Игра — путешествие «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»


Ход мероприятия
На фоне музыки звучит стихотворение И.С. Никитина.
Чтец 1: Над рекой широкой
Сумраком покрыт
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Чтец 2: Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое родное.
Учитель: Лес не молчит, он поёт разные песни, стоит лишь прислушаться ним. В весенних песнях слышится журчание ручейков, шелест листьев, дуновение свежего ветерка в хвойных ветвях. Потом к этой песне присоединяются хоры птиц. Эти летние птицы самые красивые, самые весёлые!
В осенних песнях появляется грусть об ушедших днях, о птицах, уле тающих в дальние края, о красоте, уходящей с каждым опавшим листком.
Ученик читает стихотворение С. Погорельского «Лес».
Чтец 3:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвой
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои.
Учитель: Сегодня мы поговорим о лесе - нашем зелёном друге. Мы совершим путешествие по его полянкам
Очень много загадок у природы, не хватит всей жизни, чтобы разгадать. Но ориентироваться в лесу, знать растения, грибы, насекомых, животных безусловно надо.
Итак, начинаем нашу игру путешествие «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт». В нашей игре принимают участие 4 команды:
«Елочка» - капитан __________________________
«Грибочек» - капитан __________________________
«Земляничка» - капитан _________________________
«Колокольчик» - капитан _________________________
И первая поляна «Хоровод деревьев»
Я предлагаю отгадать загадки, за правильный ответ дается жетон. И когда наше путешествие закончится, по количеству накопленных жетонов мы узнаем, кто из вас лучше всего знает лес и лесных обитателей.
Итак, начнём
Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Клейкие почки, зелённые листочки
С белой корой стоит под горой. (Берёза)
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках каждый год. (Ель)
Весной зелена,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Я из крошки - бочки вылез
Корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Лишь пурга окрест завоет
И морозы станут злей Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (Сосна)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Не сосна я и не ёлка
Только осень на порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок. (Лиственница)
Учитель: Давайте заглянем под деревья, что там такое притаилось?
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы-
Нет под шапкой головы. (Гриб)
Итак, перед нами «Грибная поляна»
Берем по лукошку
И скорее в путь дорожку
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задание: Собрать съедобные грибы в корзину, а не съедобные отложить.
Учитель: Продолжаем наш путь.
И какой же лес или луг без красивых цветов.
«Цветочная поляна»
Чтец 1: Бежит тропинка через луг
Ныряет вправо, влево
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад.
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Учитель: Вам нужно было подготовить рассказы о лекарственных растениях или травах нашего леса.
Чтец 2: Родился ландыш в майский день
И лес его хранит
Мне кажется, его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышал луг,
И птицы и цветы вокруг.
При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изго товление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее силь ное сердцебиение.
Чтец 3: Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Пышное, воздушное
Он заметный, золотой
Постарел - и стал седой
И, как только поседел, вместе с ветром улетел.
Корень этого растения возбуждает аппетит.
Его охотно едят и животные.
Чтец 1: Вырастает подорожник, лишь подходит срок,
На земле сухой и твердой около дорог
Говорят о нем в народе добрые слова,
Всем поможет подорожник - скромная трава
Если ты порезал руку или ногу сбил,
Он тебе залечит рану и прибавит сил..Чтец 2: Каждый лист разбит на дольки
Подсчитайте, долек сколько?
8, 10, 20, 30.
Тут легко со счёта сбиться!
У кого желанье есть
Снова дольки перечесть?
Лекарства из тысячелистника помогают при различных заболеваниях желудка.
Учитель: Продолжаем наше путешествие
Звучат голоса птиц.
Чтец 3: Так весело в густом лесу
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту,
Пернатые нам помогают.
Учитель: Мы с вами попали на Птичью поляну
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Они привлекают причудливым оперением, пением, полётом и конечно, загадочным образом жизни.
Задание «Угадай птицу» (фото птиц).
Чтец 1: Все - все на свете, на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых
Нужны все на свете, нужны все подряд Кто делает мед, и кто делает яд.
Учитель: Мы очутились на «поляне животных»
Задание: а) Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет животного; б) из предложенных букв составить названия животных.
Чтецы: Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом
Учитель: Чтобыэтобыло так, вы должны знать правила поведения и охраны природы.
Поляна «Берегите лес и его обитателей»
Задание: Склеить знак охраны природы и рассказать о нём.
Учитель: Природа гибнет и просит у нас зашиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.
Чтец 2: Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Учитель: Лесные загадки и тайны бесконечны. Подведём итоги.
Награждение.
Чтец 3:Досвиданья,лес! Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем
Добрый лес, могучий лес , полный сказок и чудес.