Статья по информатике Методические подходы к обучению информатике в условиях реализации ФГОС

Методические подходы к обучению информатике
в условиях реализации ФГОС.
Леонова М.И., учитель информатики
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:
все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не  проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Поэтому, на сегодняшний день выбор методов, приемов, формы работы является актуальным в организации учебного процесса. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход.
Огромную роль в реализации системно – деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения». На сегодняшний день уже накоплен опыт по реализации данного подхода.
Созданная мною методическая система (схема 1) направлена на формирование целостной картины развития универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых и предметных компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:
реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
развивать творческую инициативу ученика;
воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: технологии деятельностного метода обучения, информационно-коммуникационных технологий, технология развития креативного мышления, метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
предметную (способность применять полученные знания на практике).
Методическое обеспечение осуществляю через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности. Информатику преподаю в 5-8 классах (базовый уровень). Рабочая программа по информатике для 5-6 классов составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Программа курса информатики для 5-6 классов средней общеобразовательной школы» (Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Учебная программа и поурочное планирование для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -93 с.). Учебник «Информатика», 5, 6 класс (автор Л.Л. Босова), 7-8 классы – Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угринович «Программа курса информатики для 7-9 классов основной общеобразовательной школы. Эффективно использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), а также сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Для осуществления учебных задач имеется оборудованный учебный кабинет, кабинет информационно-коммуникационных технологий.
Учебные занятия по информатике условно делю на две части: теоретическую и практическую. Одной из основных задач теоретической части является повышение уровня восприятия учебного материала. Решение данной задачи достигаю двумя путями: обеспечение наглядности учебного материала и организация деятельности учащихся с объектом изучения. В обоих случаях широко использую учебную компьютерную презентацию и видео - уроки. Теоретическая часть проходит в сотрудничестве со всем классом. При этом учащиеся и учитель занимают равноправное положение. Обсуждение проходит без особого напряжения, так как все идеи принимаются, конструктивно критикуются, ответы учеников не оцениваются, в работу включены все до одного учащегося, отсутствует страх перед учителем, который выступает в роли помощника. В своей практике широко использую следующие методы и формы работы: творческие задания, работа в малых группах, ролевые игры, проектная деятельность, проблемное изложение, прием «Ученик в роли учителя», дискуссии, объяснение с элементами иллюстрации, дебаты, круглый стол, тестирование. Особое внимание уделяю развитию логического, абстарктного мышления: на разминку в начале занятия включаю задания на смекалку, логику, внимание, сообразительность. Данные занятия позволяют активизировать внимание детей, повысить работоспособность, мотивацию к занятиям. Ознакомление с новым материалом провожу в форме определения проблемы. С помощью накопленного опыта, сообщений учащихся, использования дополнительной литературы обучающиеся самостоятельно пытаются решить проблему. При этом обращаю внимание детей на то, что необходимо уметь слушать и слышать друг друга, чтобы не повторяться в своих ответах, правильно делать умозаключения в соответствии с поставленной проблемой. На закрепление учебного материала широко использую дидактический материал.
При выполнении практической работы за компьютером дети работают в парах, группах, таким образом, существует возможность взаимопомощи, взаимоконтроля. Совместная работа учащихся познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без моего непосредственного участия. Наблюдая за работой учеников, могу сразу же сделать вывод, как усвоен материал учебного занятия. Задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.
Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели:

Ученик
Педагог ученик
ученик

В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи возникают не только между педагогом и учащимися, но и между всеми учащимися.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.
Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора (уровни сложности, выриативность), правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.
Теоретические профессиональные знания помогают мне свободно ориентироваться в современных педагогических концепциях, информационно-коммуникационных технологиях, осознанно реализовывать современные образовательные задачи, целенаправленно работать над повышением качества личностных достижений учащихся и учебно-воспитательного процесса в целом. Владею личностно-ориентированной технологией обучения, применяю на практике элементы педагогики сотрудничества, инновационные методы и приемы, учитывая личностные качества детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
победы и призовые места гимназистов в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах
публикации творческих работ учащихся на сайтах сетевых сообществ и проектов;
высокий уровень компетентностей, сформированных у обучающихся;
высокое качество знаний гимназистов по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (от 80% до 100%);

Таким образом, результативность учебной и внеурочной деятельности учащихся достаточна высокая, имеет положительную динамику.
Систематически повышаю квалификацию через прохождение курсовой подготовки в НИПКИПРО, принимаю участие в семинарах, конференциях, вебинарах, периодически осуществляю публикацию методических разработок учебных занятий; обобщение и распространение опыта работы.
В условиях реализации ФГОС мы должны хорошо понимать, что вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».