Личностно-ориентированный подход в профилактике дисграфии у младших школьников


« Личностно-ориентированный подход
в профилактике дисграфии у младших школьников»
Учитель-логопед ГБОУ СОШ №13 г.Севастополя
Зудина Н.М.
Слайд 1— 2
Личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированные технологии, личностно-ориентированный образовательный процесс, личностно-ориентированное обучение — всё это звенья одной цепи — гуманно-личностного всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, воспитание самостоятельности и свободы выбора. Осуществляя этот выбор, ребёнок наилучшим образом реализует позицию субъекта — себя, как участника образовательного процесса, идя к результату от внутреннего побуждения, а нет от внешнего воздействия.
О личностной ориентации обучения в последнее время сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Но в условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию, к проведению занятий, к выбору технологии проведения урока, которая более всего соответствует личностной ориентации.
Слайд 3 (таблица)
Система образования в России значительно расширилась, включив в себя сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательных школах. Формируется система коррекционно – развивающего обучения. Значительное число детей в начальных не справляются с программой обучения и имеют трудности в овладении знаниями. Обычными стали ситуации. Когда ребёнок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы успешно справляться с объёмом письменных заданий. Некоторые ученики испытывают дискомфорт в мышцах доминантной руки, их слабость или вялость, что выражается в затекании пальцев или кисти, возникновение тремора, приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр. Речь идёт о моторной недостаточности, точнее — графо-моторной, как сопровождающий аспект оптической дисграфии. Я акцент делаю на оптической дисграфии, так как эта тема является мною любимой и темой для углубленной коррекционной работы.
Личностно-ориентированный подход в профилактике этого вида дисграфии — это концентрация внимания логопеда в благожелательной творческой атмосфере. Сам коррекционный процесс предполагает индивидуально-подгрупповую форму работы и это тоже является личностно – ориентированным подходом.
Слайд 4
В условиях личностно – ориентированного обучения педагог приобретает иную функцию в коррекционном процессе, нисколько не менее значимую, чем в традиционном, но иную. Клик Личность ребёнка в центре внимания, не преподавание, а познавательная учебно – коррекционная деятельность приоритетна. Клик Традиционная парадигма образования «учитель – учебник – ученик» заменена на новую — «ученик – учебник – учитель».Слайд 5
При новой парадигме образования педагог (учитель - логопед) выступает больше в роли организатора коррекционно – познавательной деятельности, консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены на диагностику деятельности обучаемых, на оказание помощи квалифицированными действиями и устранение намечающихся трудностей в познании и применении знаний.
Это от педагога требует более высокой степени мастерства, определённых личностных качеств, такта.
Личностно – ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному)обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества.
Слайд 6
Ключевыми словами личностно – ориентированная технология образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятель-ность, творчество.
Один из видов технологии – технология разноуровневого обучения, принимает во внимание личные способности и возможности, проявляющиеся в темпераменте, характере, внимании, воле, чувствах, эмоциях, опыт, включающий знания, умения, привычки.Слайд 7
Деятельность коррекционного педагога тоже отличается личностно-ориентированной направленностью:
Создание положительного эмоционального настроя на урок
Использование проблемных творческих заданий
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания
Оценка не только правильного ответа, но и как рассуждал, в чём ошибся и почему?
Современная система образования не может быть построена на пустом месте, она берёт начало в глубине традиционной системы, в трудах философов, психологов, педагогов.
Слайд
Изучив особенности личностно – ориентированной технологии и сравнив традиционный урок с личностно – ориентированным мы понимаем, что на рубеже веков модель личностно – ориентированной технологии одна из наиболее перспективных моделей в силу следующих причин:
В центре образовательного процесса находится ребёнок, что отвечает мировой тенденции, гуманизации образования.
Личностно – ориентированное обучение является здоровье-сберегающей технологией.
В последнее время наметилась тенденция, когда родители сами выбирают своим детям не просто какие – либо предметы, услуги, но ищут, прежде всего благоприятную, комфортную образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность. Учитель создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, обогащение его в направлении универсальности, самобытности, содержательных мыслительных действий, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально – нравственных устремлений.
Наша коррекционная система похода в большей степени личностно-ориентированная, чем у обычных педагогов. Наши методы, приёмы, виды работ уже представляют специально – конструируемый дидактический материал.
Слайд 8
Диалог, игра, рефлексия, педподдержка, создание ситуации выбора и успеха. При такой организации коррекционного процесса Клик логопед выступает как координатор коррекционной деятельности, исследователь, эксперт, консультант. Клик Эти методы являются основным принципом личностно – ориентированной технологии.
Слайд 9
Приёмы используются следующие:
Создание ситуации успеха через выполнение посильных заданий
Положительный эмоциональный настрой, через яркую речь учителя
Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других
Занимательность, необычное начало урока
Право выбора через разноуровневые задания
Практическая направленность, соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией
Необычная форма преподнесения материала
Стимулирование деятельности через оценку, благодарность
Для того чтобы реализовать личностно – ориентированный подход в системе коррекционной помощи детям, необходимо помнить такую формулу:
Слайд 10
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» .Личностно – ориентированный учебно – воспитательный процесс зависит полностью от учителя, и одна из главных отличительных черт учителя – наличие стремления понимать и принимать ребёнка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.
Проблема коррекции нарушения письма остаётся главной, актуальной. В профилактике оптической дисграфии важным является сформированность графических навыков, умения ориентироваться в пространстве и развитие мелкой моторики.
Формирование графических навыков — процесс утомительный, трудоёмкий, длительный. Работу по воспитанию графических навыков веду в нескольких направлениях:
Слайд 11
Занимательные упражнения по ориентированию на листе бумаги (муха)
Начертания элементов букв в разной плоскости
Ориентирование в собственном теле, пространстве
Необходим тренинг для подготовки руки к письму. Традиционные способы помощи ребёнку по несколько раз переписывать, поселит у него страх, неуверенность в себе.
Слайд 12
Я разработала пособие, состоящее из блока упражнений, где будут исключены требования к точному написанию букв на начальном этапе. Виды упражнений я изобрела не сама, они хорошо описаны у Лалаевой, Садовниковой, Иваненко, Кобзаревой и многих других.
Но система подачи их, последовательность, наличие игрового аспекта, таинства в этих загадочных элементах, принадлежат мне. На каждом занятии дети выполняют задание « секретной школы», что в последствии приведёт к силе в кисти руки. Это необходимо девочкам в кулинарии, шитье, мальчикам в разных чертёжно – конструкторских направлениях, в сборах сложных схем и т.д. — 2 – 3 мин от занятия. Раздала родителям образцы, объяснила условия работы дома.
Слайд 13
Ребёнок учится писать, не теряя учебную мотивацию, веру в себя. Существует методика Шишковой С.Ю., которая поможет решить проблему нарушений письма, все задания методики построены в виде игры или с учётом игровых моментов. Методика полностью адаптирована к использованию и рассчитана на индивидуальное обучение или обучение в небольших группах, называется она «Буквограмма». Все задания личностно – ориентированны.
Клик В формировании пространственных представлений рекомендовано пользоваться любым арсеналом внешних опор, маркеров. Которые его бы заставили внешне убедиться в том, что есть правая и левая стороны, верх и низ и это неизбежно и неизменно.
Маркировка левой руки с помощью цветного лоскута, часов, браслета, резинки, или можно прикрепить значок у сердца. Я использую опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, так как представления строятся о нём от собственного тела. (Показываю магнитные браслеты, сердца на липучке, которые применяю в работе). Теперь он знает, что слева — это там где браслет и на это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Есть ещё верх — голова, бант, солнце и низ — ноги, пол, ботинки, трава.Освоив внешнее пространство, переходим к освоению пространства на листе. Базовое упражнение заключается в том, что каждое из направлений связывается с определённым движением: вперёд, назад, вверх, дальше, ближе. С этой целью рекомендую игру «Муха».
Слайд14
Большой квадрат разделён на девять клеточек, в центре сидит муха или паук. Он совершает движения по квадрату
Начало всегда в центре. Например: Клик вверх, влево, вниз, вправо. Где «муха»? Можно увеличить и количество движений, и скорость. Вначале ребёнок водит насекомым по квадратикам, слушая команды. Когда придёт опыт, можно предложить, чтобы он с закрытыми глазами, представлял этот квадрат, мысленно совершал действия. Можно диктовать ребёнку команды, можно просить, чтобы он диктовал вам, можно давать команды по очереди, по одной команде друг другу, совместно следя за движением «мухи». Ребёнок может сам быть экспертом, выбирать вид работы и тоже будет личностно – ориентированным приёмом.
Это пособие можно назвать тренажёром, я его в работе использую третий год, интересно и результативно.
Рекомендую упражнение «Робот» . Ребёнок изображает робота, точно выполняющего команды человека: один шаг вперёд, два шага назад, присесть и так далее. Можно играть в «непослушного робота» — который выполняет все команды наоборот..
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации относительно друг друга и себя, относительно других объектов. С этой целью Шишкова предлагает тоже много игровых приёмов. Один из них магнитная доска — тренажёр «Моя комната».
Слайд (комната) 15
Картинки на магните, предметы мебели ребёнок расставляет, как у него в комнате, а логопед спрашивает, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что? Слева?» Можно давать инструкцию, «покажи верхний правый угол, впереди и т.д.» С этим магнитным полотном можно интересно играть в игру «Капризный фотограф».
Слайд16
Логопед, он же фотограф желает сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребёнку) надо рассадить зверей: корову справа от зайца, мишку слева от мышки. Фотограф всё время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому посадить зверей. Задачу можно усложнять двухступенчатой инструкцией: «Посади утку справа от медведя, а зайку слева от лисы». Модификация задания — ребёнок сам говорит : «Я посадил льва справа от медведя». Затем ребёнок может быть фотографом.
На этом же тренажёре можно проводить и игры, типа: «Собираем урожай». На магнитном полотне разложить овощи или любые изображения в разном месте и ребёнку предлагается отобрать лишь те, которые лежат правее , чем капуста; левее, чем морковь.
Слайд 17
Поиск интересных видов работ по профилактике дисграфии, привёл меня к использованию ламинированных карточек и сухостираемых маркеров.
Все упражнения носят коррекционно – развивающий характер. Данный материал является источником творческого вдохновения ребёнка, самостоятельности. Данные виды работ направлены на активизацию работы головного мозга, на сенсомоторную коррекцию и поможет справиться с такими проблемами как:
Клик
Замена букв при чтении и письме
Пропуски букв
Перестановки
Зеркальное написание букв и цифр
Путаницу в понятиях «вправо» — «влево»
Личностно – ориентированный подход — это постоянный поиск учителем личностно – значимого для ученика материала, учитывая индивидуальные особенности, посильное задание, соответствующее склонностям и способностям, через интерес, через ситуацию успеха. Игровые задания всегда для детей успешны, они на пике положительных эмоций, доступных детству информаций и манипуляций.
Слайд 18
Использую в работе для поддержания интереса, для развития поисковых функций слоговые цветные и чёрно – белые таблицы. Приёмы работы с ними подробно описаны в книге Корнева «Нарушение чтения и письма».Основной замысел личностно-ориентированного подхода в коррекционном процессе- помочь преодолеть ограниченность субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящиеся к разным областям знаний.
При этом работа учителя предполагает использование различных форм общения, она не должна быть жёсткой, это должен быть полноправный диалог. Принцип доверия и поддержки, творчества и успеха, выбора, самоактуализации, субъектности, индивидуальности должны прийти на смену излишней требовательности, чрезмерного контроля и это обуславливает успех в коррекционном обучении и воспитании.