Подготовка к выполнению задания тестов ЕГЭ на тему Формирование у учащихся умения работать над изобразительно-выразительными средствами языка в стихотворениях поэта-земляка В .М .Мешавкина.


Формирование у учащихся умения работать над изобразительно-выразительными средствами языка в стихотворениях поэта-земляка В .М .Мешавкина.
Подготовка к выполнению задания тестов ЕГЭ
Читательская грамотность -необходимая составляющая качественной подготовки к государственной аттестации по русскому языку и литературе. Цель состоит в том, чтобы воспитать филологически грамотного читателя, способного ориентироваться в мире текстов.
Под определением «филологически грамотный читатель» мы понимаем ученика, который способен адекватно воспринимать текст, содержащий изобразительные средства языка ,опознавать средства художественной изобразительности. Такой ученик владеет элементарными навыками анализа текстов разных стилей, использует изобразительно-выразительные средства в собственной речи и стремится к ее совершенствованию..Необходимо на уроках и внеклассных мероприятиях создать методические условия, обеспечивающие эффективное совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, связанной с анализом эстетических особенностей художественных и публицистических текстов на уроках русского языка .Для этого, я считаю ,надо создавать на уроках живую учебную ситуацию.Эмоции, настрой автора и произведения передаются при помощи всего богатства средств языка. Метафоры, сравнений, фразеологизмы и другие изобразительно-выразительные средства всегда используются при написании .Главная задача текста – передать авторские эмоции, создать у читателя соответствующее настроение. Тексты должны воздействовать на воображение читателей, «включая» их фантазию.
Для создания живой учебной ситуации при работе над текстом и выявлении художественных средств я приглашаю на уроки и внеклассные мероприятия почетного гражданина Нижнесергинского муниципального района михайловского поэта В.М. Мешавкина, автора 5 книг. О своей поэзии он пишет: «Каждая строфа, рождаясь по зову души,- это всегда необходимость, искренняя, как исповедь», «Возвожу стихов поленницы, как дрова готовят на зиму»
Главной приметой стихов В.М.Мешавкина является преклонение перед природой, скромной и небогатой, но такой дорогой уральскому сердцу. Емко, образно описывает он уральскую природу: «Дождь ударил дробно в крыши, словно в сотни барабанов»; «Видать весна легла в постель, насквозь продутая ветрами»; «Словно кто над прудом крутит золотые веретена»; «Запряжем давай метель» и т.д. Только человек ,истинно любящий свою малую родину. мог так написать: « Упал закат за огороды», «Осень кутается в старый платок», «Опять трава асфальт ломает, весенний день ласкает взгляд, и прет сирень навстречу маю, аж палисадники трещат»Заслуживают внимания и его стихи о прославленных людях района ,о России, о матери, о женщинах. В течение учебного года я провожу две встречи с поэтом : знакомство с новыми стихами и их анализ . На таких занятиях учащиеся вместе с В.М Мешавкиным интерпретируют текст, формируют понимание того, что стоит за языковыми средствами текста, восстанавливают авторский замысел. Считаю, что уроки-встречи полезны для обучающихся.