Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной к школе коррекционной группе для детей с общим недоразвитием речи Мягкие звуки


Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада.
Учитель-логопед Тякмаева Т.Г., МБДОУ детский сад комбинированного вида № 23, г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Тема: « Звуки ч – щ – с' – т' »
Цель:
1. Закрепление правильного произношения и различение звуков ч – щ – с' – т' в связной речи.
2. Звуковой анализ слов. Подбор схем звукового анализа.
3. Закрепление слогового состава слов – игра «Слоговое лото».
4. Закрепление правописания ча, ща, чу, щу. Чтение слов на данное правило с пропущенными буквами.
5. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных мужского рода.
6. Закрепление образования и употребления приставочных глаголов движения от глагола шли.
7. Подбор признаков и действий к предмету, обогащение лексики синонимами.
8. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу.
9. Составление предложений по данным моделям и деление этих предложений на слова.
10. Печатание предложения под диктовку. Закрепление правил правописания предложения.
11. Составление схемы предложения.
Оборудование: предметные картинки щука,бочка,тёрка,рысь; звуковые схемы (12 шт); цветы, игровое поле (2шт), карточки 2х цветов (по 9шт каждого цвета), слова для чтения с мягкими согласными (15шт); полотно голубого цвета - ручей, камни из картона (15шт), слова с пропущенными А, У после Ч, Щ (15шт), слоги ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; карточки для чтения - приставочные глаголы; ребус, ведро с удочкой; карточки-элементы моделей предложения, карточки-модели предложений (15шт); тетради; простые карандаши; ластики; визитки щуки - призовые карточки (15шт).
Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы отыскать мягкие согласные звуки и разгадать их тайны. Вы готовы? (Да!) Тогда отправляемся в путь.
Характеристика, различение, сопоставление звуков.
Перед нами «Пещера-звучащая», здесь звучат разные звуки. Какие звуки вы знаете?(гласные,согласные,глухие,звонкие,твёрдые,мягкие,шипящие,свистящие и т.д.). давайте отыщем интересующие нас звуки.

В пещеру мы вошли. (на панно висят картинки:щука,мяч,рысь,тюльпан- дети называют по очереди картинки, определяют, какой звук в этом слове.) Найденные нами звуки какие?(согласные,мягкие) Чем ещё похожи они? (они глухие) Чем отличаются эти звуки друг от друга? (ч,щ –всегда мягкие, шипящие, сь –свистящий, сь и ть могут иметь твёрдую пару.)
Вот и вышли мы из пещеры.
Звуковой анализ и синтез слов с мягкими согласными звуками.
Перед нами 3 дороги. Куда идти нам подскажут звуковые схемы слов. Выберите нужный путь. (дети-3 команды подбирают слова к Зв.схемам).





К полянке цветущей мы подошли.
«Слоговое лото» - упражнение в делении слов на слоги.
Какая благоухающая, цветущая полянка! Какие цветы расцвели на нашей полянке? Они приглашают нас поиграть в «Слоговое лото». Соберите слова и прочитайте каждый своё слово. Разделите слово на слоги. Посчитайте, сколько в вашем слове слогов. Закройте им ту часть игрового поля, на которой столько кружков, сколько слогов в слове. Выиграет та команда, которая скорее закроет своё игровое поле. 1я к-да – синие, 2я – красные (проверяется правильность выполнения задания, объяснения 2-3 детей).

Поляну мы перешли, рощу обошли и к ручью дошли.
«Буква потерялась» - упражнение на правописание ча-ща, чу-щу, согласование числительных и существительных мужского рода.
В ручье вода студеная, талая. Чтобы ноги не промочить, переходить надо по камешкам, но камни не простые, на них слова с пропущенными гласными после согласных Ч и Щ. Кто знает, какая буква пропущена, тот пройдёт, а кто ошибётся, тот ноги промочит (дети по очереди выполняют задание).
Чудо щука пища
Чашка роща часы
Чайник ищу щавель
Чучело пущу тащу
Чайка гуща чай


Все ручей перешли, а помогло нам знание правила правописания гласных А и У после мягких согласных Ч и Щ. Кто озвучит нам это правило? (выставляются слоги на магнитной доске ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Молодцы! Я вами горжусь!
Сколько же камней нам потребовалось, чтобы перейти ручей? (Настя возьми-1,Лола-2, Ярик-5, Саша-7. Сколько у тебя камней Настя? У меня 1камень, а у меня-2 камня, у меня-5 камней, а у меня-7 камней). Сколько же всего? 15. Молодцы.
Словообразование – приставочные глаголы от глагола шли.
Мы снова в д/саду. На протяжении всего путешествия мы говорили:
в пещеру вошли, из пещеры вышли, к полянке подошли, полянку перешли, рощу обошли, к ручью дошли, ручей перешли, в д/сад пришли. От какого слова образованы все эти слова? (от слова – щли.) (карточки с приставочными глаголами выставляются на магнитной доске)
Ребус. Отгадайте, какую рыбу поймал рыболов?

«Что мы знаем о щуке?» - подбор признаков и действий к существительному.
Какая? Что делает?
Хищная плавает
Шустрая охотится на рыб
Зелёная прячется под корягой
Проворная гоняет малька
Крупная погружается на дно
Зубастая заглатывает наживку
Большая ныряет
Старая смотрит
Молодая наблюдает
«Кто скажет иначе?» - упражнение в подборе синонимов.
Проворная – шустрая, юркая, ловкая, увёртливая;
Плавает – вьётся, погружается, ныряет, проносится;
Охотится – наблюдает, выслеживает, гоняет, затаивается, заглатывает.
9. Спряжение: удивляться величиной зубастой щуки.
Составление предложений по данным моделям и деление этих предложений на слова.

У вас на столе модели предложений. Составьте предложения со словом щука, используя признаки, действия и синонимы, опираясь на данные
модели. Какое предложение у тебя? Сколько слов в твоём предложении?
(2-4 ребёнка) Какое предложение вам понравилось больше всего? Сколько слов в этом предложении? Какое 1-ое слово? 2-ое? 3-тье?
Печатание предложения. Закрепление правил написания предложения. Составление схемы предложения.
Откройте тетради. Сейчас мы напишем предложение. Кто напомнит правила написания предложения?
предложение пишется с большой буквы;
в конце предложения ставится точка;
слова в предложении пишутся раздельно.
Напишите предложение. Начертите схему предложения.
Итог занятия.
Чем мы занимались на занятии? Что вам запомнилось больше всего? Хотели бы вы ещё отправиться в путешествие? Нарисуйте дома новый маршрут следующего путешествия. Наше занятие окончено. Я благодарю вас за активную работу на занятии и вручаю вам звёздочки с автографом щуки.