Доклад по методике преподавания фортепиано на темуСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
«Литература для фортепиано предъявляет необыкновенные требования к памяти музыканта — более значительные и сложные, чем литература для какого-либо другого инструмента» (А. Стоянов) [12, с. 5]. Все более усложняющаяся фактура фортепианных сочинений, разнообразные гармонии, полифонические особенности фортепианного материала — все это предъявляет высокие требования к музыкальной памяти обучающегося игре на этом инструменте.
Память человека развивается в деятельности. В соответствии с характером деятельности память приобретает специфические черты. Однако процессы памяти во всех областях жизни и деятельности подчиняются общим закономерностям.
Деятельность в области музыкального искусства предполагает, в первую очередь, способность оперировать звуками, воспринимать, представлять, запоминать и воспроизводить их.
Можно выделить следующие виды музыкальной памяти: двигательный, эмоциональный, зрительный, слуховой и логический. В области музыкального искусства ведущими являются эмоционально-слуховая, логическая и двигательная.
А. Д. Алексеев определяет музыкальную память как «понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти» [12, с. 8].
Музыкальная память — это, прежде всего слуховая память, так как музыка воспринимается человеком с помощью слуха. В основе запоминания музыкального произведения лежит образование слуховых представлений.
Немаловажную роль в запоминании музыкального материала играют и другие виды памяти, и, в первую очередь, логическая память. Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью. Главную роль в ней играет вторая сигнальная система, т.е. мышление.
Многие музыканты-пианисты неоднократно указывали на необходимость развития логического компонента музыкальной памяти. Большинство и них подчеркивают целесообразность тщательного анализа музыкального материала при выучивании его наизусть (болгарский пианист-педагог А. Стоянов, Г. Г. Нейгауз)
Осмысленный анализа в процессе фортепианного обучения — эта преимущественная особенность в работе со взрослыми учащимися, которая способствует продуктивности процесса обучения.
Продуктивность запоминания различного рода материала, в том числе и музыкального, в значительной мере зависит от того, насколько этот материал понят, осмыслен. Осмысленность заучивания — одно из главных условий его успешности.
Запоминание может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное запоминание не связано с разрешением определенной задачи. Так, пианист может совершенно непроизвольно запомнить не только музыку, но даже пианистические движения. Однако появившиеся в этих условиях образы памяти непрочны и могут так же неожиданно исчезать, как и появляться.
Произвольное запоминание, наоборот, достигается путем сознательного стремления удержать что-либо в памяти. При этом желание запомнить, целевая установка имеют решающее значение. Преимущество сознательного запечатления сказывается в прочности и длительности его сохранения.
Зрительная память для музыкантов также имеет немаловажное значение, поскольку они имеют дело с чтением нотного текста, с «топографией» клавиатуры.
Для музыканта-исполнителя весьма важным подспорьем в работе является хорошая двигательная память (моторная), связанная со слуховой, иначе говоря слухо-моторная.
Внимание развивается во взаимодействии со всеми другими психическими процессами. Оно необходимо во всяком труде, особенно в творческом. Внимание определится психологами как произвольное и непроизвольное. Работа музыканта-исполнителя требует произвольного внимания. Оно характеризуется активностью, наблюдательностью, концентрацией и избирательностью.
Произвольное внимание — это сосредоточенное углубление в работу под влиянием поставленной цели. Такая концентрация внимания может достигать очень высокого уровня, при котором произвольное внимание переходит уже как бы в непроизвольное, не требующее усилий воли. Это наблюдается тогда, когда человек настолько увлечен своим делом, что выполнение его осуществляется легко.
С произвольным вниманием связано и распределенное внимание, которое наблюдается при одновременном выполнении нескольких действий. Пианистам неизменно приходится оперировать распределенным вниманием, то есть в поле внимания иметь то, что важнее в данный момент, одновременно осуществляя при этом контроль и за другими действиями.
Произвольное внимание выражается в устойчивости, которая в большей степени зависит от заинтересованности и целеустремленности. Чтобы добиться устойчивого внимания, как художественная, так и техническая работа должны строиться на постоянном включении новых задач и возможном разнообразии методов.
В музыкальном обучении, чтобы активизировать внимание ученика и не давать ему рассеяться, педагог пользуется различными приемами: интересными ассоциациями, методом вопросов и ответов и главное — увлекательным музыкальным показом.
Положительное воздействие мнемичоской установки, т. е. установки на запоминание, значительно возрастает, когда запоминание музыкального материала осуществляется посредством рациональных осмысленных приемов. Рассмотрим некоторые особенности непроизвольного и произвольного запоминания музыкального материала в работе с обучающимися игре на фортепиано различного возраста.
Учащиеся младшего школьного возраста запоминают музыкальные произведения в основном непроизвольно. Связано это, главным образом, с тем, что детям в этом возрасте трудно сочетать познавательные и мнемические задачи. Точнее, познавательные задачи, стоящие перед учащимися на данном этапе музыкального развития, настолько еще сложны, что их решение целиком занимает все внимание, все творческие силы юных пианистов. Поэтому ученики младших классов не могут па первых этапах усвоения музыкальной пьесы приступить к произвольному ее запоминанию. Работа учащихся на начальной ступени музыкального образования (как младшего возраста так и старшего) связана прежде всего с правильной организацией игровых движений в соответствии с техническими и художественными задачами музыкального произведения, с формированием навыка быстрой и точной ориентации на клавиатуре, с развитием зрительно-двигательного рефлекса «ноты – клавиатура», без которого невозможно научиться читать ноты, наконец, со становлением столь необходимых каждому музыканту музыкально-слуховых представлений, лежащих в основе полноценного музыкального развития.
Когда же, в процессе изучения пьесы младшими школьниками, становится возможным приступить к специальному выучиванию наизусть, обнаруживается, что необходимость в этом отпала: произведение уже выучено на память непроизвольно.
Одной из существенных причин превалирования в младшем школьном возрасте непроизвольного запоминания музыкального материала над произвольным и достаточно высокой продуктивности первого является то, что усвоение материала сопровождается решением сложных (для учащихся этого возраста) умственных задач, требующих высокой степени интеллектуальной активности. Как известно, в этих условиях непроизвольное запоминание будет наиболее эффективным.
Когда же основные исполнительские навыки и умения будут в достаточной мере сформированы и автоматизированы, непроизвольное запоминание начинает уступать по продуктивности произвольному. У учащихся старшего школьного возраста и у взрослых, обладающих известным музыкальным опытом и знаниями, произвольное запоминание протекает более успешно, чем непроизвольное. Намерение запомнить, установка на запоминание представляет собой один из важнейших факторов, благодаря которому происходит эффективное произвольное запоминание. Наиболее успешно такое запоминание осуществляется в том случае, когда в его основе лежат процессы понимания, когда оно опирается на осмысленные приемы работы над музыкальным материалом.
Непроизвольное запоминание, осуществляемое в ходе анализа-разбора музыкального произведения, и протекающее в дальнейшем на его основе произвольное запоминание могут быть логическими лишь при условии, если они опираются на осмысленные приемы работы.
Таким образом, в работе со взрослыми на уроках фортепиано, необходимо совершенствовать все виды музыкальной памяти при воздействии мнемической установки, опираясь на рациональные и осмысленные приемы, которые должны сопровождаться активным произвольным вниманием.