РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)


Департамент образования г. Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Колледж предпринимательства №11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Москва 2015

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 Коммерция (в розничной торговле)
Гранаткина Н.В. - преподаватель специальных дисциплин, высшая квалификационная категория, ГАОУ Колледж предпринимательства № 11
Корнеева С.С. - преподаватель специальных дисциплин, высшая квалификационная категория ГАОУ Колледж предпринимательства № 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 7
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
30
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 34
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров» является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 100701 Коммерция (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений и системные.
ПК 8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
Рабочая программа ПМ может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
20004 Агент коммерческий
12721 Кассир торгового зала
12965 Контролер-кассир
17351 Продавец непродовольственных товаров
17353 Продавец продовольственных товаров
1.2. Цели и задачи ПМ – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- определения показателей ассортимента;
- распознавания товаров по ассортиментной принадлежности,
- оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями;
- установления градаций качества;
- расшифровки маркировки;
- контроля режима и сроков хранения товаров;
- соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;
уметь:
У1. применять методы товароведения;
У2. формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
У3. оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
У4. рассчитывать товарные потери и списывать их;
У5. идентифицировать товары;
У6. соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к ним,
знать:
З1. теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
З2. виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
З3. классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку,
З4. условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
З5. особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.
Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Максимальной учебной нагрузки – 493 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 328, из них практических 138 часов. Самостоятельной работы обучающегося – 165 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля ПМ.03 является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1. Участвовать в формировании ассортимента о соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их
предупреждению или списанию.
ПК 3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными
требованиями.
ПК 4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерения в системные.
ПК 8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования, нормативных документов, а также требования стандартов и технических условий
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. Учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 3.1; 3.4; 3.7 МДК 03.01 Теоретические основы товароведения 167 111 48 56 ПК 3.2; 3.3; 3.5; 3.6; 3.8 МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров 326 217 90 20 109 УП.03 учебная практика 18 18 ПП.03 Производственная практика (по профилю специальности), часов 36 36
Всего: 547 328 138 20 165 18 36
2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
МДК 03.01 Теоретические основы товароведения Раздел 1. Методологические основы товароведения 20 Тема 1.1. Предмет, цели и задачи товароведения.
. Основные понятия товароведения. Предмет, цели и задачи товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Формирование профессиональной компетентности. 2 1
Тема 1.2. Объекты, субъекты и методы товароведения Объекты, субъекты товароведения. Методы товароведения: понятие, классификация, разновидности и краткая характеристика, применяемость. Преимущества и недостатки. 2 1
Тема 1.3. Классификация и кодирование товаров Определения, цели, задачи классификации и кодирования. Признаки, методы классификации. Товароведная классификация товаров.
Кодирование: понятие, требования, структура кода, методы, понятие о ОКП, штрих-код. 6 2
Практические занятия 6 Определение метода, составление классификации. Изучение построения и содержания ОКП Самостоятельная работа обучающихся 4 Определение места отдельно взятого товара в товароведной классификации, расшифровка штрих-кода, расчет и проверка правильности контрольной цифры Раздел 2. Товароведные характеристики товаров 88 Тема 2.1. Ассортимент товаров Ассортимент товаров: основные понятия, классификация ассортимента. Показатели ассортимента. Влияние отдельных показателей на результаты коммерческой деятельности.
Управление ассортиментом: понятие, этапы. Факторы, влияющие на формирование ассортимента, регулирование этих факторов.
Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи, направления формирования ассортимента. 6 2
Практические занятия 6 Расчет и анализ показателей ассортимента Составление рекомендаций по изменению ассортиментной политики ( на примере отдельных предприятий торговли) Самостоятельная работа обучающегося 20 Исследовать и провести анализ ассортиментной политики розничной торговой организации в произвольно выбранном студентом районе в пределах города.
Студент выбирает однородную группу продукции и исследует ассортимент данной группы товара, рассчитывает отдельные показатели ассортимента, сравнивает их с показателями розничной торговой организации – ближайшего конкурента данного магазина.
Исследование проводится путем личных наблюдений. Для выполнения заданий предлагается работа с учебной литературой, с нормативно-технической документацией по заданной теме.
По результатам проведенной работы рекомендуется написание отчета. Тема 2.2. Свойства товаров:
Свойства физические, химические, биологические, краткая характеристика отдельных свойств.
Потребительские свойства товаров. Их характеристика
Пищевая ценность продуктов, основные химические вещества, их свойства и влияние на качество продуктов. Энергетическая ценность, биологическая полноценность, физиологическая ценность, усвояемость.
Физиологические нормы потребления основных веществ.
Использование данных о пищевой ценности товаров для стимулирования их сбыта. 12 2
Практические занятия 6 Изучение физических свойств на примере конкретных товаров Определение энергетической ценности пищевых продуктов Самостоятельная работа обучающегося 4 Изучение свойств товаров на примере товаров, имеющихся дома Определение калорийности дневного рациона Тема 2.3. Количественная характеристика товаров
Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Идентифицирующие признаки товарной партии. Однородность и неоднородность качества в товарной партии, классификация товаров по этим признакам. 2 2
Тема 2.4. Качество товаров и оценка качества Основные понятия качества. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров.
Градации качества: стандарт, нестандарт, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы, марки и т.п. Сортамент: природный и товарный.
Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества.
Порядок приемки товаров по качеству. Методы оценки качества: органолептический и лабораторный, их достоинства и недостатки. Прочие методы оценки. 10 2
Практические занятия 14 Изучение нормативных документов, регламентирующих качество (технические регламенты, стандарты), их построение и содержание Изучение порядка отбора проб по стандарту (на примере отдельных товаров) Изучение градаций качества различных товаров по стандартам Оценка качества по стандарту (на примере отдельных товаров) Самостоятельная работа обучающегося 8 Изучение построение и содержание стандартов на отдельные товары Изучение градаций качества по стандартам на отдельные виды товаров Органолептическая оценка качества продуктов, приобретенных для домашнего использования Раздел 3. Обеспечение качества и количества товаров 38 Тема 3.1. Технологический цикл товародвижении. Этапы и стадии: предтоварная, товарная и послереализационная. 2 2
Тема 3.2. Формирование и сохранение качества и количества товаров
Факторы, формирующие качество: объективные и субъективные, их характеристика.
Факторы, сохраняющие качество: упаковка, сроки и условия транспортирования и хранения товаров.
Тара и упаковочные материалы: функции упаковки, классификация по различным признакам, требования к упаковке.
Консервирование продовольственных товаров. Влияние методов консервирование на потребительские свойства и сохраняемость товаров.
Условия хранения товаров и их влияние на сохранность товаров. Классификация потребительских товаров по требованиям к оптимальному температурно-влажностному режиму.
Санитарно-гигиенический режим складов. Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь. Сроки годности, хранения, реализации и эксплуатации. Классификация товаров по срокам годности и эксплуатации.
Контроль за соблюдением условий и сроков хранения 10 2
Практические занятия 6 Изучение методов консервирования продуктов и влияния методов консервирования и вида упаковки на сохраняемость Подбор оптимального режима хранения товаров, разработка планов размещения их на хранение. Определение температуры и влажности воздуха с помощью приборов Самостоятельная работа обучающегося 12 Выполнение индивидуального задания «Контроль условий хранения и сроков годности товаров в торговых залах отдельно взятых предприятиях торговли» Тема 3.3.Товарные потери Товарные потери. Виды и разновидности потерь, причины их возникновения. Меры по предупреждению и снижению потерь.
Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Порядок списания потерь 4 2
Практические занятия 4 Решение ситуационных задач по расчету количественных потерь Раздел 4. Товарная информация 19 Тема 4.1. Товарная информация Виды и формы товарной информации. Требования к товарной информации
Средства товарной информации, их характеристика 5 2
Практические занятия 6 Расшифровка маркировки товаров Самостоятельная работа обучающегося 8 Расшифровка маркировки товаров , имеющихся в торговых залах торговых предприятий, а также приобретенных для домашнего использования Зачетное занятие 2 Всего по МДК 03.01 167 МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров Глава 1.
Товароведная характеристика продовольственных товаров 145 Тема 1.1.
Вспомогательные продовольственные товары Содержание
Понятие, назначение, классификация.
Пищевые добавки: понятие, назначение, классификация, краткая характеристика отдельных подгрупп (улучшители цвета, запаха, вкуса, консистенции и др.)
Пряности и приправы: понятие, назначение, классификация, краткая характеристика отдельных подгрупп. 2 2
Самостоятельная работа.
Характеристика отдельных групп вспомогательных товаров 2 Тема 1.2. Зерномучные товары.
Содержание
Краткая характеристика зерна: особенности состава и строения зерна, влияющие на потребительские свойства зерномучных товаров.
Классификация зерномучных товаров.
Товароведная характеристика муки, круп и макаронных изделий: пищевая ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент. Требования к качеству и дефекты.
Товароведная характеристика хлебобулочных изделий: пищевая ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент. Требования к качеству и дефекты. 6 2
Практические занятия
1.2.1 Изучение ассортимента круп и макаронных изделий
1.2.2 Изучение ассортимента хлебобулочных изделий
1.2.3 Изучение требований к качеству отдельных видов зерномучных товаров 6 Самостоятельная работа:
Изучение ассортимента отдельных видов зерномучных товаров 4 Тема 1.3. Кондитерские товары Содержание
Рынок кондитерских товаров. Классификация кондитерских товаров. Состав и пищевая ценность разных групп кондитерских товаров.
Товароведная характеристика сахара: пищевая ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент.
Товароведная характеристика меда и сахаристых кондитерских изделий (фруктово-ягодные изделия, карамель, конфетные изделия, шоколад)
Товароведная характеристика мучных кондитерских изделий 6 2
Практические занятия
1.3.1 Изучение ассортимента сахаристых изделий (на примере отдельных видов)
1.3.2 Изучение ассортимента мучных изделий 6 Самостоятельная работа
1. Заменители сахара, назначение, классификация, характеристика отдельных видов
2. Изучение требований к качеству отдельных видов кондитерских товаров 6 Тема 1.4. Плодоовощные товары
Содержание
Классификация плодоовощных товаров: свежих плодов, овощей, грибов и продуктов их переработки.
Состав и пищевая ценность свежих плодов и овощей.
Товароведная характеристика отдельных групп свежих плодов и овощей 6 2
Практические занятия
1.4.1 Изучение хозяйственно-ботанических сортов отдельных видов овощей
1.4.2 Изучение помологических и ампелографических сортов отдельных видов плодов
1.4.3 Изучение требований к качеству отдельных видов свежих плодов и овощей 6 Самостоятельная работа
Изучение товароведной характеристики отдельных видов овощей и плодов
Изучение требований к качеству отдельных видов свежих плодов и овощей 4 Тема 1.5. Вкусовые товары Содержание
Рынок алкогольных, безалкогольных, слабоалкогольных напитков, чая, кофе, источники поступления товаров.
Классификация вкусовых товаров. Товароведная характеристика чая и кофе: пищевая ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент, требования к качеству и дефекты
Товароведная характеристика алкогольных напитков: пищевая ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент.
Товароведная характеристика безалкогольных напитков: пищевая ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент. 8 2
Практические занятия
1.5.1. Изучение ассортимента вкусовых товаров (чая и чайных напитков).
1.5.2. Изучение ассортимента вкусовых товаров (алкогольных напитков).
1.5.3 Изучение ассортимента вкусовых товаров (безалкогольных напитков). 7 Самостоятельная работа
Изучение требований к качеству чая и кофе. Органолептическая оценка чая и кофе
Изучение ассортимента алкогольных напитков
Товароведная характеристика и изучение ассортимента слабоалкогольных напитков 6 Тема 1.6. Табак и табачные изделия Самостоятельная работа.
Рынок табака и табачных изделий. Табак и табачные изделия: понятие, назначение. Физиологическое воздействие веществ табачных изделий на организм человека. Классификация и краткая характеристика табачных изделий разных видов: классификация, особенности производства, ассортимент. 4 1
Тема 1.7. Молочные товары Содержание
Рынок молочных товаров. Пищевая ценность молочных товаров. Классификация и виды. Общие требования к качеству молочных товаров
Товароведная характеристика отдельных подгрупп молочных товаров: сырье, особенности производства, классификация и ассортимент. 6 2
Практическая работа
1.7.1. Изучение ассортимента молока
1.7.2. Изучение ассортимента сыров
1.7. 3 Изучение ассортимента сливочного масла 6 Самостоятельная работа
Изучение требований к качеству молока и кисломолочных напитков. Органолептическая оценка молока
Изучение ассортимента мягких, рассольных и переработанных сыров
Изучение ассортимента мороженого 6 Тема 1.8. Мясные товары Содержание
Рынок мясных товаров.
Классификация мяса и продуктов его переработки. Тканевый и химический состав, пищевая ценность разных подгрупп мясных товаров.
Товароведная характеристика разных подгрупп мясных товаров (мяса, субпродуктов, мяса птицы, колбасных изделий, консервов и проч.): сырье, особенности производства, классификация и ассортимент. 6 2
Практическая работа
1.8.1 Изучение и анализ ассортимента колбасных изделий. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
1.8.2 Изучение и анализ ассортимента продуктов из мяса. Разработка рекомендаций по его 6 Самостоятельная работа
Товароведная характеристика отдельных видов мясных товаров (мясные полуфабрикаты)
Товароведная характеристика отдельных видов мясных товаров (мясные и мясосодержащие консервы) 4 Тема 1.9. Рыбные товары Рынок рыбы и продуктов переработки. Районы лова и разведения рыбы.
Классификация рыбы и продуктов ее переработки. Тканевый и химический состав, пищевая ценность рыбы. Важнейшие семейства промысловых рыб, их краткая характеристика.
Товароведная характеристика отдельных подгрупп рыбных товаров: сырье, особенности производства, классификация и ассортимент. 6 2
Практическая работа
1.7.1 Изучение семейств рыб и их потребительских свойств. Определение семейства рыб по внешним признакам.
1.7.2 Изучение и анализ ассортимента рыбных товаров.
1.7.3 Изучение классификации и ассортимента икры 6 Самостоятельная работа
Изучение видов разделки рыбы
Изучение классификации и характеристики нерыбных водных объектов
Изучение классификации и характеристики рыбных консервов 6 Тема 1.10. Пищевые жиры.
Содержание
Рынок пищевых жиров. Пищевая ценность отдельных видов жиров. Классификация и виды жировых товаров. Товароведная характеристика растительных масел: сырье, особенности производства, классификация и ассортимент.
2 2
Практическое занятие
1.10.1 Изучение классификации и ассортимента растительных масел 2 Самостоятельная работа
Товароведная характеристика отдельных видов жировых товаров (маргарины, спреды, майонезная продукция): сырье, особенности производства, классификация и ассортимент. 2 Тема 1.11 Яйца и яичные товары Содержание
Рынок яйца и продуктов его переработки.
Товароведная характеристика яйца: строение яйца, его пищевая ценность, виды и категории яйца. Маркировка яиц. 2 2
Самостоятельная работа
Виды яичных продуктов, их краткая характеристика 2 Тема 1.12. Пищевые концентраты, снеки, соевые продукты Самостоятельная работа
Изучение темы: Классификация пищевых концентратов по различным признакам. Товароведная характеристика отдельных подгрупп концентратов.
Классификация и краткая характеристика снеков.
Товароведная характеристика соевых 2 1
Тема 1.13 Продукты детского питания Самостоятельная работа
Изучение темы: Понятие, назначение, классификация. Товароведная характеристика ПДП на зерновой, плодоовощной, молочной, мясной, рыбной основах: сырье, особенности производства, ассортимент. 2 1
Глава 2. Товароведная характеристика непродовольственных товаров однородных групп 102 Тема 2.1.Товары из пластических масс. Факторы, формирующие ассортимент и качество товаров: сырье, процессы производства. Характеристика материалов, методы переработки пластмасс в изделия.
Характеристика ассортимента изделий из пластмасс.
Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации товаров 2 2
Практическая работа
2.1.1. Изучение ассортимента товаров из пластических масс. Составление товароведной характеристики. 2 Самостоятельная работа
-Конспект «Современный рынок товаров из пластмасс, перспективы развития». 2 Тема 2.2. Товары бытовой химии Понятие, назначение, классификация. Факторы, формирующие ассортимент и качество товаров бытовой химии: сырье, процессы производства
Клеи: понятие, назначение, состав, свойства, классификация. Характеристика ассортимента.
Лакокрасочные товары: понятие, назначение, классификация. Характеристика ассортимента пигментов, растворителей (разбавителей) олиф, лаков, красок, шпатлевок.
Моющие средства: понятие, назначение, классификация.
Синтетические моющие средства: понятие, состав, классификация и ассортимент.
Мыло: понятие, классификация и ассортимент хозяйственного мыла.
Вспомогательные средства: отбеливатели, умягчители воды, подсинивающие, антистатистические, дезинфицирующие и др. средства. Общая характеристика ассортимента.
Общая характеристика ассортимента пятновыводящих, чистящих и полирующих средств, ядохимикатов, гербицидов, стимуляторов роста и минеральных удобрений.
Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации товаров бытовой химии. Оценка качества, показатели качества. 4 3
Практическая работа
2.2.1. Изучение ассортимента товаров бытовой химии. Оценка качества товаров бытовой химии по стандарту. 2 Самостоятельная работа
Конспект: «Современный рынок товаров бытовой химии, перспективы развития». 2 Тема 2.3. Силикатные товары
Понятие о силикатах, стекле и керамике, краткая историческая справка. Стеклянные товары. Состав, строение и свойства стекла. Факторы, формирующие ассортимент и качество стеклянных изделий: сырье, производство. Сравнительная характеристика разных видов стекла. Украшения стеклянных изделий: классификация, виды, отличительные признаки. Классификация и характеристика ассортимента стеклянной сортовой (столовой), кухонной (в т.ч. термоустойчивого стекла), хозяйственной посуды и художественных изделий. Эстетические свойства. Особенности изделий из ситаллов (пирокерамов). Керамические товары. Свойства керамики. Факторы, формирующие качество и ассортимент керамических изделий: сырье, производство.
Виды керамики: фарфор, фаянс, майолика и гончарные изделия, их сравнительная характеристика.
Украшения керамических изделий: виды, отличительные признаки.
Влияние состава керамических масс, технологии производства, декорирования на потребительские свойства и цену изделий.
Классификация и характеристика ассортимента посуды и художественных изделий из различных видов керамики. Эстетические свойства.
Маркировка, упаковка, подготовка к продаже и хранение стеклянных и керамических товаров. Особенности выкладки. 4 2
Практическая работа
2.3.1.Изучение ассортимента силикатных и керамических товаров. Составление товароведной характеристики. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Состояние современного рынка силикатных товаров». 2 Тема 2.4. Металлохозяйственные товары Понятия и классификация. Факторы, формирующие ассортимент и качество: сырье, конструкция, производство.
Металлическая посуда: классификация и характеристика ассортимента. Условное обозначение посуды.
Металлоинструменты. Классификация и характеристика ассортимента.
Ножевые изделия, столовые приборы и принадлежности для сервировки стола. Классификация и характеристика ассортимента.
Изделия для кухни, ремонтно-строительного назначения, садовоогородный инвентарь и оборудование: общая характеристика ассортимента. Маркировка, упаковка и хранение металлохозяйственных товаров. Особенности подготовки к продаже и выкладки м/х товаров. 4 2
Практическая работа
2.4.1. Изучение ассортимента металлохозяйственных товаров. Составление товароведной характеристики. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Состояние современного рынка металлохозяйственных товаров». 2 Тема 2.5. Мебельные товары Товароведная характеристика. Эстетические свойства мебели.
Классификация мебели. Характеристика ассортимента столярной, гнутой, пропильно-гнутоклееной и плетеной мебели. Мебель на металлическом каркасе и пластмассовая.
Упаковка, маркировка и хранение мебели. Уход за ней при хранении и в процессе эксплуатации. Демонстрация мебели в магазинах 2 2
Практическая работа
2.5.1.Изучение ассортимента мебели (по иллюстрациям, каталогам, прайс-листам). Оценка качества мебели по стандарту. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Факторы, формирующие ассортимент и качество мебели». 2 Тема 2.6.Строительные товары
Общие сведения, группировка ассортимента. Минеральные вяжущие материалы и изделия на их основе: классификация и характеристика ассортимента. Древесные строительные изделия: классификация и характеристика ассортимента. Классификация и характеристика ассортимента керамических, стеклянных, металлических строительных товаров, а также изделий на основе бумаги и пластмасс.
Упаковка, маркировка, подготовка к продаже и хранение строительных товаров. Особенности выкладки. 4 2
Практическая работа
2.6.1.Изучение ассортимента строительных товаров. Расшифровка маркировки. Анализ фактического ассортимента. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Ранжирование факторов, формирующие ассортимент строительных товаров» 4 Тема 2.7. Электробытовые товары Электробытовые товары: понятие, классификация. Факторы, формирующие качество и ассортимент электробытовых товаров: применяемые материалы, производство, конструкция. Показатели безопасности этих товаров. Проводниковые изделия (провода, шнуры, кабели, электрические установочные изделия; бытовые светильники: осветительная арматура и источники света; электронагревательные приборы; Электрические двигатели; Бельеобрабатывающие приборы и машины; Приборы холодильные электрически бытовые; Бытовые электроприборы для поддержания микроклимата в помещении; Машины и инструменты для механизации хозяйственных работ; электронагревательные инструменты; Приборы и изделия санитарно-гигиенического назначения. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации электробытовых приборов. Эксплуатационные документы. Меры безопасности электробытовых приборов. Гарантийные сроки эксплуатации, сроки службы электробытовых товаров. 4 2
Практическая работа
2.7.1. Изучение ассортимента электробытовых товаров (по каталогам). Сравнительная характеристика моделей различных видов товаров. Ознакомление с инструкциями на товары. 2 Самостоятельная работа
-Рефераты:
«Факторы, формирующие ассортимент и качество»
-«Бытовые уборочные машины (пылесосы). Особенности конструкции, принцип действия, классификация. Машины для механизации кухонных работ (посудомоечные, миксеры, кухонные комбайны) 4 Тема 2.8.Школьно-письменные и канцелярские товары Практическая работа
2.8.1. Изучение и анализ ассортимента школьно-письменных и канцелярских товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию 2 2
Самостоятельная работа
-Конспект: «Общая классификация школьно-письменных и канцелярских товаров» 2 Тема 2.9. Офисная техника
Практическая работа
2.9.1. Изучение ассортимента офисной техники. Анализ фактического ассортимента офисной техники в розничной торговой сети. 2 2
Самостоятельная работа
-Конспект «Роль офисной техники в жизни общества и бизнесе, состояние современного рынка и перспективы его развития» 2 Тема 2.10. Музыкальные товары. Товароведная характеристика музыкальных товаров. Эстетические свойства.
Классификация музыкальных товаров. Характеристика ассортимента. Упаковка, маркировка и хранение. 2 2
Самостоятельная работа
-Сообщение «Музыкальные товары: понятие, назначение. Состояние перспективы развития рынка» 2 Тема 2.11. Фототовары
Практическая работа
2.11.1. Изучение ассортимента фототоваров. Анализ ассортимента в розничной торговой сети. Разработка рекомендаций по его совершенствованию. 2 2
Самостоятельная работа
-Описать характеристики домашнего фотоаппарата. 2 Тема 2.12. Бытовые радиоэлектронные товары Классификация и краткая характеристика ассортимента радиоэлектронной аппаратуры (РЭА)2
РЭА для усиления и преобразования электрических сигналов низкой частоты: усилительно-коммутационные устройства, акустические системы, телефоны головные.
РЭА для приёма передач радиовещательных станций: радиоприёмники, тюнеры, абонентские громкоговорители.
РЭА для приёма передач телевизионных станций: телевизоры. РЭА для воспроизведения механической записи звуков (с грампластинок): электропроигрыватели, электрофоны.
РЭА для воспроизведения информации с помощью сфокусированного лазерного излучения: CD, MD – player.
РЭА для магнитной записи и воспроизведения звуков и изображения: магнитофоны, видеокамеры и видеомагнитофоны, видеоплейеры.
Комбинированная РЭА.
Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации бытовых радиоэлектронных товаров. Особенности демонстрации. 2 3
2.12.1. Изучение ассортимента и параметров бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Ознакомление с информацией в сопроводительных документах. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «(БЭРА): общие сведения, роль в жизни общества и бизнесе, состояние современного рынка». Работа со схемами и таблицами. 2 Тема 2.13. Игрушки
Товароведная характеристика игрушек. Классификация игрушек. Характеристика ассортимента игрушек. Упаковка, маркировка и хранение игрушек. Требования безопасности. 2 2
Самостоятельная работа
-Конспект: «игрушки, общие понятия, классификация игрушек» 2 Тема 2.14. Спортивные, охотничьи и рыболовные товары
Факторы, формирующие ассортимент. Классификация спортивных товаров. Характеристика ассортимента. Эстетические свойства.
Охотничьи товары: классификация, характеристика ассортимента. Эстетические свойства.
Рыболовные товары: классификация, характеристика ассортимента. Эстетические свойства.
Маркировка, упаковка и хранение спортивных и рыболовных товаров. Особенности демонстрации. 2 2
Практическая работа
2.14.1. Изучение ассортимента спортивных, охотничьих и рыболовных товаров. Составление товароведной характеристики. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Спортивные товары: общие сведения, состояние современного рынка и перспективы его развития. 2 Тема 2.15.Ювелирные товары и часы
Товароведная характеристика. Факторы, формирующие ассортимент ювелирных изделий. Материалы для изготовления ювелирных товаров. Маркировка (клеймение) драгоценных металлов и изделий из них. Эстетические свойства. УМХ.
Часы: общие сведения, состояние современного рынка и перспективы его развития. Факторы, формирующие ассортимент. Конструкция бытовых часов. Единая система наименований и индексации бытовых часов. Эстетические свойства. Особенности их выкладки. 4 2
Практическая работа
2.15.1. Изучение ассортимента ювелирных товаров и часов. Расшифровка клеймения и маркировки на ювелирных товарах. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Ювелирные товары: понятие, назначение, состояние современного рынка и перспективы его развития» 2 Тема 2.16.Текстильные товары (ткани и нетканые материалы)
Текстильные волокна, нити и пряжа: понятие, основные свойства, показатели качества, классификация ассортимента.
Ткацкие переплетения: понятие, классификация, виды, влияние на свойства тканей.
Отделка тканей: понятие, классификация, виды. Новые виды отделки. Классификация и характеристика ассортимента хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Эстетические свойства тканей. Оценка качества тканей: дефекты, причины возникновения, влияние на качество. Маркировка, упаковка, транспортирование и условия хранения тканей. 2 3
Практическая работа
2.16.1. Изучение характеристик тканей. Оценка качества по стандарту. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Текстильные товары: понятие, назначение, состояние современного рынка и перспективы его развития»
-Конспект: «Показатели, по которым дают оценку качества в торговле» 4 Тема 2.18.Швейные и трикотажные товары Швейные и трикотажные товары: понятие, назначение.
Классификация и характеристика ассортимента швейных и трикотажных товаров. Эстетические свойства.
Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации швейных и трикотажных товаров. Особенности демонстрации. Оценка качества швейных и трикотажных товаров: показатели качества, дефекты, причины возникновения, влияние на качество. Маркировка, упаковка, транспортирование, условия хранения швейных и трикотажных товаров. 4 2
Практическая работа
2.18.1.Изучение и анализ ассортимента швейных и трикотажных товаров. Оценка качества по стандарту.
2.18.2. Изучение и анализ ассортимента швейных и трикотажных товаров. Оценка качества по стандарту. 4 Самостоятельная работа
-Конспект: «Состояние рынка швейных и трикотажных товаров и перспективы его развития»
-Работа со схемами и таблицами 4 Тема 2.19. Обувные товары
Обувные товары: общие сведения, классификация.
Обувные материалы. Обувные кожи: краткие сведения о кожевенном сырье, производство кож, строение и свойства кожи. Классификация и характеристика кож.
Искусственные и синтетические обувные материалы: классификация, свойства. Характеристика искусственных и синтетических обувных материалов для низа, верха обуви, внутренних и промежуточных деталей.
Текстильные материалы для обуви.
Методы крепления низа: классификация, влияние на потребительские свойства обуви. Отделка обуви.
Кожаная обувь: классификация и характеристика ассортимента. Размерно-полнотный ассортимент кожаной обуви.
Резиновая и полимерная обувь: общие сведения.
Классификация и характеристика ассортимента. Размерные характеристики.
Эстетические свойства.
Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации кожаной, резиновой и полимерной, валяной обуви. Гарантийные сроки. Особенности выкладки. 4 2
Практическая работа
2.19.1. Изучение и анализ ассортимента обувных товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «Валяная обувь: общие сведения. Классификация и характеристика ассортимента. Размерные характеристики»
- Реферат «История создания обуви» 4 Тема 2.20.
Пушно-меховые и овчинно-шубныетовары
Классификация и характеристика ассортимента пушно-меховых и овчинно-шубных изделий.
Эстетические свойства.
Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации меховых товаров. Особенности демонстрации. 4 2
Практическая работа
2.20.1.Изучение и анализ ассортимента пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию. 2 Самостоятельная работа
-Конспект: «понятие, назначение, классификация, состояние современного рынка и перспективы его развития»
- реферат «Виды пушнины» 4 Тема 2.21.Парфюмерно-косметические товары
Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров. Эстетические свойства.
Косметические товары: понятие, общие сведения, назначение, классификация, состояние современного рынка.
Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров. Эстетические свойства товаров и упаковки.
Маркировка, упаковка и хранение парфюмерно-косметических товаров. Особенности выкладки. 4 3
Практическая работа
2.21.1. Изучение и анализ ассортимента парфюмерных товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
2.21.2. Изучение и анализ ассортимента косметических товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию. 4 Самостоятельная работа
-Конспект: «Парфюмерные товары: понятие, общие сведения, назначение, классификация, состояние современного рынка»
- Конспект: «Косметические товары: понятие, общие сведения, назначение, классификация, состояние современного рынка» 4 Тема 2.22. Галантерейные товары
Факторы, формирующие ассортимент галантерейных товаров: сырье и применяемые материалы, технология производства.
Текстильная галантерея: понятие, классификация, характеристика ассортимента.
Металлическая галантерея: понятие, классификация, характеристика ассортимента.
Галантерейные изделия из пластмасс: понятие, классификация, характеристика ассортимента.
Щеточные изделия: понятие, классификация, характеристика ассортимента.
Зеркала: классификация, характеристика ассортимента.
Эстетические свойства.
Маркировка, упаковка и хранение галантерейных товаров 2 2
Практическая работа
2.22.1. Изучение и анализ ассортимента галантерейных товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию. 2 Самостоятельная работа
- Конспект: «понятие, общие сведения, назначение, классификация, состояние современного рынка и перспективы его развития» 2 2.23.Изделия народных художественных промыслов и сувениры (художественные изделия) Классификация и характеристика ассортимента художественных товаров.
Факторы, формирующие ассортимент.
Художественные промыслы: виды, краткая характеристика, районы изготовления. Маркировка, упаковка и хранение художественных товаров. Особенности выкладки. 1 2
Практическая работа
2.23.1. Изучение и анализ ассортимента изделий народных промыслов. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
2.23.2.Изучение и анализ ассортимента изделий народных промыслов. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
2.23.3. Изучение и анализ ассортимента изделий народных промыслов. Разработка рекомендаций по его совершенствованию. 3 1 Самостоятельная работа
-Конспект: «Художественные изделия: понятие, состояние современного рынка и перспективы его развития»
-Конспект: «сувенирная продукция» 3 Примерная тематика курсовых работ:
Формирование ассортимента товаров (на примере отдельных групп товаров) в торговых предприятиях отдельных типов
Разработка мер по сокращению товарных потерь (на примере отдельной группы товаров)
Приемка товара по качеству и методы оценки его качества (на примере конкретного товара)
Товароведная характеристика товара и приемка его по качеству (на примере конкретного товара) 20 Всего по МДК 03.02 326 Итого часов: 493 уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.  Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий по блокам модуля «Товароведение продовольственных товаров», «Товароведение непродовольственных товаров», «Торговое оборудование» (плакаты, рисунки, фотографии, схемы, таблицы и др.);
- образцы и муляжи товаров различных видов, образцы их упаковок;
- комплект бланков товарно-сопроводительной документации;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект карточек с контрольными материалами для проверки знаний обучающихся.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Федеральные законы РФ:
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.№ 2300-1 (с изменениями и дополнениями 1999, 2000, 2002, 2007 г.) – М., 09.01.1996 ФЗ-2
«О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ-29 от 02.01.2000
«О техническом регулировании» ФЗ-184 от 27.12.02 с измен, п. 65-ФЗ от
01.05.2007
Правила продажи отдельных видов товаров
Правила продажи отдельных видов товаров (ред. от 01.02.2005). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
Правила продажи алкогольной продукции (ред. от 02.11.2000). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987
HYPERLINK "http://ozpp.ru/library/norubs/9595/index.html" Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (ред. от 22.02.2001). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N569
Правила продажи товаров по образцам (ред. от 07.12.2000). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918
Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит. Утверждены Постановлением СМ - Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 895
HYPERLINK "http://ozpp.ru/library/norubs/10359/index.html" Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (ред. от 08.05.2002). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444
HYPERLINK "http://ozpp.ru/library/norubs/9586/index.html" Примерные правила работы предприятия розничной торговли и Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети. Разработаны Комитетом РФ по торговле. Письмо от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9
HYPERLINK "http://ozpp.ru/library/norubs/9565/index.html" Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве. Постановление Правительства Москвы от 7 апреля 1998 г. N 375-РП
Методические указания по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве. Утверждены Распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы от 30 мая 2003 г. N 31
Основные источники:
Действующие Технические регламенты на продовольственные товары.
Действующие стандарты на продовольственные товары.
Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов: Учебник для сред. проф. образования / Г.Г.Дубцов. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 214 с.
Касторных М.С. и др. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов.: учебник для ВПО. – М.: «Академия», 2006*
Карташова Л.В. Товароведение товаров растительного происхождения: учебник для сред. проф.образования. / Л.В. Карташова, М.А. Николаева, Е.Н. Печникова. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2004* – 816 с.
Куликова Н.Р. «Основы товароведения»: учебник / Н.Р.Куликова, В.П.Новопавловская, Н.С.Носова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012
Косолапова Н.В. Товароведение парфюмерно-косметических, посудо-хозяйственных, электробытовых и строительных товаров/ Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Рыжова И.О.: учебное пособие. - М.: «Академия», 2010
Неверов А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник для НПО, учебное пособие для СПО/Неверов А.Н., Чалых Т. И., Пехташева Е.Л. – 9-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник. - М.: Изд-во НОРМА. 2013
Прокопенко Н.А.Товароведение текстильных, обувных, меховых и галантерейных/ Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Рыжова И.О.: учебное пособие. - М.: «Академия», 2010
Паршикова В.Н. Товароведение и экспертиза бытовых химических товаров: учебное пособие для СПО. - М.: «Академия», 2005*.
Райкова Е.Ю «Теория товароведения»: учебное пособие для СПО / Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин. – М.: издательский центр «Академия», 2010.
Родина Т.Г. Т «Товароведение и экспертиза рыбных товаров и морепродуктов»: учебник для ВПО. – М. «Академия», 2007*
Рыжакова А.В. «Товароведение и экспертиза кондитерских товаров»: учебник / А.В. Рыжакова. – М.: издательский центр «Академия», 2005*.
* Более поздних изданий не существует.
Дополнительные источники:
Бадаева СИ., Дзахмишева И.Ш., Блиева М.В. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: НТК «Дашков и К», 2011
Горохова С.С. Охрана труда на предприятиях торговли: учеб. пособие / С.С. Горохова, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с.
Гранаткина Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.В. Гранаткина. – 8-е изд., испр. и допол. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 240 с.
Горюнова О.Б., Додонкин Ю.В. и др. Практикум по товароведению и экспертизе промышленных товаров/ Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2005
Дзахмишена И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: Учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: «Дашков и К», 2011
Дзахмишсва И.Ш., Балаева СИ., Блиева М.Р. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
Елисеева Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
Карташова Л.В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. - М.: Деловая литература, 2004
Колобов СВ., Памбухчиянц О.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей: Учебное пособие- М: ИТК «Дашков и К», 2010
Кришгафович В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Лабораторный практикум, 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
Неверов А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник для НПО, учебное пособие для НПО/Неверов А.Н., Чалых Т. И., Пехташева Е.Л. – 7-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 464 с.
Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: учебник для нач. проф. образования / О.В. Памбухчиянц – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 284 с.
Парфентьева Т.Р. Оборудование торговых предприятий: учебник для нач. проф. образования / Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
Правила торговли. 11-е изд. /Сост. Сафонов М.Н. – М.: РИОР, 2011. – 56 с.
Страхова С.А Теоретические основы товароведения и экспертизы: Тесты. - М.: «Дашков и К», 2010
Справочник по товароведению продовольственных товаров: В 2 т.: учеб. пособие для нач. проф. образования / Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Таблицы химического состава российских продуктов. Справочник / под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2008
Ходыкин А.П , Ляшко А.А., Волошко Н.И. и др. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник, 3-е изд., испр. - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
Ходыкин А.П., Ходыкин А.А. Товароведение и экспертиза культтоваров: товары для спорта и активного отдыха: Учебник, 3-е изд. - М: ИТК «Дашков и К», 2010
Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 800 с. – (Серия «Справочник работника торговли»).
Интернет-ресурсы:
1. www.gost.ru Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
2. www.vsegost.com Библиотека документов по стандартизации
3. www.tehlit.ru Библиотека документов по стандартизации «Техническая литература»
4. http://ozpp.ru/laws2/pravila-prod/ Общество защиты прав потребителей. Правила торговли
5. http://www.chelbiznes.ru/business/create/retailment?article=168 Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере торгового обслуживания населения
6. http://www.tehbez.ru/Docum/DocumShow_DocumID_522.html Санитарные правила и норма для предприятий торговли
Периодические издания:
Ж'урналы: "Коммерсант". "Современная торговля", «Кожевенно-обувная промышленность», «Мягкое золото», «Потребитель», «Российская торговля», «Часы» «Швейная промышленность»
Газеты "Торговая газета". "Российская торговля".
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Управление ассортиментом товаров» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии продавец непродовольственных и/или продовольственных».
При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
наличие высшего профессионального или высшего педагогического образования, соответствующего профилю модуля «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров» и профессиям «Продавец продовольственных товаров» и «Продавец непродовольственных товаров».
Инженерно–педагогический состав: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.
Мастера: наличие 4 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1–го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Участвовать в формировании ассортимента о соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров. Умение рассчитывать показатели ассортимента, анализировать их, применять данные анализа для формирования ассортимента Оценка правильности выполнения практических работ, решения ситуационных задач. Текущий контроль (тестовый, устный опрос). Выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы (проекта)
Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию. Умение рассчитывать размер нормируемых и ненормируемых товарных потерь, принимать решения о путях предупреждения потерь, оформление документов на их списание Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными
требованиями. Оценка показателей достаточности маркировки конкретных товаров, проверка правильности маркировки на соответствие ГОСТ, расшифровка маркировки различных групп и видов товаров Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества. Идентификация товаров и определение их места в общей товароведной классификации и/или в классификации конкретной группы и/или вида товара, оценка их качества и диагностирование дефектов, определение градаций качества Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов. Контроль условий и сроков хранения товаров, обеспечение правильности их хранения и реализации, знание реквизитов сопроводительных документов, проверка документов на их подлинность и правильность оформления Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке Обеспечение соблюдения санитарно- эпидемиологических требований к товарам и упаковке Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерения в системные. Определение физических показателей качества товаров (масса, объем, диаметр, относительная плотность, Т и др.). Знание внесистемных и системных единиц измерения, умение переводить одни в другие Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю. Работа с нормативными документами при приемке товара, оценке качества, прверка подлинности и правильности заполнения сертификатов и деклараций о соответствии. Участие в приемке товаров и оценке его качества Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Проявление интереса к будущей профессии Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
 
Выполнение и защита практических работ
Выполнение и защита курсовой работы
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;
Эффективное и качественное выполнение профессиональных задач Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Осуществление поиска и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования, нормативных документов, а также требования стандартов и технических условий Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Эффективное и качественное выполнение профессиональных задач и выполнение мероприятий по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.