте своё затруднение.
(Я не знаю в какой последовательности и как выполнять выпуклую мозаику.
Я не могу обосновать, что правильно выбрал последовательность выполнения.)

3.Выявление причины затруднения.

- У каждого из вас возникло затруднение. Что нужно сделать, чтобы его преодолеть?
( Нужно понять его причину.)
- Вспомните, какое задание вы выполняли?
( Составляли план-алгоритм выполнения выпуклой мозаики)
- В чём же причина вашего затруднения? Чего вы ещё не знаете?
( Мы не знаем, как выполнять выпуклую мозаику)
(как изготавливать открытку в технике выпуклой мозаики)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель урока? (узнать алгоритм изготовления выпуклой мозаики,
научиться последовательно изготавливать выпуклую мозаику)
- Для чего нам нужен этот алгоритм (последовательность)?
(чтобы изготовить открытку в технике выпуклой мозаики)
- Какова тема нашего урока? (поздравительная открытка «Тюльпан»)

(на доске или на слайдах появляются новые слова)
-Из какого материала изготовлена мозаика? (гофрированная бумага)
-Почему именно этот материал используется для этой мозаики? (он мягкий, хорошо держит форму)
- Чем похожи все детали мозаики? (одинаковые по форме и размеру)
- Какую форму имеет каждая деталь мозаики? Об этой форме мы говорили на уроке математики. (цилиндр)
- Чем отличается от обычного цилиндра? (Трубочка-цилиндр, полая, пустая внутри.)
- Что вы можете сказать про эту трубочку-цилиндр. Она какая? (объёмная)
- Разверните одну трубочку-цилиндр и скажите, какую форму она имела первоначально? (квадрат)
- Чем отличается квадрат от цилиндра? (квадрат плоский, а цилиндр объёмный)
- Мы умеем из плоского квадрата получать объёмную трубочку-цилиндр? (нет)
- Что же нам надо узнать? (как из плоского квадрата получить объёмную трубочку-цилиндр)
-Перед вами квадратики гофрированной бумаги. Как нам из них получить объёмную трубочку-цилиндр с донышком с одной стороны? (показываю большой квадрат.)

1)Пробное, поисковое практическое упражнение.

-Попробуйте скрутить квадрат так, чтобы получилась объёмная трубочка-цилиндр с донышком с одной стороны.
(ученики пробуют)
- У всех получилось скрутить как в образце?
- У кого получилось, выйдите, покажите. (показывают)

( для наглядности вызвать пару или одного ученика показать на большом квадрате)

- Что вы использовали, чтобы скрутить квадрат в трубочку-цилиндр? (стержень)
Если не получилось.
- Почему не получилось? (надо было скручивать вокруг какого-то предмета цилиндрической формы, трубочки, стержня)
- Значит, что сначала надо поставить в центр квадрата? (какой-то предмет цилиндрической формы, (с тупым концом) трубочку, стержень)

Реализация построенного проекта.

- Как скручивали вокруг предмета, стержня?

(1. Поставили предмет (стержень) в центр квадрата.
2.Смяли квадрат по форме предмета (стержня)
3. Прокатали предмет (стержень) между пальцами.)

- Какой стороной (частью) будем приклеивать получившиеся трубочки к основе? (нижней, короткой, донышком)
- Кто знает, как называется такая короткая сторона у предмета? (торец)
Слайд со словами.

- Как же будут называться трубочки с таким донышком-торцом? (трубочки – торцовки, торцовочки)
Слайд с анимацией.

- Какое название будет иметь техника изготовления мозаики из торцовок? (торцевание)
Слайд с анимацией.
- Молодцы, вот вы составили алгоритм.
- Я предлагаю записать его в виде вот такого эталона.

1. Торец предмета (стержня) поставим в центр квадрата.

2. Сомнём квадрат по форме предмета (стержня).


3.Прокатаем стержень между пальцами.
 

- Своё затруднение вы преодолели. Настало время учиться применять построенный алгоритм при изготовлении открытки.

- Когда можно вынуть предмет (стержень) из торцовочки - до приклеивания на основу или после? (после приклеивания)
- Почему? (трубочка помнётся, потеряет форму)
- В каком порядке будем приклеивать каждую следующую торцовочку? (торцовочку ставить рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.)
- Мозаика готова. Что делаем дальше? (приклеиваем на открытку готовую картинку-мозаику)
- Как картинку нужно расположить на открытке? (по центру)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Расскажите последовательность изготовления открытки.
- С чего начнём?
1. Выберем готовый или нарисуем на бумаге любой рисунок.
Слайд со словами.
2. Из полосок гофрированной бумаги нарежем на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.

3. Наносим клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок рисунка.
Слайд со словами.
4. Торец предмета (стержня) поставим в центр квадрата.

5. Сомнём квадрат по форме предмета (стержня).
Слайд со словами.


- Я вам открою один секрет: трубочки могут быть разными- с ровным краем или с торчащим, колючим.
- Как вы думаете, от чего это зависит?
- Чтобы трубочка получилась с ровным краем нужно закрыть квадратик сторона к стороне.
(показываю)
- А чтобы торчащая, с иголочками – то закрыть квадратик уголок к уголку. (показываю)

6. Прокатаем стержень между пальцами. Получится цветная трубочка-торцовочка.
7. Поставим ее на клей. Слайд со словами.

8. Вынем стержень.
Слайд со словами.

9. Каждую следующую торцовочку приклеиваем рядом с предыдущей. Стараемся ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
10. Сложим картон пополам и приклеим готовую мозаику на основу.

- Давайте подумаем, какие дополнения, изменения можно внести в эту открытку.
- Что можно сделать, чтобы картинка стала более пушистой, объёмной? (заполнить картинку сплошной мозаикой)
(показ образца)
- Обязательно такой рисунок использовать в открытке? (нет, можно другой)
- Сегодня я предлагаю вам на выбор несколько рисунков для торцевания.
(показ образцов)

Слайд с открытками, анимация

Повторение правил техники безопасности.
-Каким «опасным» инструментом будем работать сегодня на уроке? (ножницами)
-Почему ножницы «опасный» инструмент? (можно пораниться)
- Как ножницы должны лежать на парте? (в закрытом виде и острыми концами от себя)
- Как нужно передавать ножницы? (кольцами вперёд)
- Когда режем, куда должны смотреть острые концы ножниц? (вниз)
- Помните, что работать ножницами нужно не отвлекаясь, не разговаривая. Если вам нужно что-то сказать или передать соседу, то положите ножницы на парту, передайте, а затем продолжите работу.
- Как нужно наносить клей? (Чуть сдавливая флакон, аккуратно, точно по контуру)

Физминутка.

Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономность расходования материалов, приём скручивания трубочки – торцовки, нанесения клея и приклеивания деталей. Поощряет и отмечает качественную работу детей.

Включение в систему знаний.
- Какое изделие изготавливали сегодня на уроке? (открытка «Тюльпан»)
- Чему вы научились сегодня на уроке? (изготавливать выпуклую мозаику из трубочек-торцовок)
- Где вы можете применить новое знание? (при изготовлении газеты, аппликации, открытки)

Рефлексия деятельности на уроке.
- У кого не вызвала затруднений работа? (Молодцы!)
- У кого возникли затруднения во время работы? Какие?
- Какую оценку вы поставите себе за работу?

При оценивании обученности учащихся учитываются следующие критерии:
качество выполняемых новых технологических приёмов и готового изделия;
характер деятельности (репродуктивная, творческая)
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий

- Все открытки получились красивыми. Вы доставите радость своим родным и близким такими замечательными открытками!

- Пожелание, написанное внутри каждой открытки, служит проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности. Давайте подумаем, какие ласковые, добрые слова вы можете написать в своей открытке.
- Передавая вот это сердечко, расскажите о своей любви к маме, продолжив предложение.
«Мама, ты самая: »
«Мама, я хочу тебе пожелать: »
Слайд со словами.

(для наглядности, мягкое сердечко дети передавая друг другу, рассказывают о своей любви к маме.)

- Я хочу пожелать вам и вашим мамам добра, любви, счастья и как можно больше приятных и радостных моментов жизни.
- Большое спасибо за работу на уроке!















































Рисунок 1Рисунок 2‰ђ Заголовок 515