Доклад по информатике Реализация ФГОС: предметная и метапредметная деятельность на информатике.


Реализация ФГОС: предметная и метапредметная деятельность на уроке.
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать самому
и я научусь.
Конфуций
 «Жизнь на уроке должна стать подлинной. 
Сделать ее такой – задача каждого из нас»
Тема продиктована актуальной проблемой. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Перед нами стоит задача: включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы .В концепции выделены виды универсальных учебных действий:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные.
Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме 1.
Результаты обучения Схема 1.
Результаты обучения
Личностные
Метапредметные Предметные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Для того чтобы добиться поставленных ФГОС требований к результатам обучающихся нам необходимо развивать у детей все УУД (универсально учебные действия). Но сегодня мне бы хотелось остановиться на формировании предметных и метапредметных действий на уроках. Для формирования этих действий лучше всего использовать в своей практике метапредметные уроки.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то». Очевидно, что в определении этих двух понятий прослеживаются различия.
Целью метапредметного урока становится комплекс, состоящий из предметных (образовательных), метапредметных и оргдеятельностных целей.
При моделировании метауроков целесообразно придерживаться следующего:
1.Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, «переоткрывает» открытие.
2. Ученик открывает сам способ работы с понятием.
3. Рефлектируя собственный процесс работы, ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же.
. Использование метапредметной технологии в преподавании дает возможность развивать мышление у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Формированию метапредметных, предметных компетенций на уроках способствуют следующие формы, методы и приёмы:
интерактивные технологии;
метод сотрудничества;
методики проектирования;
использование ИКТ;
деятельностный подход;
работа по алгоритму и дрАнализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, рассмотрим их классификацию, данную Хуторским А.В.:
ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования.
.
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные групповые методики работы. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объёмными, требующими от учащихся внеурочной подготовки. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Коммуникативная компетенция
Этому способствует групповая и парная работа на уроках. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы.
(Например, работу в группах можно провести на обобщающем уроке при сравнении различных функций при исследовании различных функциональных зависимостей. )Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
Осмысление полученного опыта.
Обобщение (рефлексия).
Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Чтобы сформировать у ребёнка ценностно-смысловые компетенции, нужно, чтобы он чётко представлял, какие знания он получит на сегодняшнем уроке, на какие умения опирается данная тема, ближайшие перспективы применения полученных знаний, и где в дальнейшем эти знания понадобятся.
Общекультурная компетенция формируется при решении текстовых задач. Учась решать текстовые задачи на математике, ребёнок может перенести это умение на другие науки – физику, химию. Здесь важным является умение составлять математическую модель процесса, формализовать задачу, выработать. В данном случае от учителя требуется систематическая работа в этом направлении для того чтобы дети получили опыт такой работы и осмысления этого опыта.
Информационная компетенция формируется в процессе освоения учениками информационных технологий. Но при этом у ребят должно сформироваться устойчивое мнение, что информационные технологии используются не только на уроках информатики, но и на всех других. Целесообразно проводить интегрированные уроки математики и информатики. Тема «Диаграммы и графики» очень созвучна теме «Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре».
Социально-трудовая компетенция формируется при решении контрольных работ, выработке навыков устного счёта.
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. В этом аспекте применение учителем различных средств становится особенно значимым.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию метапредметных и предметных навыков является создание проблемных ситуаций на уроке.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Важную роль в формировании метапредметных навыков играет работа с текстом. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.Прием составления плана, схем, таблиц, графиков, рисунков, краткой записи.
Да, все вышеперечисленные методы и средства, приёмы образовательной деятельности появились не вчера, прогрессивные, прозорливые педагоги, на протяжении последних десятилетий, фрагментарно разрабатывали и включали в свою деятельность все эти педагогические технологии. Но на сегодняшний день такая система обучения должна быть не фрагментарной, а всеобъемлющей.
Приведём пример.
Перед изучением темы «Сложение десятичных дробей» учащимся предлагается решить задачу: «Сколько нужно купить ленты, если на отделку юбки необходимо 13,5 метра, а для пояса - 1,83 метра ленты?»
Ученики предлагают варианты ответа, я их записываю на доске (среди них есть как верный, так и неверные). Далее задаю ребятам вопросы:
- Задание было одно?
- Одно.
- А какие получились результаты?
- Разные.
- Как вы думаете, почему?
Один из вариантов ответа: «Возможно, мы чего-то ещё не знаем».
- Какова же цель нашей работы на уроке? - обращаюсь я к детям.
- Узнать, как сложить десятичные дроби.
- Для чего нам это необходимо?
- Чтобы правильно считать, например, в магазине.
В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. 
Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.    
Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить:
ситуации неопределенности;
В этом примере создается ситуация неопределенности
«Параллелограммом называется четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны», и снова перед обучаемыми ставится задача привести пример фигуры, соответствующей этому «определению», ныне являющейся параллелограммом. Ясно, что такой фигурой может быть трапеция, ясна и причина возможного несоответствия.  
ситуации неожиданности; 
Ситуацию удивления можно продемонстрировать при выполнении домашнего задания по теме «Окружность. Длина окружности». В качестве домашнего задания предлагается начертить несколько окружностей разного радиуса и ниткой измерить длину окружности и найти  отношение длину окружности к ее диаметру. У детей эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное, равное числу пи.
ситуации конфликта;
Один рубль не равен 100 копеек
1) 1 руб.=100 коп. - это верное утверждение.
2) 10 руб.=1000 коп.
3) Умножим обе части этих верных равенств, получим:
10р=100000коп, откуда следует: 1р=10000коп., т.е. 1р.100коп.
Ответ: Здесь нарушены правила действий с именованными величинами
Применение этого софизма является также пропедевтикой использования именованных величин при решении физических задач.
ситуации опровержения;
Рассмотрим примеры. Пусть школьник написал или сказал: «Два уравнения называются равносильными, если корни одного являются корнями другого». Посмотрел в учебник, а там дополнительно еще два слова: «и обратно». Чтобы осмыслить значение этих слов, надо подобрать два уравнения так, чтобы корни одного были корнями второго, но корни второго не были бы корнями первого, т.е. чтобы не выполнялось второе требование. Например,
Х – 2=0                               (1)
х2  - 4 = 0.                             (2)
Очевидно, что число 2 является корнем и первого, и второго уравнения, а —2, являясь корнем второго уравнения, корнем первого не является. По «определению» школьника эти уравнения тем не менее равносильны, а на самом деле — нет.
ситуации предположения.
Можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника. Уместным будет и провокационный вопрос «В каком треугольнике сумма внутренних углов больше - в остроугольном или тупоугольном?» и проверить все на практике.
На  метапредметном  уроке  происходит  формирование  ключевых  компетенций:  информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне),  коммуникативной (работа в группе по извлечению информации) и  компетенции  личностного  самосовершенствования (самомененджмент).
Метапредметные и предметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Поскольку умение учиться не может ограничиваться рамками одной или нескольких дисциплин, организация обучения на принципе метапредметности должно привести к росту успеваемости учащихся по всем дисциплинам, к росту познавательной мотивации и формированию уважительного отношения к интеллектуальной деятельности в целом, сформировать способность к рефлексии и самостоятельности мышления.