Урок русского языка в 5 классе Словосочетание и предложение


Тема урока: «Словосочетание и предложение».
Форма урока: урок-практикум
Цели:
1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;
2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
Слово учителя.
Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Давайте скажем друг другу пожелания.
- Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята! (ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ)
II. Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ» - мозговой штурм
Беседа по вопросам:
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний.
Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
- Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
Как называются предложения, у которых есть только подлежащее или только сказуемое?
Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?
Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
- А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
- Перед вами лежат карточки. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёную карточку (Да), если не словосочетание – красную (Нет).( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
- Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
- А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и насквозь просвечивается осе..ий лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов лист..ев под н..гами подчеркивают л..сную т..шину.
Ветер — бессменный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устилает тр..пинки чащ. Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долго кружит(?)ся, словно хочет примоститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
Прочитайте текст.
Озаглавьте его.
Вставить пропущенные буквы.
Подчеркните грамматические основы в предложениях. Определите, чем выражены подлежащее и сказуемое? Объясните постановку тире в одном из предложений.
Найдите в тексте односоставное предложение.
Найдите в тексте нераспространенные предложения.
Найдите сложные предложения.
2. Физразминка3. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
- Правильно –Х, неправильно – О.
Выплыло из-за туч солнышко. (двусоставное, распространенное)
Оно разослало на землю свои лучи. (двусоставное, распространенное)
Две капли тяжело шлепнулись на лист. (односоставное, распространенное)
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. (двусоставное, распространенное)
Стемнело. (односоставное, распространенное)
Утро сегодня прохладное. (двусоставное, распространенное)
Потемнел лес. (двусоставное, распространенное)
Листья плясали под его музыку. (двусоставное, нераспространенное)
Замечательный день. (односоставное, распространенное)
Осень – волшебное время года. (двусоставное, распространенное)
4. Составление кластера
1 группа – словосочетание
2 группа – грамматическая основа предложения
3 группа – предложение
ЗАЩИТА кластеров
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции.
IV. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
1. Выяснение достигнутых результатов.
- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?
2.Выставление оценок за работу на уроке.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Усвоили ли вы тему «Словосочетание и предложение», проверите ещё дома: из текстов художественной литературы выпишите: 5 простых предложений и 2 сложных предложения, найдите грамматическую основу, выясните, чем выражены подлежащее и сказуемое.
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Сегодня я понял …
Мне понравилось на уроке …
Спасибо за работу на уроке. Желаю Вам успеха! Урок окончен. До свидания.