Инновационный опыт «Развитие навыков говорения на средней ступени обучения».


Описание педагогического опыта работы учителя английского языка МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 25» г.о. Саранск Республики Мордовия Трёпиной Елены Ивановны.
Тема опыта: «Развитие навыков говорения на средней ступени обучения».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В современных школах в качестве главной цели обучения иностранному языку на среднем этапе обучения выдвинуто формирование у учащихся коммуникативной компетенции, проявляющейся в способности и готовности учащихся осуществлять общение средствами иностранного языка на межкультурном уровне.
Методическая проблема над которой работаю: «Развитие навыков говорения на средней ступени обучения»
Актуальность и перспективность опыта.
Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым определило некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранными языкам.
Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, установили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.
Для достижения совершенствования навыков говорения  важно создать условия для разностороннего развития каждого учащегося. Это предполагает, с одной стороны, возможную дифференциацию и индивидуализацию заданий в зависимости от уровня обученности и познавательных интересов учащихся, с другой - повышение самостоятельности и активности учащегося, развитие у него сознательного отношения к процессу учения.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения становления опыта
Первым шагом на пути реализации данного педагогического опыта является формирование и подготовка кадрового потенциала через систему курсов повышения квалификации.
Преподавание английского языка ведется по учебникам и программам Министерства образования Российской Федерации, которые нацелены на подготовку учащихся с учётом требований, предъявляемых к участникам городских, республиканских и Всероссийских олимпиад. Одной из особенностей программ является изучение предмета с частичным опережением, которые помогают учащимся к последующему обучению в колледже, техникуме, в вузе.
Теоретическая база опыта.
Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. В отличие от аудирования, собственно говорение не предъявляет столь высоких требований к объему словаря, объему языкового материала как условию, обеспечивающему реализацию этого навыка. Однако, говорение довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, предполагает овладение целым рядом основных лингвистичесчких средств данного языка, как например, абсолютный темп речи, характер пауз (их длительность и размещение), а так же жесто-мимические особенности данного языка.
Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.
Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устно-язычного общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации.
В индивидуальном общении участвуют два человека. Оно характеризуется непосредственностью, доверительностью. Каждый из них может поддержать предложенную тему или заменить ее другой. При групповом общении  коммуникации участвует несколько человек (беседа в компании друзей, учебное занятие, совещание). Публичное общение протекает при сравнительно большом количестве учащихся. По этой причине коммуникативные роли участников публичного общения обычно предопределены: незначительное число их выступает в качестве ораторов, остальные — в фиксированных ролях слушающих (ср. собрания, митинги, диспуты и т. д.)
По характеру отношений между коммуникантами методы обучения говорению различают общение официальное и неофициальное.
Официальное общение возникает между лицами, отношения между которыми определяются выполнением ими некоторых социальных функций (учитель ученик, пассажир — кассир, начальник — подчиненный). Сюда могут быть отнесены совещания, интервью, инструктаж, переговоры. Неофициальное общение характеризуется непринужденностью, раскованностью, нередко фамильярностью, как в поведении учащихся, так и в тоне их речи, свободой в выборе языковых средств. При неофициальном общении содержание высказываний индивидов, как правило, заранее не продумывается, им свойственен неподготовленный характер. В отличие от официального общения, в условиях которого используется официально-деловой стиль устной речи, при неофициальном общении широкое применение находит разговорный язык в различных его вариантах.
Современная методология обучения говорению различает два рода неофициального общения — деловой разговор и свободную беседу.
Свободная беседа характеризуется большим разнообразием речевых стимулов, побуждающих к общению ее участников. Это может быть желание поделиться новостью, получить те или иные сведения, либо просто заполнить время, возникшее в результате ожидания. Свободная беседа широко используется для установления контакта между членами временной группы, например, во время приема гостей.
Анализ результативности
Задачей учителя  на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их как в учебной, так и в не учебной речевой практике на уровне общепринятого общения.
Результаты учащихся:
Гарькина Валерия – Диплом I степени в международной олимпиаде «Go West» - 2014,2015,2016. Диплом регионального победителя в олимпиаде «Ростконкурс» - 2015, 2016. 1 место по России в олимпиадах «ФГОСтест», «Инфоурок» - 2015.
Иштина Анастасия – Диплом I степени в международной олимпиаде «Go West» - 2014,2015.
Вавилина Елена - Диплом I степени в международной олимпиаде «Go West»- 2014.
Вавилина Елена, Воробьев Дмитрий, Крюкова Дарья, Миллер Наталья, Смольянова Дарья, Семтин Данила - дипломы победителей в олимпиаде «Инфоурок» - 2015.
Балашов Иван, Алиева Фатима - дипломы победителей 2 степени в международной олимпиаде «Англиус». Дворецкова Ксения- диплом победителя 1 степени в международной олимпиаде «Англиус».
Янкина Олеся -1 место в международной олимпиаде «Мириады открытий».
Ибрагимов Мурад – 2 место в международной олимпиаде «Мега-талант»
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
- учащиеся не понимают речевую задачу;
- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
Снять коммуникативные трудности помогают следующие формы работы:
- речевые упражнения
- направляющие вопросы
- ключевые слова
- учебно-ситуативные роли
Адресные рекомендации по использованию опыта
Проведение открытых внеклассных мероприятий на английском языке
Школьный уровень:
Внеклассное мероприятие по теме: «Хэллоуин» ,2011-2012 уч. год.
Внеклассное мероприятие по теме: «Пираты Карибского моря», 2012-2013уч. год.
Внеклассное мероприятие по теме: « Праздник алфавита», 2013-2014 уч. год.
Внеклассное мероприятие по теме: «Масленица»,2015-2016 уч. год.
Выступления на методических объединениях
Школьный уровень:
«Проектная деятельность на уроках английского языка»,2012 уч. год.
«Обучение в сотрудничестве» ,2013-2014 уч. год
«Развитие навыков говорения на средней ступени обучения»,2015-2016 уч. год.
Международный уровень:
Участие в семинаре «Integrated Approaches to teaching English», 2016 уч. год.