Работа над певческим дыханием с начинающими вокалистами.


Многие начинающие вокалисты, особенно, которые учатся пению самостоятельно, задаются вопросом: “Как правильно дышать во время пения?” Я постараюсь ответить развернуто на этот вопрос.
Дыхание — это фундамент для пения. То, как Вы дышите, и будет влиять на красоту Вашего голоса.
Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Только естественное спокойное дыхание, организованное в связи с пением, создаёт условия для “опёртого” звука. Такой звук воспринимается на слух как полный и красивый.
Типы дыхания
Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное. При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Этот тип дыхания с рождения присущ женщинам, но бывают и исключения.
Брюшное дыхание — это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. От рождения этот тип дыхания присущ больше мужчинам, но также бывают и исключения.
Третий вид дыхание — смешанный. При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.
Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем регулировать, что очень важно для обучения. Во время певческого вдоха происходит наполнение лёгких воздухом и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной задержкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед воспроизведением звука — момент фиксации положения вдоха, вдыхательной позиции. Под этим следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и фиксацию полузевка. Вдыхательная установка должна сохраняться на всё время пения, на весь фонационный выдох, что составляет опору дыхания. Основной задачей правильного выдоха является его плавный, экономный выдох [т.е. воздуха, набранного при вдохе], создание необходимого для нормальной работы голосовых связок, давления в подсвязочном пространстве.Умение расходовать дыхание, так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием.В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно–диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу: вдох сопровождается одновременным движением нижних рёбер и диафрагмы, что позволяет достигать полного вдоха. Взаимодействие дыхания и голосовых связок определяет опору звука. Иначе, певческая опора — это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата[гортани, органов дыхания и надставной трубки].Какой тип дыхания выбрать новичку?
Многие преподаватели вокала, а также сами вокалисты, спорят о том, какой тип дыхания лучше всего при пении: брюшное или смешанное (грудное дыхание мы не берем в расчет, таким дыханием точно никто не поет). Конечно, оба эти типа дыхания правильные. Но в этом уроке мы будем рассматривать только брюшное дыхание, потому как новичку нужно начинать именно с него.
Что такое брюшное дыхание?
Брюшное дыхание — это такой тип дыхания, при котором задействуется диафрагма.
Диафрагма — это самая большая и самая мощная из мышц живота.
Диафрагма
Именно диафрагма является главным элементом при пении. Она выталкивает воздух, она является опорой в пении.
Учимся дышать животом
Если вы от рождения дышите животом — это хорошо. Тогда Вы можете лишь укрепить свои навыки. А если нет — учимся.
Лягте на пол или на диван в полностью горизонтальном положении, руки положите на живот. И начинайте дышать. Чувствуете, как живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это и есть брюшное дыхание. Но стоя дышать животом сложнее. Первым Вашим упражнением будет — научиться дышать животом. Дышите животом везде: на работе, сидя на уроке, в метро, даже при ходьбе. Постоянно думайте о том, как Вы дышите. И вскоре Вы уже будете не задумываясь дышать животом.
Вот Вы уже знаете ответ на вопрос «Как дышать во время пения?». Переходим на следующий урок, в котором я Вам дам упражнения для развития дыхания.
 Начало в № 9 (42) 2007 г.)     ...на раннем этапе воспитания голоса певцу следует "учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив его, никакими средствами не приведешь опять в хорошее состояние".    Упражнение "Задувание свечи". Обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутия) происходит секундная задержка – перестройка со вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении.    А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно настолько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу.    Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное – естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия.    Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению. Говорят, что "искусство пения – это искусство выдоха", вы должны постепенно им овладевать.    Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее, переносятся в вокальные упражнения. Когда вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, только тогда можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего "дергать" мышцами живота, "тужиться", что не ускорит процесса обучения, да и от новых зажатий потом нелегко избавиться.     Да, диафрагма – это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить ее значение в работе нашей сложной "машины–организма"!Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения. Она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.    Мы уже говорили о том, что когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу – за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости, и поэтому живот выпячивается вперед – следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.    Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.    Самая сложная задача певческого дыхания – контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки. Пение – это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством.    Для начала неплохо было бы научиться не сбрасывать сразу все дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровный звук. Давайте еще раз вернемся к упражнению "со свечой", но на сей раз будем руками контролировать дыхание.    Положите одну руку на ребра, а другую на живот, наберите в легкие воздух, "подуйте на свечу" и "посмотрите" руками, как действует диафрагма.    Вы должны почувствовать, что она, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу "выплеснуться" на первых моментах выдоха. Попробуйте помочь животом ускорить, активизировать выдувание воздуха (толкают мышцы низа живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается развернутой, как при вдохе. Диафрагма, выпрямившаяся при вдохе, при выдохе не меняет резко своей формы, а очень, очень постепенно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию, именно этот процесс помогает осуществлять певческий выдох.    При пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора), именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.     А теперь ощущения, полученные при "задувании свечи", повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой удобный звук, потяните его, а руками в это время "следите" за "механизмом" выдоха. Проследите, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался, чтобы он не выпячивался, не "делался арбузом".    Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди.    При хорошем внимании в работе обучающийся довольно быстро понимает механизм диафрагмального дыхания.    Вокальные задачи (упражнения, произведения) на этом этапе обучения должны быть простыми, чтобы внимание ученика могло схватить все возникающие перед ним задачи и трудности. Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы, "вываливая" его широким, рыхлым потоком.«Если эмоции не выражаются через звук, опирающийся на дыхание, то голос стирается».
Из книги Франческо Ламперти «Вокальная мудрость»
Искусственно выработанное, так называемое певческое дыхание, как впрочем и естественное, состоит из трех стадий: 1) вдыхание или инспирация 2) задержка набранного воздуха 3) выдыхание или экспирация. Отличие искусственного дыхания от естественного имеет в пении большое значение и представляет из себя целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования. Вдыхать в себя воздух нужно медленно, чтобы мускулы привыкли к систематическому напряжению. Но для того, чтобы почувствовать правильность действия вдыхания воздуха, надо встать прямо, наклонить туловище вперед и в это время набрать воздух. Вы почувствуете, как в поясной части живота, раздвигая нижнюю часть ребер, воздух как бы занял свое место. Затем надо приподняться (наступает вторая часть упражнения), задерживая воздух. Эта часть приучает к необходимой эластичности. Выдыхание воздуха нужно производит медленно, как и вдыхание, без резких толчков, выпуская воздух лучше через плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воздушной струи, исходящей из губ, можно подставить палец на расстоянии 3 см, чтобы ощущать плотность выходящего воздуха. Лучше вдыхать воздух через нос: так мускулы будут напрягаться слабее и медленнее. Эти упражнения рекомендуется делать утром от 5 до 10 минут. Таблица такого занятия может быть следующей: Только таким образом можно осознать правильность абдоминального, т. е. глубокого дыхания. Наклонение туловища можно отменить, когда будет зафиксировано учеником ощущение абдоминального вдоха. Дыхательные упражнения могут подбираться педагогом чисто индивидуально, в зависимости от дыхательной комплекции ученика. Какова же цель этих дыхательных упражнений? Она дает свободу и силу в исполнении 2-й октавы диапазона голоса ученика, которая всегда, как правило, включает определенные трудности, ибо чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. Начиная с пятисекундундной тренировки, можно довести ее до 15 секунд, не более, чтобы не утомляться. Дело в том, что систематичность занятий всегда приносит больше плодов, чем безумное рвение ученика постичь скорее то, что дается только систематическими занятиями. Первыми удовлетворительными результатами такой тренировки дыхания можно считать только плавность вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений (они могут появляться вначале), плавность выдоха без толчков. Мало того, атака звука на раскрытой голосовой цели ведет к побочным шумам в вокальном звуке. Голосовая щель должна быть плотно закрыта, в противном случае набранный воздух уходит, отсюда и звук слабый, без блеска. Бережливость в расходовании воздуха — вещь первой важности. Сообщаемый голосовым связкам толчок (cap de glotte — франц.) должен быть активным без преувеличения, иначе звук будет неустойчивым. И что не менее важно, этот толчок устраняет возможность «подъезжать» к ноте. Если брать дыхание через нос, то все функционирующие при этом мускулы будут напрягаться медленнее, постепенно переходя от состояния покоя к высшей степени напряжения. Легкие же при этом имеют время целиком наполниться воздухом. Если же дышать через рот, то мускулы не будут иметь достаточно времени, чтобы натянуться, так как воздух через рот проходит гораздо скорее, чем через нос, поэтому легкие не успевают совершенно наполниться. В заключение скажу: глубокое абдоминальное дыхание требуется для искусственной октавы. Противопоставление естественной и искусственной октав подчеркивает, что первая дается без труда, тогда как для исполнения второй с тем же совершенством требуется умение ее осуществить.