Работа над выразительными художественными средствами исполнения на калмыцкой домбре.


Эрдниева Галина Ивановна, преподаватель по классу к. домбра СЗД, стаж 13лет , МБУ ДО ,,ДШИ им. А.К Сирохи “.
Урок подготовлен с ученицей 4 кл – Таскировой Полиной . 
Открытый урок
Тема: «Работа над выразительными художественными
средствами исполнения на калмыцкой домбре»









Тема: «Работа над выразительными художественными средствами исполнения в классе калмыцкой домбры»
Урок проводится с учащейся 4 класса Таскировой Полины
Цель урока: достичь эмоциональности и выразительности исполнения через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащейся.
Задачи урока:
Обучающие:
- умело пользоваться средствами музыкальной выразительности;
-научить анализировать музыкальное содержание произведений;
- грамотно работать над текстом.
Развивающие:
- развивать умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения;
-способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости;
- стимулировать творческую активность.
Воспитательная:
- закрепить интерес к исполненным произведениям;
- воспитать художественный вкус.
Методы работы:
- словесное объяснение;
- показ на инструменте;
- анализ;
- тренировка.
Регламент урока: 45 минут.
План проведения урока.
1.Организационный момент.
Вступительное слово – 5 минут.
Музыка – это великое искусство. Когда мы слушаем музыку, она вызывает в нашей душе эмоциональный отклик. Характерной особенностью профессионального исполнения произведений любой трудности – является художественная завершённость его трактовки. Это означает прежде всего выявление характера музыки или музыкального образа с помощью выразительных средств. Комплекс выразительных средств исполнения у домбриста, как и у других инструменталистов, включает следующие понятия: динамика, артикуляция, агогика, тембр, аппликатура. Каждое из этих средств окраски имеет свои конкретные приёмы исполнения; выразительные нюансы, оттенки. Их следует шаг за шагом осваивать на практических примерах.
2.Практическая часть. Работа над произведением.
Работа над произведением Р.Шумана «Смелый наездник» - 10 минут.
Цель: безошибочное исполнение ритмического рисунка, динамическое развитие.
Задачи: повышение технического уровня исполнения произведения; раскрытие характера.
Работа над произведением П.Чайковского «Итальянская песенка» - 10 минут.
Цель: совершенствование звуковедения.
Задачи: умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для эмоционального, выразительного восприятия музыкального материала.
Работа над произведением к.н.п. «Овшин хөөч» обр. Э.Басанова – 10 мин.
Цель: повышение уровня технического исполнения произведения.
Задачи: целеноправленное овладевание исполнительской техникой, как средством достижения возможности «звукотворчества»
3.Домашнее задание.- 5 минут
Цель: проверка усвоения полученного материала на занятии, планирование самостоятельной работы учащегося дома.
Задачи:
1.П.Чайковский «Итальянская песенка» - работа над качеством звукоизвлечения,
отработать кульминационные моменты.
2.Р.Шуман «Смелый наездник» - отработать ритмические группы.
3.к.н.п. «Овшин хөөч» обр. Э.Басанова – работать над лёгкостью исполнения вариаций.


4.Заключение – 5 минут.
Работа над выразительными художественными средствами исполнения даёт
возможность:
- задуматься над смыслом и содержанием музыки как вида искусства;- понять назначение выразительных средств при работе над художественным образом или характером музыкального произведения;
- глубже вникнуть в нотный текст и авторский замысел произведения;
- сознательно и целенаправленно овладевать исполнительской техникой как средством достижения возможности «звукотворчества» ;- воспитывать творческие отношения к нотному тексту и к музыке вообще;
- формировать критическое (оценочное) отношение к собственному исполнению и к исполнению другого музыканта на уровне профессионального музыкально – образного мышления.
Cписок литературы:
1. В.В.Карпенко «Хрестоматия педагогического репертуара для музыкального училища»
2. Э.Э.Басанов «Домбрин айсмуд»