Реферат на тему: Работа с начинающими в классе аккордеона


РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ
В КЛАССЕ АККОРДЕОНА
(К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ)
Давайте сосредоточено рассмотрим «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программных разработок в области искусств».
В документе свидетельствуется, что общеразвивающие программные разработки должны основываться на принципе вариативности, обеспечивать развитие творческих способностей, формирование стабильного интереса к творческой деятельности. При реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях.
В списке учебных предметов преподаватель может выбрать самые важные, интересные и необходимые для учеников, также дающие возможность осуществить свой педагогический и музыкальный опыт. Это основы музыкального исполнительства (аккордеон, баян, фортепиано, гитара и др.), инструментальный ансамбль, музицирование, слушание музыки, беседы о музыке и другое.
Все эти рекомендации нисколько не противоречат всему богатству музыкальной педагогики, но представляют возможность заниматься музыкой детям от 6 и до 17 лет, учитывая их индивидуальные особенности.
Все пришедшие в музыкальное учреждение, желают музицировать, аккомпанировать, петь, играть в ансамбле и такую возможность представляют общеразвивающие программы.
Предмет «Основы музыкального исполнительства. Аккордеон». Наиболее имеющий значение решающий этап – «Работа с начинающими. Донотный период». Основные направления занятий на этом этапе:
пение; слуховой анализ; слушание музыки;
гимнастика; ритмическое воспитание;
игра на музыкальных инструментах;
музыкальная грамота; игра на аккордеоне.
Остановлюсь на наиболее интересных, на мой взгляд, методах работы.
Пение
Пение развивает слух, дает поддержку раскрепостить ученика, учить точно брать дыхание (между фразами), чётко артикулировать. Разучивая новые песенки, ученик накопляет «музыкальный багаж» для игры на ксилофоне (металлофоне), затем и на аккордеоне.
Педагогу важно подобрать такой музыкальный материал, с которым можно доступно, образно и результативно вести работу по всем направлениям. Это народные песни:
«Лошадка», «Колыбельная»,
«Динь дон», «По грибы пошли с Ванюшей»,
«Как под горкой под горой» [3].
Детские песни:
«Андрей воробей»
«Кошкин дом»
«Солнышко».
Хороший нотный материал есть в сборнике «Школа игры на аккордеоне» Лушников.
Разучивая песни, мы учимся их анализировать, развивая звуковысотные представления. Для этого:
поем мелодию и определяем ее движение: вверх, вниз, плавно, скачками, на одном звуке.
показываем движения мелодии рукой (участвуют слуховая, зрительная и двигательная память).
При этом следим за мягкостью, плавностью движений и их соответствием характеру песни.
анализируем части произведения, количество фраз, их сходство и различие.
Слушание музыки
В процессе прослушивания определяем средства, которыми Музыка рисует (регистр, темп, динамика, штрихи), характер музыки (яркая, праздничная, спокойная, ласковая и т.д., мажор и минор), количество частей (их сходство и различие). Один из лучших примеров - «Тень-тень» (муз. В. Калиникова), который приведен в сборнике Н. Кончаловской [2].
Ритмическое воспитание
Есть много методов работы с ритмом. На мой взгляд, главное не вычислять, а развивать чувство времени, не учить, а «заразить» ритмом. Незаменимый ассистент – музыкальное передвижение, ритмика. При освоении ритма важно выбрать Единицу пульсации, лучше всего за основу брать четверть.
Занимаясь ритмом, мы работаем с ритмокарточками, ритмослогами, ритмическими формулами, пропевая песенки «шагаем» четвертями, «пульсируем» четвертями и восьмыми, играем на ксилофоне аккомпанемент к знакомым песням (используем ритмические формулы), выкладываем песни ритмокарточками.
В ритмическом воспитании помогут сборники Г. Стативкина [4] и Л. Баренбойма [1], где этот вид деятельности изложен увлекательно и доступно.
Гимнастика и упражнения для пальцев
Работу необходимо вести над ощущением всех частей руки, свободой тела и независимостью пальцев.
Гимнастика
Упражнение «Радуга». Встать лицом к стене и вытянутой рукой на уровне плеча рисовать радугу подушечкой пальца (вторым, третьим, четвертым). Следить за мягкостью, легкостью движений.
Упражнение «Буратино». Прямые руки поднять вверх. 3 этапа: 1. Не опуская руку, расслабить и уронить кисть. 2. Расслабить и «уронить» руку в локтевом суставе. 3. «Уронить» свободную (тяжелую, весомую) руку от плеча.
Упражнение для кистей рук «Дует ветер». Вытянули руки перед собой (тыльной стороной кистей вниз). Проговариваем слова: «Дует ветер нам в лицо» (кисти рук ритмично и плавно сгибаем к себе). «Закачалось деревцо» (поднятыми руками покачиваем вправо-влево). «Ветерок все ближе, ближе» (кисти рук ритмично и плавно сгибаем к себе). «Деревцо все ниже, ниже» (наклоняем корпус и свободными, весомыми руками покачиваем вправо-влево).
Упражнение «Шалтай-Болтай». Покачать всем корпусом справа налево. Руки при этом свободно качаются. Почувствовать их вес.
Упражнения для пальцев:
Упражнение «Бабочка». Закрыть глаза и представить, что на столе сидит бабочка, надо ее найти, не повредив крылья. Легко перебираем подушечками всех пальцев (положение кисти естественное, свод руки поддерживаем первым-пятым пальцами).
Упражнение «Окошечко». Легко касаемся большого пальца подушечками 2,3,4, и 5 пальцев. Вариант: при выполнении упражнения закрыть глаза.
Упражнение «Приказы пальцам». Поочередно каждой рукой (по заданию педагога) простукиваем на столе заданный ритм, имена, потешки, скороговорки. Фантазируем, придумываем, создаем игровые ситуации:
«Можно к вам?» - «Заходи!»
«Кто стучит?» - «Леночка».
Работаем каждым пальцем, парами «соседей», через палец. Важно, чтобы ученик мог свободно работать пальцами, закрыв глаза, хорошо чувствовать каждый.
Упражнение «Пальцы здороваются». Соединяем подушечки пальцев правой и левой руки (в виде полусферы). Проговариваем и простукиваем подушечками пальцев «Добрый день» (глядя на пальцы и с закрытыми глазами).
Упражнения для запястья
Упражнение «Мост». Собранные пальцы стоят на краю стола, запястье приподнято (мост). Запястье максимально поднимаем вверх и касаемся стола только третьим пальцем. Резко опускаем запястье вниз (рушим мост) и так несколько раз (строим-рушим).
Упражнение «Дуга». Собранные пальцы стоят на краю стола, запястье приподнято. Описываем круговое движение вправо-влево ниже (выше) уровня стола.
Игра на музыкальных инструментах
Любой ребенок, начиная заниматься музыкой, хочет как можно скорее играть. На аккордеоне мы начинаем играть после определенной подготовки, а вот ксилофон и металлофон нам помогут сходу музицировать (в нашем случае можно стучать ритм в ладоши). Причем играть можно как в ансамбле с педагогом, так и со своими одноклассниками.
Все разучиваемые песни («Как под горкой», «Андрей воробей», «По грибы пошла с Ванюшей», «Хоровод») играем на ксилофоне - одной рукой, затем - поочередно каждой, по фразам (в нашем случае можно стучать ритм в ладоши). Поем со словами, пропевая нотами, подбираем (или транспонируем) от других нот. Выкладываем песни ритмокарточками, определяем размер, поем под аккомпанемент педагога, отмечая сильную долю, говорим о характере. Так например, «Андрей - воробей» играем от «фа» и «до» на ксилофоне, на фортепиано подбираем от «соль» и «ре».
Такие песни, как «Колыбельная» и «Во поле береза стояла» играем на металлофоне.
Музыкальная грамота
Музыкальная грамота осваивается на каждом уроке в процессе музицирования. Перечислим основные понятия: ноты и нотоносец [5]; 11-строчное написание с нотой «До-пограничником» между басовым и скрипичным ключом; лады - мажор и минор («окрашиваем» знакомые песни в иной лад); аккорды и интервалы, устойчивые ступени; T-S-D, а также изучаем термины: реприза, f и p, остинатный бас и др.).
Игра на аккордеоне
Использование множества регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание.
Использование множества регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание.
Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.
Фортепианная клавиатура несколько ограничивает возможность игры правой рукой. Шире возможности исполнителя при игре на кнопочном аккордеоне.
Разжим меха - должен быть плавным, равномерным, без резких толчков. Мех не следует разжимать до конца. При разжиме верхняя часть меха более раздвинута (1), а нижняя - менее (2): образуется линия в виде дуги.
Сжим меха - должен быть равномерным и медленным. Мех сжимается до конца. Смена движения меха, от разжима к сжиму и наоборот, должна происходить незаметно в конце фразы, но не на звуке, который тянется (т.е. в данный момент звучит
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.).
Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа
малой октавы.
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки.
На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным.
Правая рука должна быть освобождена от напряжения. Предплечье отделено от корпуса тела, а локоть не отводится вперед или назад.
Кисть совсем расслабленная, свободная. Многие начинающие стараются зажать руку и пальцы, будто у них что-либо отбирают.
Не будьте "жадными", расслабьтесь...
Палец, нажимающий клавишу, закруглен и касается клавиши "подушечкой".
Недопустимо, чтобы пальцы лежали на клавишах или касались их ногтями.
При игре на аккордеоне сидя или стоя, корпус исполнителя должен быть выпрямлен.
Не следует наклоняться вперед, в бок или откидываться назад. Мех и левая половина корпуса двигаются свободно.
Мех не должен тереться о ремень или о другие, мешающие движению предметы.
Верх аккордеона находится на уровне плеча.
Аккордеоны закрепляются при помощи ремней так, чтобы нижняя часть клавиатуры правой стороны упиралась в колени, а задняя сторона плотно прилегала к грудной клетке.
В заключение хочется пожелать педагогам творческого использования опыта А. Артоболевской, Б. Милича, Г. Стативкина, Р. Бажилина, Л. Баренбойма, накапливать высокохудожественный нотный материал, учить профессионально и творчески, выполнять задачу эстетического воспитания через музыку, а также воспитывать активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности, человека, любящего и умеющего музицировать. В этом помогут и общеобразовательные программы.
Использование множества регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание.
Литература:
1. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию, школа игры на фортепиано. Выпуск 1. – Л., 1981.
2. Кончаловская, Н.П. Нотная азбука. Изд. 5-е. – Киев, Муз. Украина, 1987.
3. Милич, Б.Е. Маленькому пианисту.: Пособие для дошкольников и для преподавателей и учащихся ДМШ – Киев, Муз. Украина, 1975.
4. Стативкин, Г.Н., Начальное обучение на выборно-готовом баяне. Для детей дошк. и мл. шк. возраста / под ред. Б. Егорова. — М.: Музыка, 1989.
5. Хереско. Л.П. Музыкальные картинки: занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано / Л.П. Хереско; Авт.ст. Н. Копчевский, Ред. Н. Копчевский, Худ. А. Финогенов. - Л.: Советский композитор, 1988