Из опыта работы Лэпбук как средство методической работы с педагогами ДОО

Лэпбук как средство методической работы с педагогами ДОО

Миронова Наталья Павловна
старший воспитатель
СП детский сад «Колобок»
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

Современного педагога невозможно представить без таких качеств, как оптимизм, жизненная активность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость, умение идти в ногу со временем, владение компьютерной техникой. Педагогам дошкольного образования необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетенции.
Помочь в этом может четко организованная в дошкольном учреждении методическая работа. Задачи методической работы можно сформулировать следующим образом:
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
Организатором методической работы является старший воспитатель.
Я, как старший воспитатель, нахожусь в постоянном поиске новых эффективных форм и средств оказания методической помощи педагогам нашего ДОО. Одним из таких средств стала для меня инновационная технология «Лэпбук».
Лэпбук (lapbook), как можно заметить из названия, – изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее, способ организации учебного материала.
Изучая эту технологию, я пришла к выводу, что она далеко не новая. Во времена всеобщего дефицита в детских садах педагогами создавались альбомы, папки-передвижки для детей по той или иной теме («Спорт», «Времена года», «Транспорт», «Животные» и т.п.), куда вклеивались картинки из книг, журналов, перекидных календарей. Конечно же, это были очень простые по оформлению вещи. Современные материалы, идеи оформления внесли в эти альбомы много привлекательного и поучительного.
Сейчас уже никто не оспаривает преимущество лэпбука в обучении и дошкольников. Я решила повернуть эту технологию в сторону педагогов нашего детского сада.
Как правило, все проходящие в детском саду семинары, педагогические советы, мастер-классы и т.п. фиксируются в протоколах, а выступления педагогов оформляются и собираются в папку-накопитель. Чтобы вернуться к понравившемуся опыту или алгоритму работы по той или иной технологии необходимо поднять этот материал и заново перечитать. Чтобы избавить педагогов от этой трудоемкой работы, я решила все ключевые аспекты собирать в лэпбуки.
Так были созданы лэпбуки на темы: «Изучаем ФГОС ДО», «Двигательная активность дошкольников», «Игровая технология», «Речевое развитие дошкольников   в соответствии с требованиями ФГОС», «Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований и перехода на ФГОС», «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Принцип оформления лэпбука для педагогов ничем не отличается от детского. Лэпбук может оформляться в виде «гармошки», «раскладушки», книги, блокнота.

Главной составляющей является внутренне содержание. Из всего многообразия информации по той или иной теме необходимо выделить только самое главное, что пригодилось бы педагогам в работе с дошкольниками. Что же является главным?
Например, в ходе изучения ФГОС ДО, я провела сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО, ФГОС ДО и ФГОС НОО, сделала основные извлечения из документа (направления развития дошкольников, виды детской деятельности, требования Стандарта).
После проведения семинара-практикума «Поддержка у дошкольников инициативы и самостоятельности в двигательной деятельности», я сделала подборку основных методов, приемов и форм работы с дошкольниками по данному направлению, составила примерный перечень оборудования для «Центра двигательной активности» и способов его использования в различных видах детской деятельности, игры с нестандартным оборудованием.
Для оказания помощи педагогам при организации образовательной деятельности с дошкольниками я составила лэпбук о формах, содержании, структуре, способах, методах организации данной деятельности.
Таким образом, делаются лэпбуки по самым востребованным для педагогов направлениям.
Анализируя работу педагогов по изучению той или иной темы, я пришла к выводу, что лэпбук обеспечивает доступ к необходимой информации, тем самым способствует повышению теоретической подготовки педагогов, помогает им выделить новое и главное для работы с дошкольниками, проанализировать имеющийся опыт, выбрать для себя наиболее приемлемые и эффективные формы, методы и средства работы.
15