Урок русского языка в 8 классе №11 Словосочетание как единица синтаксиса.


Учитель русского языка Федосова Ольга Анатольевна МБОУ «Школа №54» г. Рязани
Урок русского языка в 8 классе №11
Словосочетание как единица синтаксиса.
Цель: повторить строение словосочетаний, тренироваться в нахождении словосочетаний в предложении, конструировать их по данной модели, составлять схемы словосочетаний, по орфографии повторить правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, причастий, развивать речь учащихся.
Методические приёмы: повторение изученного, конструирование словосочетаний, словарная работа, выполнение упражнений учебника.
Орфографическая разминка.
Решить тест:
в каком словосочетании в окончании обоих слов пропущена буква Еа) к ранн..й оттепел..
б) в крайн..м случа...
в) на дальн..й станции...
г) на развевающ..мся знамен..
2. Поставить в форму Р.Д.П. падежа
Химия, гербарий
Проверка д/з- Что такое текст?
- Разберём предложение: Умение правильно строить различные тексты – одно из самых важных условий владения речью.
- Какие бывают виды связи предложений в тексте?(Цепная и параллельная)
Запишем примеры.
- Какие морфологические средства связи предложений в тексте вам известны? (союзы, различные частицы)
- Какие стили выделяют в русском языке?
Запишем слова: регулировать
олицетворять
-Определите стиль текстов в упр.52. (публицистический)
Упр.56. Значение слов
Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.
Возводить - строить, сооружать.
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму.
Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.
Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объёма.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Зодчий – архитектор, строитель.
Зодчество – искусство архитектуры, строительства.
Словарный диктант. Регулировать, олицетворять, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, зодчества, зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория, монумент, истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция.Изучение нового материала.
1.Слово учителя.
Словосочетания – синтаксические единицы, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения 2-х самостоятельных слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.
Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган). Прочитайте его. Вне контекста, т.е. вне окружения, неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (Орган и оргАн – омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Кроме того, слово Орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:
Орган печати (газета); орган зрения (глаз); служить в органах (например, в полиции); органы здравоохранения; слушать орган.(Расставьте ударение)
Слово это произошло от греч. оrganon – орудие, инструмент.
Орган – 1) часть организма, выполняющая определённую функцию: орган речи, органы кровообращения; 2) учреждение, исполняющее определённые функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти; 3) периодическое издание: орган демократической партии.
ОргАн – духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.
Однокоренные слова к слову Орган – организация, организовать, организованный, организационный, организатор, организаторский, организм, организованно, организованность, органика, органический.К слову оргАн – органист, органистка, органчик, органный.
Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т. е в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.
2. Дайте определение словосочетания. ( Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.)
Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово уточняет смысл главного. Упр. 60 (устно)
3. Признаки словосочетания.
1) словосочетание могут составить только самостоятельные части речи;
2) одно из составляющих слов зависит от другого;
3) словосочетание должны составлять слова, сочетающиеся по лексическому значению.
4. Грамматическая форма и грамматическое значение словосочетаний.
Грамматическая форма словосочетания – это его строение, схема. Например: олимпийское движение – прил.+ сущ.; преодолеть препятствие – глаг.+сущ.; увлекаться спортом – глаг.+ сущ.Более конкретная схема указывает на форму зависимого слова : уверенный в себе – прил. + предлог + мест. в П.п.
По морфологическим свойствам, принадлежности словосочетания делятся на именные ( главное слово - имя сущ, имя прил. , имя числ., мест.) глагольные (главное слово – глагол или его формы) и
наречные ( главное слово – наречие)
Закрепление изученного.
1.Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 61.
2. Строение словосочетаний. Упр.62.
3. Конструирование словосочетаний. Упр.63.
4.Работа над грамматическими нормами. Упр. 64.
Словарная работа. Талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция. Выписать слова из рамок, составить по одному словосочетанию с каждым из них, определить главное и зависимое слово: истинный друг, подлинный документ, талантливый скрипач, гениальный план, директор школы, секретарь собрания, традиция завода,.Подведение итогов.
-Что такое словосочетание?
-Для чего нужны словосочетания?
-Из каких частей состоят?
-Какие бывают по морфологическим признакам главного слова?
-Что называют грамматической формой словосочетания?
Домашнее задание: П.7, упр. 65, 67.