Конспект урока по литературному чтению П.П. Ершов Конёк-Горбунок


Конспект урока литературного чтения в 4 классес использованием интерактивного оборудованияи интернет-ресурсов     Тема:        П. П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»
Цель
Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
 Задачи
Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок».
Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.
Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки.
Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
Продолжить развитие культуры речи.
Продолжить воспитание сотрудничества.
Планируемые результаты
Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
МетапредметныеПознавательные: Умение перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других;
Предметные: Умение работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям; выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
 Оборудование: опорный лист, учебники, презентация, интерактивная доска
Ресурсы
Персональный компьютер для групп обучающихся.
Выход в Интернет.
Ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Ход урока
I Организационный момент (слайд 1)
Учитель. На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
Флеш-ресурс (сайты загружены на ноутбуки учеников):
 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-1 1da- a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001 -002-3-24-06/resource/DL_ RES_20b1a895-3483-47d5-81 57-620ccb3b7b76.zipУчитель (после выполнения задания).
-Какое из заданий вызвало трудности? Где и почему пришлось задержаться?
-Кто выполнил задания сразу и получил достойную оценку Буратино?
-Назовите положительных героев сказки.
-Назовите отрицательных героев сказки.
-Назовите нейтральных героев сказки.
-Назовите героев-помощников.
-Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:
- определим тип и вид сказки;
- проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;
- ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;
- постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?
II. Основная часть урока
1. Работа по таблице
Учитель. Для работы в роли исследователей разделимся на 3 группы (по рядам). Каждая группа выполнит свое задание.
Задание 1
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.
Таблица 1. Герои сказок
Виды сказок волшебные бытовые О животных
Главный герой Человек + несуществующие герои Человек + человек Животные
События фантастические Из реальной жизни Из реальной жизни
Завершение
событий Показать, что добро побеждает зло Высмеять недостатки Высмеять поведение животных, за которыми стоят человеческие характеры
Форма работы:  заполнение таблицы в группах
Работа групп проверяется с помощью презентации. Слайд 2.
Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
Задание 2
Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство их с авторскими, литературными и в чем отличие?
Задание 3
Назовите известные вам авторские сказки. В чем сходство их с народными и в чем отличие?
Учитель. Подводим итоги.
Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.
У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение.
2. Физминутка слайд 3
3. Характеристика сказки П.П. Ершова
Учитель. Дайте полную характеристику сказке П. Ершова по таблице.
Ученик. Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.
Учитель. Что сближает сказку с народной?
Ученик. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитываются примеры).
Учитель. Для чего автор использует зачин?
Ученик. Зачин вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад.
Учитель. Что еще сближает сказку с народной?
4. Работа с текстом
Ученик. Повторяющиеся эпизоды (зачитываются).
Главный герой с традиционным сказочным именем Иван.
Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок.
Добро побеждает зло.
Учитель. Кто победил, а кто был наказан?
Ученик. Высказываются мнения.
Учитель. Что еще сближает сказку Павла Ершова с народной?
Ученик. Концовка сближает сказку Ершова с народной (зачитывается).
Учитель. События (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенность построения нашей сказки. Это поможет нам определить идею сказки - то, ради чего написал ее автор.
 http://festival.1september.ru/articles/576084/Ученики могут самостоятельно выйти на сайт, или смотреть на интерактивную доску
(Учитель комментирует слайд, работает с классом)
Учитель. Прочитайте первые 8 строк. Связаны ли они с развитием событий?
Ученик. Не связаны, это присказка.
Учитель. Какую роль играет присказка в сказке?
Ученик. Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
Учитель. В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?
Ученик. Зачитывается нужная часть текста.
Учитель. Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появлением какого животного все начинается (завязывается) в сказке?
Ученик. С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка».
Учитель. Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана?
 Ученик. Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе.
Учитель. Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.
Ученик. Зачитывается эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.
Учитель. Это - кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.
Ученик
Эпизод с Царь-девицей; Иван достает кольцо девицы со дня моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.
Учитель. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?
Ученик. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее
Учитель Какова основная мысль сказки?
III Диагностика качества освоения темы
 Варианты заданий
Задание для 1группы
Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.
 http://www.4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.htmlЗадание для 2 группы
Ответить на вопросы викторины.
 http://4stupeni.ru/stady/olimp/6165-viktorina-po-skazke-ershova.htmlЗадание для 3 группы
Ответить на контрольные вопросы по тексту сказки.
 http://www.openclass.ru/node/196257 
Этап IV
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Варианты заданий
Задание 1
Игра «Эрудит». Комплекс заданий по сказке.
 http://www.school2100.ru/upload/iblock/1be/1be14baff174c1e5047331 2 3dd881800.pdfФорма работы: индивидуальная или групповая
Задание 2
Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия, сюжет.
Форма работы: индивидуальная или групповая 
Задание 3
Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться?
Форма работы: групповая
Задание 4
Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».
Форма работы: групповая
Этап 5
Рефлексивная деятельность
Самоанализ и самооценка ученика
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
Почему сказка никогда не стареет?
Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П. Ершова? Почему вы так думаете?
Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:
Я не знал….
 Теперь я знаю...
Домашнее задание
(По выбору)
Задание 1
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок»:
     http://video.mail.ru/lvi/57222.htmlВыполните тест по мультфильму:
http://www.myltia.com/view_test.php?mylt=17Задание 2
Посмотрите и послушайте чтение сказки П. Любимцевым под музыку, специально написанную для неё двумя известными композиторами - А.К. Лядовым и И.Ф. Стравинским.
Детский и семейный канал «Радость моя»:
http://www.radostmoya.ru/projects/openlesson/skaskisorkestrom/