Методическое сообщение на темуОсобенности курса сольфеджио для учащихся по классу аккордеона

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «Сольфеджио»
На тему
«Особенности курса сольфеджио для учащихся по классу аккордеона»
Хлапова Анна Александровна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
I квалификационной категории
МБУДО «Лениногорская Детская Музыкальная Школа им.Н.М.Кудашева»

Сольфеджио - учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха.
Профессиональный музыкальный слух является необходимым инструментом в любом виде деятельности музыканта. Он включает в себя как непосредственную реакцию на отдельные элементы музыкального языка, так и к творческой переработке звуковой информации художественного содержания.
Очевидно, что слух развивается, прежде всего, в ходе исполнительской, творческой и слушательской деятельности. В нашей школе учащиеся народного отделения по классу аккордеона и баяна ведут активную концертную деятельность - это оказывает многозначительную функцию в формировании слухового и слушательского опыта. Но, путь накопления слухового опыта в этом случае можно назвать самопроизвольным, в определенном смысле стихийным, в то время как в сольфеджио осуществляется планомерно – регулирующее воздействие на слух системой определенных методов и приемов.
Предметом моей педагогической заботы должно быть, воспитание активного, гибкого слуха, ориентирующегося в разных исторических, национальных и авторских стилях. Возникает важнейший вопрос, каким образом должно совмещаться формирование образца, всегда присутствующего в учебном процессе на определенных этапах усвоения знаний и его преодоление, являющееся залогом движения к новым знаниям? Ответ на этот вопрос звучит так: умело и осторожно вырабатывать образец, связанный с крепким усвоением норм, одновременно преодолевая его через демонстрацию особенного, своеобразно – неповторимого, индивидуального, что будет способствовать, как закреплению представлений о старом, так и знакомству с новым. Например, особенности стабильных монодических ладов выпукло предстают на фоне диатоники классического мажора и минора, поэтому нет надобности изучать их отдельно с промежутком в несколько лет. Нерегулярная ритмика дает хорошие представления о регулярной, равно как квадратные структуры легко обнаруживаются рядом с неквадратными и т.д.
Наполнение учебно-тематического плана новыми темами стало возможным благодаря концентрированному методу подачи материала. Знакомство со многими темами, изучаемыми ранее поэтапно в разных классах, теперь изучаем единым блоком, например при прохождении интервалов, сразу показываю звучание и выразительность всех интервалов. Только при сравнении звучания ученик не будет путать сексту и терцию, кварту и септиму и т.д. когда мы изучаем гармонический и мелодический минор, тут же даю понятие гармонического и мелодического мажора. Это открывает перед учащимися больше возможностей для творческих заданий. Данный метод, во-первых, высвобождает учебные часы для изучения других тем, во-вторых, дает возможность формирования целостной системы, удобной для восприятия учащимися.
Главным инструментом в формировании этих навыком является правильно отобранный материал. Для пения и чтения с листа большое значение имеет выбор литературы. Мы постоянно говорим о взаимосвязи предметов и в том числе сольфеджио и специальности. В своей практике я очень редко использую учебники по сольфеджио, так как считаю наиболее полезным сольфеджирование материала изучаемого по специальности. Например: Этюды для аккордеона, Юный аккордеонист Р.Бойцова, Черни на аккордеоне, Школа игры на аккордеоне Р. Бажилина, П. Лондонова, В.Лушникова, А. Мирека.
При изучении любого музыкального материала не только пропевается мелодия, но одновременно определяется форма произведения, особенности гармонического языка, ритмическая сторона пьесы, способы развития музыкального материала.
Все это значительно помогает ученикам в освоении практических навыков и решении тех задач, которые появляются на уроках специальности, а также способствуют повышению исполнительского уровня.
Еще одним немаловажным моментом является развитие творческих навыков. Опять хочется затронуть взаимосвязь предметов. В нашей школе учащиеся по классу аккордеона на художественный зачет играют 1 пьесу подобранную самостоятельно по слуху с аккомпанементом. Для этого учащийся должен иметь ряд навыков:
допевать мелодии до тоники;
сочинять ответные фразы;
сочинять мелодию на данный ритмический рисунок или на стихотворный текст;
сочинять ритмический аккомпанемент к мелодии;
сочинять мелодии определенного жанра, характера, с использованием заданных выразительных средств;
сочинять мелодии к данному аккомпанементу;
подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
игра аккомпанемента по цифровке.
Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе «Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся.
Свою работу мне хочется закончить слова И. И. Земцовского
«Сольфеджио – самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин музыканта. Она посвящена святому святых музыкальной профессии, ее главному инструменту – музыкальному слуху».
15