ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Работа с начинающими в классе специального фортепиано


Обобщение опыта. Работа с начинающими в классе специального фортепиано.
Квимсадзе Н.Л.Преподаватель фортепиано, концертмейстер.
Начальное обучение игре на фортепиано – не изолированная область работы с учеником, подчиняющаяся принципиально особым требованиям, а часть общего процесса, имеющая, однако, свои специфические особенности. Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большей мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а могут отразиться и на всем будущем ученика. Ребенок не только впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные впечатления, но и активно – по мере своих детских возможностей – проявлять себя в области музыки[1].
Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность. С младшего школьного возраста начинают закладываться основы нравственных ценностей. В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные подходы и направления к духовно-нравственному воспитанию и изучению эстетических чувств, с целью найти оптимальные пути их развития. В этом отношении Д.Кабалевский подчеркнул, что «необходимо такое поступательное, эстетическое развитие, - когда понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни» [2].
Результатом музыкального воспитания и развития является желание и умение ребенка слушать музыку, желание поделиться услышанным с кем-либо из окружающих его людей, применить свой опыт в практической деятельности. Непосредственным источником музыкальных впечатлений является сама музыка.
«Музыка – это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, раскрывает внутренний мир, всё богатство его мыслей и чувств» (Д.Кабалевский). Главной задачей для педагога является не только формирование музыкально-исполнительских навыков, но и первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:
- развитие музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
- знакомство с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
- приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности;
- формирование исполнительских навыков в игре на инструменте;
- развитие музыкальной грамотности, что позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно;
- воспитание оценочного отношения к музыке, к её исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;
- создание фонда любимых музыкальных произведений.
Вопросы воздействия произведений искусства на эстетические чувства и формирование первоначальных основ музыкальной культуры рассматривали А.Г.Егоров [3], Л.Н.Коган [4], Л.А.Безбородова [5]. В работах этих авторов отражен поиск форм и методов повышения качества усвоения знаний, умений личности воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира.
Проблемой формирования и развития музыкальной культуры, музыкально-исполнительских навыков у детей занимались многие педагоги-музыканты, среди них Д.Б.Кабалевский, Л.А.Баренбойм [6], Г.Г.Нейгауз [7]. В настоящее время этому вопросу уделяется много внимания в работах Н.Л.Гродзенской [8], В.К.Белобородовой [9], Н.С.Осенневой [10], Д.Б.Эльконина [11]. В отечественной музыкальной педагогике можно отметить работы Р.Р. Джердималиевой [12], Кульмановой [13], Е.Ш. Козыбаева [14].
Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Творческая организация музыкальных занятий, направленная на развитие у учащихся интереса к музыкальному искусству, а так же самостоятельному мышлению, проявлению собственной инициативы, выражению своего отношения к музыке составляет одну из задач музыкального образования.
Современная методика обучения игры на фортепиано основывается на таких принципах, при которых значительное внимание направленно на воспитание творческой личности, на развитие музыкального и эмоционального потенциала учащихся, повышение уровня их интеллектуального развития. Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, развивать их художественный вкус, творческую активность, духовно-нравственное воспитание[15].
Цель исследования (методической работы): определить и теоретически обосновать эффективность педагогических условий формирования музыкально-исполнительских навыков у учащихся младших классов в процессе обучения игре на фортепиано.
Актуальность данного исследования: формирование музыкально-исполнительских навыков неразрывно связано с музыкальной культурой и духовно-нравственным воспитанием младших школьников.
Тема исследования: исполнительская деятельность в классе фортепиано школы-комплекса эстетического воспитания №8 г. Петропавловска.
Объект исследования: процесс учебной деятельности младших школьников в классе специального фортепиано школы-комплекса эстетического воспитания № 8.
Предмет исследования: формирование музыкально-исполнительских навыков младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения игре на фортепиано использовать специальные виды и формы практической деятельности, то формирование музыкально-исполнительских навыков младших школьников будет более эффективным.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и музыковедческую литературу по исследуемой проблеме;
Проанализировать педагогические приемы и методы по формированию музыкально-исполнительских навыков у учащихся младших классов в процессе обучения игре на фортепиано;
Выявить и обосновать педагогические, содержательно-организационные и методические условия формирования музыкально-исполнительских навыков в классе специального фортепиано школы-комплекса эстетического воспитания № 8.
Методы исследования:
Монографический – анализ психолого-педагогической, научно-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала.
Эмпирический метод – наблюдение, беседа.
Практические методы - методы практического освоения музыкальной информации.
Методы практического освоения музыкальной информации основаны на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений.
Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации[16].
Для организации музыкальной практической деятельности ученика используются музыкальное лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.
1.Ритмические карточки.
Работа с ритмическими карточками стала одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Активная деятельность по изучению, осознанию и раскладыванию ритмических карточек очень увлекает детей. Для работы используется набор карточек с различными ритмическими схемами. Самые первые карточки из отдельных ритмических единиц. Например, карточки для целых, половинок, четвертей, отдельных и сдвоенных восьмых, отдельных и сдвоенных шестнадцатых, групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, половинки с точкой, триолей из восьмых, восьмой с точкой и всех необходимых пауз. Ритмическое лото может иметь много вариантов. Набор карточек чаще всего определяется ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром. Наиболее простой и понятной системой ритмических карточек для первого ознакомления с ритмическими формулами являются карточки в размере 4/4, так как тогда ребенок лучше понимает, почему длительности называются четвертями или восьмыми. Постепенно можно усложнять ритмические блоки, вводя разные размеры, ритмические группировки, включая синкопы, паузы, триоли.
Работа с ритмическими карточками может преследовать самые разнообразные цели в зависимости от конкретных учебных задач с каждым конкретным учеником.
Самые первые задания заключаются в освоении равномерного пульса четвертей, что формирует восприятие метрической основы музыки. Весьма полезно сопровождать все ритмические схемы равномерным пульсом, который исполняется другой рукой. Затем осваиваются все варианты дробления длительностей. На этом этапе ученик должен получить как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. Можно рассматривать все ритмические схемы, проговаривать их на ритмические слоги, прохлопывать. Можно найти немало детских пьес, которые легко превратятся в ансамбли. В этих ансамблях ученик играет несколько звуков или интервалов в заданном ритме, а педагог играет все остальное. По мере двигательного и слухового закрепления ритмических рисунков можно вводить названия длительностей, некоторые теоретические понятия. Для формирования и закрепления представлений о такте и размере можно использовать игру по расселению нот в гостинице по комнатам - тактам. Будет полезно, если на самих карточках записывать знаки размера. Это может вызвать вопрос ученика и последующее объяснение нового понятия.
Работа с ритмическими карточками дает возможность на элементарном, доступном материале охватывать широкий круг проблем. На материале ритмических карточек можно воспитывать навыки охвата крупных ритмических построений. Ученик получает возможность составлять из карточек ритмические цепочки, проявляя свои творческие задатки. Более сложным заданием является выкладывание ритмического диктанта, когда ученик выкладывает из карточек ритмический рисунок мелодии, которую играет педагог. Это готовит мышление ребенка к восприятию протяженной формы, что, как известно, достаточно сложно.
Следующий этап работы с карточками - узнавание знакомой мелодии по ритму. Эта работа уже активизирует звуковые представления ученика, хотя ещё и не связана с нотной записью. На самом первом этапе подбираются песенки на одинаковый ритм. Ученик должен прочитать ритмический рисунок, осознать его и назвать эти песенки. После успешных опытов в определении сходства и различия, можно дать более сложную задачу - найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок, соответствующий прозвучавшей музыке. Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти ритмический рисунок знакомой мелодии из имеющихся карточек.
Обучение с помощью ритмических карточек может проходить в различных формах. Желательно, чтобы работа по ритмическим карточкам шла параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет моторную природу. Нужно подкреплять все ритмические формулы движениями - прохлопывать, проговаривать, шагать, рисовать вертикальные палочки.
2.Карточки для освоения нотной грамоты, компьютерная игра для запоминания нот скрипичного и басового ключа.
Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой" приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Последовательность освоения нотных карточек может быть различной. Элементарные нотные карточки могут содержать только одну или две ноты. Цель - освоение записи и расположения ноты на нотном стане. Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с четким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению нот с листа.
Важно, что теоретические знания на самом начальном этапе обучения появляются только при необходимости, так как "теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются". Поэтому освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным.
3.Решение задач, ребусов и загадок.
Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления.
Например, в пособии "Пианист-фантазер" приведены интересные ребусы, загадки, кроссворды, игры, вызывающие интерес детей. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов работы в музыкально – образовательном учебном процессе в классе специального фортепиано.
База исследования: младшие учащиеся класса фортепиано общеобразовательной школы-комплекса эстетического воспитания №8 г. Петропавловска.
Заключение
Таким образом, на основе анализа и обобщения научно-педагогической, музыковедческой литературы в рассмотрении вопроса о формировании музыкально-исполнительских навыков младших школьников в классе специального фортепиано, сделаны следующие выводы: развитие музыкально-исполнительских навыков школьников должно быть специальной, чётко обозначенной целью педагога в процессе обучения музыкальному исполнительству; использование методов практического освоения музыкальной информации позволяет сделать процесс формирования музыкально-исполнительских навыков младших школьников более эффективным.В организации музыкально-практической деятельности особое место уделялось ансамблевому музицированию, как виду исполнительской деятельности. Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого развития исполнительских и эстетических качеств учащегося. Это способствует духовно-нравственному развитию учащихся, обогащению опыта художественно-исполнительской деятельности.
Задействованныеформы фортепианной исполнительской деятельности, как внеклассные мероприятия, концерты и конкурсы способствовали повышению интереса к практической деятельности, развитию музыкально-исполнительских навыков, художественному творчеству. На протяжении работы над методической темой удалось просмотреть рост каждого участника.Проведённая методическая работа показала, что используемые виды и формы практической деятельности являются эффективным средством в формировании музыкально-исполнительских навыков младших школьников, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Список использованных источников
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1982.– 107 с.
Кабалевский Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1982.
Егоров А.Г. Проблемы эстетики. - М., 1974.
Коган Л.Н. Художественный вкус. – М., 1968.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. Изд.4-е.-М., 1982.
Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969.
Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников. – М., 1975.
Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2002.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
Джердималиева Р.Р. Методические рекомендации по вопросам преподавания музыки в общеобразовательной школе. - А: Мектеп, 1986.
Кульманова Ш.Б. Научно-педагогические основы воспитания младших школьников средствами казахской народной музыки. – Алматы, 2000.
Козыбаев Е.Ш. Формирование эстетической культуры старшеклассников средствами казахского музыкального фольклора: Автореф. дис. канд. – Алматы, 1998. – 23 с.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М., 2002.
Егорова Л.В. Методы развивающего обучения на уроках фортепиано. http://metodic-school.ru/?m=8763
Щапов А. П. Фортепианная педагогика М., 1960. – 56 с.
Слезко А.А. Некоторые вопросы работы с начинающими в индивидуальном классе (фортепиано).
Мухитова А.К. К вопросу о развитии фортепианного искусства в Казахстане. http://nblib.library.kz/elib/library.kz/jurnal/f_2007_3/Muxitova0703.pdfДжердималиева Р.Р., Момбек А.А., Ахметова З.Р. Музыкальное образование в Казахстане (Хрестоматия): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. Вып.1.-Алматы, 2004.-265с.