Доклад Личностно-ориентированный подход в воспитании


Личностно - ориентированный подход в воспитании
Воспитание предшествует образованию. Оно создает фундамент, на котором созидаются все последующие способности человека. Образование без воспитания — есть попытка построения дома на песке. 
В моем понимании, воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальным личностно-ориентированный подход в воспитании.
Что представляет собой личностно-ориентированный подход в процессе воспитания? В нескольких словах, это необходимость развивать в ребенке стремление к самопознанию и самопостроению, помогать ему, постигать тайны успешной самореализации и открывать в себе неповторимую индивидуальность.
Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что ребенок не просто "напичкивается" информацией (знаниями), но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей.
 Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.
У данной формы воспитания есть свои требования:
давать информацию ребенку в диалоге;
предоставлять выбор творческой деятельности;
поддерживать ребенка;
помогать ребенку принимать самостоятельные решения.
Особенности личностно-ориентированного подхода
Воспитатель и педагог всегда искренни со своими воспитанниками, потому их ученики не боятся откровений.
Дети рождаются разными и личностный подход необходим, чтобы выровнять их развитие. Ребенок в будущем достигнет желаемого уровня и в работе, и в жизни.
Отношения между детьми и взрослыми основаны на любви и уважении друг к другу в отличие, например, от природосообразной педагогики, которая не считала нужным подстраиваться под ученика или быть с ним на равных.
Учитель и воспитатель постоянно изучают вкусы и взгляды, темперамент и черты характера каждого воспитанника.
Педагог следит за развитием ребенка и по мере его возможностей усложняет трудности, которые обеспечивают прогрессивное развитие маленькой личности.
При личностном подходе воспитатель вовремя выявляет причины, мешающие достижению цели, и сразу их устраняет, не давая усложниться ситуации.
Нет одинаковых детей, как и нет одинаковых подходов. Есть опыт и профессионализм в личностном подходе к каждому ребенку.
Обязательно сочетание воспитания и самовоспитания.
Ребенок имеет право находить себя в любой сфере творчества, только так он достигает успехов.
Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.
Сегодня воспитание ребенка обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов
Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества стали наиболее важными?».
Все воспитательные функции в настоящее время переложены на школу.  СМИ, телевидение, интернет всеми правдами и неправдами пытаются опорочить честь школы, честь учителя.  Включите телевизор, откройте газету и вы увидите, что большинство программ и статей не выполняют воспитательных функций, а решают противоположную задачу.  А ведь ученик  предоставлен сам себе, смотрит что придется.  Родители заняты, в основном, зарабатыванием денег, детям уделяется очень мало времени.  И поэтому мы остаемся, практически, единственными представителями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения.  И в этой связи часто перед нами встает вопрос: как сделать воспитательный процесс удачнее.  Одной из форм воспитательной работы является классный час.
Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы.  Каким ему быть – решают учитель и ученики, и тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится интересной и нужной каждому. 
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений  к окружающему миру
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
 Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).
          Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.
           Классный руководитель должен подумать о том что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.
           Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.
         Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:
- личная значимость для учащихся-благоприятный психологический климат-возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников-обогащённость жизненного опыта-духовно-нравственная ценность-вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.
 В воспитательном процессе реализую направления программы: “Наша Родина”, “Человек”, “Здоровье”, « Природа», “Семья”, “Труд”, “Культура”,
В классе я проводила классные часы «Дружбой дорожить умейте», « Если друг оказался вдруг» - на которых ученики очень откровенны, легко идут на разговор, делают выводы о правильности тех или иных поступков.
Проводились классные часы по патриотическому воспитанию: «Страна, где я живу», цикл бесед «Символы государства, области, района», « Ещё раз о правах и обязанностях», «Что значит быть гражданином», «Их имена забыть нельзя»,
Проводились беседы по социально-нравственной тематике: «Поговорим о милосердии», «О жадности и жадинах», «Что такое толерантность?»
В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — ученика, родителя, учителя. Поэтому, работая с детьми, стараюсь придерживаться определённых заповедей:
- принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;
- для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души;
- потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;
- главное – идти вместе с детьми по пути их взросления: именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.
Если почаще вспоминать эти правила, то школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс — учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста каждого ученика.