План — конспект интегрированного урока ОБЖ + география на тему Автономное пребывание человека в природной среде

Глава 1.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Тема:
Автономное пребывание человека в природной среде.
Тип урока: интегрированный урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока:
Дать понятие об ориентировании и изучить простейшие способы определения сторон горизонта, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.
Задачи урока:
Научить правилам определения сторон горизонта по небесным телам и местным признакам;
Сформировать уважение к родной природе;
Развивать познавательные процессы, повышая интерес к предмету;
Сформировать стремление к здоровому образу жизни;

План урока
Вступительная часть. ( 12 минут)
1. Организационный момент.
2. Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала
из предмета география.
3. Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала
из предмета ОБЖ.
4. Проблемный вопрос
II. Основная часть. (28 минут)
1. Автономное существование. 2. Способы добывания огня. 3. Сигналы бедствия. 4. Физкультминутка. 5. Обеспечение водой и питанием. 6. Оборудование временного жилища ( укрытия ). 7. Практическая работа с механическими часами и компасом.
III. Заключительная часть. (5 минут)
1. Подведение итогов занятия. 2. Домашнее задание 3. Прощание

Ход урока:
Вступительная часть
* Организационный момент
А) Построение класса в две шеренги, доклад дежурного, приветствие.
Б) Строевые упражнения на месте.
Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству.

* Контроль знаний учащихся по усвоения ранее изученного материала из предмета география:
Что такое природная среда и природные условия?
Какие бывают природные условия для жизни человека? (благоприятные и неблагоприятные)
Чем характеризуются природные условия вашей местности? (или вашего района)
Беседа с учениками о постоянном месте жительства и с какими проблемами они могут столкнутся если они заблудятся в лесу.

* Контроль знаний учащихся по усвоения ранее изученного материала из предмета ОБЖ:
- Обитатели водоемов, часто используемых в походе в качестве пищи. ( рыба )
- Опасность , связанная с разрушением горных пород. ( камнепад )
- Лесная ягода, обладающая жаропонижающим действием. ( малина )
- Прибор для определения сторон света. ( компас )
- Подробный план местности. ( топографическая карта )
- Вещи, которыми необходимо пользоваться в жаркую погоду. ( зонт, очки )
- Походная сумка туриста. ( рюкзак )
- Болотная ягода, богатая витамином С. ( клюква )

* Проблемный вопрос:
XXI век. Для ориентирования на местности люди пользуются топографическими, физическими картами, а так же (Дубль ГИС) 2ГИС.
- Кто может нам объяснить: надо ли нам научиться ориентироваться на местности по предметам, по небесным светилам, по компасу и механическим часам?
Рассмотрение этого проблемного вопроса целесообразно начать с обсуждения: почему, попав в одинаковые ситуации, одни люди остаются живыми, а другие погибают? Наиболее интересные ответы, которые ученики будут давать в ходе обсуждения, надо записать в тетрадях.

II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 1- § 2 стр. 10-15

* № 1 Автономное существование.
Накопленный большой опыт людей в природных условиях получили название автономное существование.
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Главной задачей любого человека, попавшего в условия автономного существования, является выживание.
Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Выжить – это значить решить три важнейшие задачи:
Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.
Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Необходимо также принять меры для нахождения источников воды.
Составить пищевой рацион и убедиться, что имеется достаточное количество воды для приготовления пищи.

* № 2 Способы добывания огня.
- С помощью спичек, трением, с помощью искры при ударе камня о камень, железа о камень.
- Какими способами ещё можно добыть огонь?
- В солнечную погоду можно зажечь огонь с помощью линзы от фотоаппарата, очков и оптических приборов. Быстрее можно поджечь кусок ткани, обрывок бумаги или тонкую бересту. При работе с линзой надо держать её неподвижно.

* № 3 Сигналы бедствия.
Сигнальные костры – самый простой и доступный способ подачи сигналов который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место хорошо различное как с земли так и с воздуха. Для этих целей пойдут поляны и широкие просеки. Лучше выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том , что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

* Физкультминутка : « Огонь, вода, песок ». (Общее время – 1 минута)
Огонь – попеременное движение, направленными друг другу ладонями;
Вода - волнистые движения правой рукой в левую сторону, левой рукой в правую сторону;
Песок – двигая пальцами обе руки поднять вверх.

* № 4 Обеспечение водой и питанием.
Простейшие способы приготовления пищи: корни , клубни растений, рыбу и мелких животных можно готовить без посуды, на горячих углях, предварительно обмазав слоем глины.
Без пищи человек может прожить 60 – 70 дней, а без воды – не более 3 – 4 суток. Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость. Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекает в воде или при ее участии. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки. При высокой температуре воздуха 4 – 6 л в сутки.
– Скажите, пожалуйста: Какую передачу ведет Булат Каримов по каналу БСТ ? Где в одной из передач показал как получить из болотистой чистую питьевую воду. - « СЛЕДОПЫТ ».
* № 5 Оборудование временного жилища ( укрытия )
- А теперь ответьте на этот вопрос.
· - Какую передачу ведет Тимофей Баженов по каналу НТВ ? Где он часто рассказывает и показывает как устроить ночлег в лесу. - « Рейтинг Баженова ».
Если не удалось быстро сориентироваться, найти тропу или дорогу, дойти до населенного пункта, то следует подумать о строительстве простейшего временного укрытия для ночлега.
Более комфортабельное укрытие – шалаш. В качестве основы для постройки односкатного шалаша может служить надломленное на высоте 1-2 м дерево, сохранившее прочную связь с пнем. В лесах такие деревья встречаются через каждые 200-400 м. Можно и просто уложить на валёжину, или на высокий пень. На это дерево, как на основу, укладываются шесты в один либо два наката. С одним скатом, шалаш называется односкатным, а с двумя скатами, двускатным. При отсутствии топора укрытие предпочтительно устраивать в сосновом либо березовом лесу, где имеется много сухого подлеска с диаметром ствола менее 10 см, не имеют веток, что позволяет положить их плотно друг к другу. Настил изготавливается из тех же жердей.

* Практическая работа: (ориентирование)
Что такое горизонт?
От греческого языка значило « намечать границы »
Как можно определить стороны горизонта по механическим часам?
Ориентирование на местности – это определение своего положения относительно сторон горизонта и местных предметов. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и видимости стороны горизонта можно определить по положению Солнца, Полярной звезды, по признакам местных предметов и другими способами.
А) Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально, чтобы часовая стрелка указала на солнце (9ч.), минутную на 13ч. Через центр циферблата мысленно проводится линия в направлении на цифру 1 (13часов) разделить пополам. Биссектриса угла, образовавшего между этой линией и часовой стрелкой и, показывает направление север – юг, причём юг до 12 часов находится в справа от Солнца, а после 12 часов - слева.
Б) В ночное время, самый простой и надежный способ ориентирования в наших краях – это найти Полярную звезду. Она расположена в пределах одного градуса от Северного полюса мира и является надежным ориентиром для определения направления на географический север. Для этого необходимо найти созвездие Большой медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проводится воображаемая прямая линия, и на ней откладывается расстояние между этими звёздами 5 раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая звезда – Полярная. Направление на неё будет соответствовать направлению на север.
В) С северной стороны стволы деревьев, камни или выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками

III. Заключительная часть.
* Подведение итогов занятия.
- Напомнить тему, цель и задачи урока.
Актуальность урока
А) Правильное ориентирование на местности
Б) Правильное пользование компасом
В) Ориентирование на местности по механическим часам и небесным телам.

* Домашнее задание:
Решение ситуационной задачи:
«Вы оказались одни в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
* Прощание:
( Класс встать! Смирно! Вольно! До свидание! )

Приложение № 1
Бланк конспекта ученика
Фамилия, имя _________________________ дата_________ класс_______ оценка_______
Глава 1.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Тема:
Автономное пребывание человека в природной среде.

* Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала из предмета география:
Что такое природная среда и природные условия?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие бывают природные условия для жизни человека? (благоприятные и неблагоприятные)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем характеризуются природные условия вашей местности? (или вашего района)
Беседа с учениками о постоянном месте жительства и с какими проблемами они могут столкнутся если они заблудятся в лесу.

* Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала из предмета ОБЖ:
Обитатели водоемов, часто используемых в походе в качестве пищи. ( _________ )
Опасность , связанная с разрушением горных пород. ( __________ )
Лесная ягода, обладающая жаропонижающим действием. ( __________ )
Прибор для определения сторон света. ( __________ )
Подробный план местности. ( ____________________________________ )
Вещи, которыми необходимо пользоваться в жаркую погоду. ( _____________ )
Походная сумка туриста. ( __________ )
Болотная ягода, богатая витамином С. ( __________ )

Проблемный вопрос:
XXI век. Для ориентирования на местности люди пользуются топографическими, физическими картами, а так же (Дубль ГИС) 2ГИС.
- Кто может нам объяснить: надо ли нам научиться ориентироваться на местности по местным предметам, по небесным светилам, по компасу и механическим часам?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Накопленный большой опыт людей в природных условиях получили название _______________________________________________________________________


Главной задачей любого человека, попавшего в условия автономного существования, является ____________________.

Автономное существование
Автономное существование человека в природе - это самостоятельное независимое существование его в _________________________________________ .

Способы добывания огня
( ______________________________________________________________________ ).
( ______________________________________________________________________ ).

Сигналы бедствия
_____________________________________ – самый простой и доступный способ подачи сигналов который используется с незапамятных времен по настоящее время.
Обеспечение водой и питанием.
Без пищи человек может прожить __________ дней, а без воды – не более _______ суток.
Оборудование временного жилища ( укрытия )
Более комфортабельное укрытие – ___________________
Что такое горизонт?
От греческого языка значило « _____________________________________ ».

Домашнее задание:
Решение ситуационной задачи:
«Вы оказались одни в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.
15