Конспект урока по физической географии России по теме: Озеро Байкал – жемчужина России (8 класс).


Физическая география России. 8 класс.
Тема урока: Озеро Байкал – жемчужина России.
Цели и задачи: раскрыть уникальность и неповторимость Байкала; дать
представление об особенностях ГП, происхождения озёрной
котловины, о размерах озера, познакомить с уникальным
животным миром, особенностями климата; сформировать
представление о значение озера для человека, возможности
его использования; выявить возникающие при этом
экологические проблемы и возможные пути их решения;
продолжить формирование нравственной, гражданской
позиции учащихся в отношении природных памятников
России;
формировать умение работать с различными источниками
географической информации; умение общаться при выполнении
задания в группах, обмениваться полученной информацией,
анализировать её, делать выводы и прогнозы.
Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал, дополнительная литература
по теме, карта озера Байкал, задание для групповой работы,
фотоальбомы «Байкал», «Баргузинский заповедник», фрагмент
фильма, альбомные листы, маркеры, приложения № 1-4.
Ход урока: 1. Орг. момент.
2. Организация деятельности учащихся по изучению нового материала.
3. Самостоятельная работа учащихся в группах по изучению нового
материала.
4. Обсуждение и оформление итогов работы. Просмотр фрагмента
видеофильма.
5. Подведение итогов работы. Составление паспорта природного
объекта.
6. Домашнее задание. § 40, вопросы, записи в тетради, доработать
паспорт природного объекта, создать презентацию, составить
кроссворд…
Класс заранее делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает
индивидуальное задание и время для работы. Группам розданы инструкционные карточки и дополнительные материалы.
Группа № 1.
Тема: Географическое положение и общая характеристика озера.
Ответьте на предложенные вопросы, используя «Физическую карту России» и «Физическую карту Средней Сибири», настенную карту озера, учебник «География России. Природа» 8 класс, И. И. Баринова М., «Дрофа», 2010 г., § 39, учебник «Физическая география СССР» 8 класс, 1989 г., стр.212, п.2., учебник «Природа России» 8 класс, 1994-1996 гг., стр.191.
1. В какой части России расположено озеро Байкал? Как называется крупный
природный район на территории которого находится озеро?
2. Расскажите о размерах озера (длинна, ширина, максимальная глубина).
3. Определите какое это озеро - сточное или бессточное (какие реки впадают в озеро или вытекают из него).
4. Назовите самый крупный остров в пределах озера.
5. Назовите горные хребты обрамляющие озеро.
Дополнительное задание. Расскажите о происхождении названия озера Байкал.

Группа № 2.
Тема: Геологическая история и строение озёрной котловины.
Ответьте на предложенные вопросы, используя «Физическую карту России»
и «Физическую карту Средней Сибири», карту «Тектоника и минеральные ресурсы», учебник «География России. Природа» 8 класс, И. И. Баринова М., «Дрофа», 2010 г., § 39, учебник «Физическая география СССР» 8 класс, стр.191, дополнительную литературу, детскую энциклопедию «Я познаю мир», М., 1995 г., стр.347-350.
1. Каково происхождение котловины Байкала?
2. Каков приблизительно возраст Байкала?
3. Обычно озёра существуют не более 10 000 лет – их заносит илом, они заболачиваются, высыхают, а Байкал продолжает существовать. Это по-прежнему самое глубокое озеро мира с кристально чистой водой. Почему?
4. Учёные утверждают, что на месте Байкала через миллионы лет откроется океан. Так ли это? Попробуйте объяснить причины этого события.
5. «Байкальская Атлантида» - что это?
Дополнительное задание. Каков объём воды в Байкале? С каким природным
объектом можно сравнить Байкал по объёму воды?
Группа № 3.
Тема: Климат. Воды Байкала.
Ответьте на предложенные вопросы, используя «Климатическую карту России», учебник «География России. Природа» 8 класс, И. И. Баринова М., «Дрофа», 2010 г., § 39, учебник «География России. Природа», редактор Г. Н. Элькин, стр.199, дополнительные материалы – Г.П.Пивоварова «За страницами учебника географии», стр.110.
1. Дайте характеристику климата в районе Байкала (средние t января и июля, ветры, количество осадков). Какие особенности климата вы выделили?
2. Чем объясняются особенности климата района? Что оказывает большое влияние на климат в районе озера?
3. Почему летом над Байкалом редко бываю облака?
4. Байкал славится чистотой своей воды. А почему вода в озере чистая и
очень прозрачная (докажите на примере чистоту байкальской воды)?
5. Чем регулируется уровень воды в Байкале?

Байкал. Исток Ангары.

Байкальский лёд (3 м).
Группа № 4.
Тема: Органический мир Байкала.
Ответьте на предложенные вопросы, используя учебник «Природа России» 8 класс, стр.192-195.
1. Сколько видов животных и растений обитает на Байкале?
2. Какие обитатели Байкала являются эндемиками? Что такое эндемик?
Почему на Байкале так много эндемиков?
3. Расскажите о наиболее интересных представителях животного мира озера (байкальская нерпа, омуль, голомянка, байкальский бычок, эпишура и т.д.).
4. Кто обитает в тайге окружающей озеро? Какие заповедники организованы на его берегах? Кто охраняется в этих заповедниках?
5. Как человек использует озеро, и какие проблемы с этим связаны? Каковы пути решения этих проблем?

Байкальский омуль. Байкальский бычок.

Байкальская нерпа. Голомянка.

Байкальский флот. Байкальский ЦБК.
Учащимся предлагается оформить работы в виде графических конспектов, один участник группы озвучивает результаты работы, участники группы, при необходимости, отвечают на вопросы класса.
После заслушивания отчётов всех групп подводятся итоги работы. Результат - составление паспорта природного объекта.
При достаточном количестве времени, организуется просмотр видеофрагмента о Байкале.
Учащиеся записывают домашнее задание

Приложение № 1.
Инструкция.
1. Внутри группы распределите, кто на какие вопросы будет искать ответы.
2. Выберите, кто от группы будет озвучивать результаты работы.
3. Кратко, в виде графического конспекта зафиксируйте итоги работы.
4. Сообщите результаты выполненной вами работы всем участникам группы.
5. Общий ответ вынесете на лист бумаги (записи делайте крупно, ярко, кратко).
6. Познакомьте с результатами работы весь класс, ответьте на вопросы, если
учащимся класса будет что-либо не ясно в вашей работе.
7. Внимательно выслушайте результаты работы других групп.
8. На основе результатов работы каждой группы заполните единый паспорт
изучаемого объекта.
Приложение № 2.
Паспорт географического объекта
Озеро Байкал.
1. Месторасположения - Евразия, Россия, горы Южной Сибири.
2. Размеры объекта - длина 620 км,
ширина 24 - 79 км,
глубина 1620 м.
3. Сточное или бессточное - озеро сточное, вытекает река Ангара.
4. Возраст объекта - около 20 млн. лет.
5. Происхождение котловины озера - тектоническое, в грабене.
6. Объём воды в озере - 23 тыс. км³.
7. Качество воды - ____________________________________________________
____________________________________________________
8. Климатические условия _____________________________________________
____________________________________________________
9. Животный и растительный мир, эндемики ____________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
10. Использование человеком __________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
11. Проблемы и пути их решения ______________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
12. Международный статус природного объекта __________________________
_____________________________________________________
Приложение № 3.

Приложение № 4.