Статья Как сделать урок интересным



Как добиться, чтобы мой урок был интересным?
Знать свою науку учителю, конечно, необходимо, но, кроме этого, нужно еще владеть ключом к уму и сердцу своих воспитанников. И кто не обладает этим даром природы, то должен его искать в современной педагогике и методике. (К.Лейбниц).
Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он  активизировать творческие силы ученика? Может ли он, наконец, не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и  ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостятельного решения? Может и должен!
Эффективность урока зависит от использования методических приёмов. Методические приёмы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенности развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Приём – это организация определённого вида работы на конкретном уроке. Существует большое разнообразие методических приёмов. Методические приёмы, активизирующие деятельность учащихся используются на разных этапах урока:
- на этапе проверки домашнего задания;
- на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
- на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;
- на этапе воспроизведения полученных знаний;
- на этапе домашнего задания.
Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности. Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверять даже сомнительную гипотезу. Ведь ребёнок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность.
Каждый раз, готовясь к уроку, мы решаем разные проблемы: чему научить обучающихся и как это сделать, как сформировать их духовный мир. Приоритет в организации образовательного процесса предоставляется личности ученика, его умению самостоятельно добывать знания. Поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы поощрять к активной познавательной деятельности ученика, создавать условия для выявления заинтересованности, стимулировать к высказываниям без опасений ошибиться, формировать стремление учеников находить свой способ работы, учиться анализировать и выявлять инициативу, самостоятельность в самовыражении. Успешность учебно-воспитательного процесса, высокое качество урока достигается именно благодаря использованию нестандартных технологий.
Например, на каждом уроке мы используем текст, который под диктовку записывают обучающиеся.  В зависимости от цели урока и содержания текста проводится  комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом.
Органической  частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные  учебные задачи. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, морфологического разбора, синтаксического анализа и т.д.. Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употреблённые в переносном значении; определить спряжение глаголов, значение слов, роль контекстуальных синонимов, назвать отличие существительного от других частей речи.
Такой прием, как  «Открытие темы» хорошо работает на уроках литературы, при его использовании идет опора на психологические особенности восприятия, на естественное  желание разгадать загадку. Большую помощь в «открытии тем» оказывают иллюстрации к творчеству писателя или поэта, названия произведений, по которыс студенты должны попробовать определить главную тему произведения, идею, мысли, которые хотел донести до читателя автор. И в этот момент учитель должен быть другом,  которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, как и для обущающегося. Ведь  не все могут мыслить творчески, боятся ошибиться, допустить оплошность.
         Устойчивость любого знания определяется прочностью фундамента и плавностью соединения несущих конструкций. Фундамент предлагаемой системы работы – личность учителя, способная «без швов»  связать в единое целое все элементы урока  и через интерес, любовь к предмету, стимулируемую использованными на уроке материалами, добиться желаемых результатов: научить детей  понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по – доброму мыслить.