Интерактивная экскурсия с элементами викторины Главная высота России

Интерактивная экскурсия с элементами викторины
"Главная высота России"(посвящено 73 годовщине Сталинградской битвы)

Цель: выявить знания учащихся об основных событиях Сталинградской битвы.
  Задачи: 1. знакомство с основными  этапами Сталинградской битвы, используя различные источники информации; 2. совершение интерактивной экскурсии по  Мамаеву  Кургану, истории Сталинградской битвы;; 3. формирование навыков самостоятельной работы учащихся, навыков работы в группах. 4. воспитание  любви к Родине, уважительного отношения к исторической памяти народа.  5. формирование патриотизма, стремления знать историю своей родины. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, магнитофон, выставка книг о Сталинградской битве, Интернет – сайт «Музей-заповедник Сталинградской битвы», виртуальные экскурсии, оформление для изготовления письма. Подготовка к занятию: 1. Учащиеся делятся на микро-группы. 2. Каждая микро-группа получает индивидуальное задание: А) найти фотографии  мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Б) подобрать информацию о том, какое событие Сталинградской битвы отражено в каждой  экспозиции мемориала. В) подобрать песни, стихи о Сталинградской битве, Мамаевом кургане. Г) подобрать информацию о  примерах героических подвигов советских солдат  во время Сталинградской битвы. Д) написать слова благодарности ветерану, оформить письмо.   Ход занятия: 1. Организационный момент - настрой  учащихся на  занятие-экскурсию.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 2 февраля вся страна будут отмечать день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении.   Сегодня занятие-экскурсию мы посвящаем этой Великой Победе. (слайд)
2. Основная часть.

- Какой сегодня ясный, солнечный  февральский день.  Но  так было не всегда. 70 лет назад шли по русской земле немецкие войска, гремели над нашей страной взрывы,  раздавался гул вражеских самолетов и танков. Немцами  были заняты   Европейская часть России, Краснодарский край, Калачевский район. - Это было  в  феврале  1943 года, 73 года назад – в самом снежном, самом белом месяце русской зимы. Но земля  русская в этот год была черной. Черным был снег, перемешанный взрывами с землей . Да и саму землю  нельзя было назвать землей: она была изранена  воронками от бомб,  покрыта  сплошным слоем рванного, искореженного, обгоревшего металла. Ученик: (слайды) Война!Война! В ушах гремели взрывы. Полнеба дым пожарищ закрывал. И в полный рост, строги и молчаливы, Все встали на борьбу и стар, и мал. На землю нашу грозно враг ломился, Под орудийный грозовой раскат И пионер солдатом становился И воевал бесстрашно, как солдат  
Звучит отрывок песни «Священная война» Сл. В.Лебедев-Кумач, муз. А.Александров (идут слайды или музыка с фоном боевых действии)
(Дети слушают стоя)

- Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Долог и непосильно тяжел был путь к победе. Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа, это переломный момент Великой Отечественной  войны.

- Царицын, Сталинград, Волгоград- все это названия одного города, расположенного на берегу великой русской реки Волги. (слайды)
Крупнейший порт пяти морей - Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного,  город-металлург, выпускающий сталь, алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия, Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов. (слайды)
Ученик: Открытые степному ветру,  Дома разбитые стоят. На шестьдесят два километра В длину раскинут Сталинград. Как будто он по Волге синей В цепь развернулся, принял бой, Встал фронтом поперек России – И всю ее прикрыл собой.
- Давайте, ребята, посмотрим на старые ленты кинохроники  и узнаем, как это было 70 лет назад. (слайды или отрывок документального фильма о Сталинграде)
После просмотра фильма учащиеся отвечают на вопросы:
1. С какой целью немецкие войска стремились занять город Сталинград? 2. Что предприняли немцы перед наступлением на город? 3. Почему немцы называли дорогу к Сталинграду «Дорогой смерти»? 4. Как жители города готовились к обороне Сталинграда?
3. Начало Интернет-экскурсии
- (слайды) Мамаев курган. Это священное место для всех русских людей. Первая ассоциация у любого гостя. Скажи: "Волгоград!" Ответят: "Мамаев курган..."
Мамаев Курган главная  высота России. Именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны.  Мамаев курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу. В середине сентября 1942 года Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут  моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Обожженный, изрытый глубокими воронками, дзотами, покрытый осколками от бомб и снарядов, курган и зимой чернел, как обугленный. Это место огромных людских потерь и беспримерного мужества и героизма советских воинов. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега.
После просмотра слайдов учащиеся отвечают на вопросы:

1. Как называется главная высота России?
2. Какое стратегическое значение имел Мамаев курган?
3. Сколько дней длилась битва за Мамаев курган?
- На курган славы любую экскурсию привозят в первую очередь. Понять и прочувствовать атмосферу кровопролитной Сталинградской битвы можно именно здесь. Вокруг мирная жизнь, город живет и работает, любит и творит. Попадая на Мамаев курган, словно на невидимой машине времени перемещаешься в далекие страшные времена Второй мировой...
Песня «Растет в Волгограде березка» (слайды) Муз. Г. Пономаренко Сл. М. Агашиной
- Березка о которой поется в песне, да и сама песня – две капли огромной  нашей, общей народной памяти.  Растет эта березка у подножья Мамаева кургана, в левом крыле парка, что раскинулся по обе стороны главной лестнице мемориала. Много  у нее, этой березки веточек, и каждая как судьба человека.  Да и у самой этой березки необычная судьба. Ученик: До войны жили в Сталинграде пятеро братьев Рыкуновых: Степан, Иван, Федор, Сергей и Василий.  С началом войны все пятеро ушли на фронт. А вернулся с войны один Федор. Он и посадил на Мамаевом кургане  в память о братьях эту березку. Сейчас она высока и белоствольна , и много у нее дорогих каждому русскому человеку веточек. - (слайды) Вводная композиция-горельеф «Память поколений» - На Входной площади расположена вводная многофигурная скульптура «Память поколений». Она являет из себя каменную стену, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести героическим защитникам Сталинградской земли. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение - (слайды) - По ступенькам мы начинаем движение по Мамаеву кургану.200 гранитных ступеней поднимают нас к вершине композиции статуе "Родина-мать зовет!". 200 дней и ночей шла Сталинградская битва... И эти ступени как символ.
- (слайды) Далее мы оказываемся на тополиной Аллее. Мы видим сомкнутый строй тополей. Ты только ступил на его землю. Но уже замирает сердце: это не тополя, это плечо к плечу стоят насмерть солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил. 
- (слайды) Длинная красивая аллея приводит на площадь "Стоявшим насмерть". Гранитный солдат закрывает от недругов Родину-мать. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору
- (слайды) Стены-руины Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи.  Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая самой Сталинградской битве. Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы и пр.  
- (слайды) Стены-руины привели нас на площадь Героев. Огромное озеро-бассейн, в нем нет краев, вода все время выливается в стоки. Торжество жизни над смертью, слезы по погибшим. Справа, напротив знамени, шесть двух фигурных скульптурных композиций. Вот герой несет раненого друга, Солдат и генерал они были рядом. Медсестра, спасающая солдата... Общий подвиг, общая победа.
(слайды) Учитель: Слева стена в виде развернутого знамени. На нем надпись: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" Добавить нечего.
(слайды) Площадь героев завершается подпорной стеной. На гладкой поверхности стены,  художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге победителей. 
(слайды) С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы. Зал воинской славы встречает тревожной музыкой Шумана "Грезы". Медленно поднимаемся по кольцу, все стены которого украшают символические приспущенные знамена, на которых выгравированы 7200 фамилий погибших за главную высоту России. Над знаменами широкая лента с надписью: "Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!" В центре зала огромная рука, держащая факел с вечным огнем. Пока горит огонь, память в людских сердцах будет жить!
(слайды) Выход из Зала воинской славы приводит нас на площадь Скорби.   На площади скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина, она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем символом последних воинских почестей. Война принесла советскому народу неизмеримое горе 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне.   Ученица:  Я как-то на кургане видел гостью: Сняв с головы темнеющий платок, С бугра взяла  она земли  две горсти И завязала землю в узелок.   Светлел над ней июньский небосклон, Когда походкой тихой и нестатной, Она прошла мимо берёзок, статуй И замерла у входа в Пантеон.   Ей мальчик помогал, наверно, внук, Когда она искала имя сына  В том списке долгом, небывало длинном. И узелок вдруг выскользнул из рук   Не вскрикнула она, не разрыдалась И даже не сказала ничего- Шагнув к стене, щекою к ней прижалась, Как будто к лбу сыночка своего   Потом цветы  на мрамор положила, Ещё взглянула и ещё прочла, Кулёк конфет мальчишкам раздала, Стояла долго, голову склоняя,
И к выходу, усталая,  пошла.   И с болью той привычной, постоянной, Став сразу ниже ростом и слабей, Ещё минуту тихо постояла У памятника Матери, себе
(слайды) С площади Героев начинается подъем к главной статуе "Родина-мать". По дороге к главному монументу комплекса с одной стороны расположены захоронения Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Самая первая надгробная плита содержит надпись: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечная слава!" И вот мы у подножия огромной скульптуры.. Это женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе.   Скульптура  Родина-мать» представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление. 135 дней великой битвы за высоту на Волге. 135 долгих дней, каждый из которых уносил сотни молодых жизней.  И сейчас, стоя на кургане, всегда чувствуешь какую-то тревогу, всегда текут слезы... Столько похороненных бойцов. Столько оборванных жизней. 34505... Колоссальная цифра! Именно здесь был остановлен гитлеровец, именно с этой высоты началась победа в Великой Отечественной войне. Ученик:  (слайд) И Мамаев курган кровью русских полит, Он весь стонет от ран, он нам молча кричит. Враг коварный пришел нашу землю отнять, Смерть свою он нашел. И врагу не понять: Не за страх те деды – за свое лишь дрались, Чтобы сбылись мечты, чтобы мы родились. Так спасибо им всем, кто погиб, кто живет. Память в вечном огне и в сердцах не умрет!
После просмотра слайдов учащиеся отвечают на вопросы:
1. Символом чего является березка? 2. Что символизирует композиция-горельеф «Память поколений» 3. Сколько ступеней ведет к статуе «Родина мать зовет»?
4. Какое дерево является символом солдатской силы и бессмертия?
5. Почему площадь называется «Стоявшим насмерть»? 6. К чему призывает «Родина-мать»?

4. Сообщения детей «Подвиги героев»

- Эти скульптурные композиции рассказывают о подвиге советских солдат. И о них ребята подготовили сообщения.
(слайд) Ученик: Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей Путилов был посмертно награжден Орденом отечественной войны 2 степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.  (слайд) Ученик: В дни Сталинградской битвы бывший моряк Тихоокеанского флота Василий Зайцев проявил незаурядные способности снайпера. Только в уличных боях он довел свой личный счет до 240, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Кенингса – уничтожить Зайцева.  Но вскоре  он был застрелен известным советским снайпером. (слайд) Ученик: Михаил  Паникаха – боец 1-ой роты 193-й стрелковой дивизии. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем. (слайд) Ученик: Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота помогал, как мог, бойцам 47-ой гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.
(слайд) Ученик: В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 1014 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков.  Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли. - История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестер, связисток – с героической и трагической судьбой.  (слайд) Ученик:420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит. (слайд) Ученик: Санинструктор Гуля Королёва с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и уничтожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук и продолжала стрелять по врагу.

После просмотра слайдов учащиеся отвечают на вопросы:

1. Назовите имя рядового связиста ликвидировавшего разрыв провода.
2. Назовите имя снайпера, уничтожившего 240 немцев.
3. Назовите имя самого юного защитника города.
4. Как называют отряд состоящий из подростков 1014 лет?
5. Назовите имена девушек - медсестричек.
6. Назовите имя героя остановившего вражеский танк.
- Сталинградское сражение Для нынешнего поколения оно - фрагмент великой войны за освобождение нашей Родины, для ветеранов - живая история, которую они и сегодня вспоминают со слезами на глазах Ученик:   В свой срок не поздно и не рано  Придет зима, замрет земля  И ты к Мамаеву Кургану  Придешь второго февраля  И там, у той заиндевелой,  У той священной высоты,  Ты на краю метели белой  Положишь красные цветы.  Сто лет пройдет  И сто метелиц  А мы пред ними всё в долгу  Февраль-февраль,  Солдатский месяц  Горят гвоздики на снегу. 
Ученик:  Прошла война, прошла страда,    Но боль взывает к людям:   Давайте, люди, никогда   Об этом не забудем.   Пусть память верную о ней    Хранят, об этой муке,    И дети нынешних детей,   И наших внуков внуки.
- Героев наградили орденами , медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым.  Чтобы не забывали. - Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.   Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков.  Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков.

5. Изготовление письма-конверта.
- Мы помним, что фронтовики среди нас. И давайте всем ветеранам скажем: «Спасибо за победу!»
- Во-первых, потому что выстояли, а во-вторых, потому, что о них  подарили нам мир над головой.
- Мы уже знаем, что в годы Вов солдаты писали письма родным   и отсылали в конвертах- треугольниках. Мы с вами тоже написали такие письма - треугольники. В этом письме слова благодарности ветеранам за наше мирное небо над головой. Сегодня мы украсим лицевую часть письма.

Учащиеся оформляют конверты. (слайды) Звучит песня «Спасибо деду за победу»

6. Итог занятия:
- В заключение я хочу спросить, экскурсию куда мы совершили? (по историческим местам Волгограда, по Мамаеву Кургану, по памяти и истории нашей родины и т.д.)

- Напоследок, давайте скажем пожелания друг другу. ( мирного неба , чтобы не было войны, Чтобы дети всегда были счастливы, и т.д.)