Рабочая программа ПМ. 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров



УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров

Специальности 100701 Коммерция (по отраслям)

Базовая подготовка

Ульяновск
2013
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 100701 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка) (приказ Минобрнауки России № 268 от 5 апреля 2010г.) 2-е изд, измен.на 30 %
РЕКОМЕНДОВАНА на заседании ЦМК экономики, менеджмента и коммерции
Председатель ЦМК
Л.Л.Лиликина
подпись
Протокол №1
от «31» августа 2013г.
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-методической работе
Л.Н.Подкладкина
подпись
«31» августа 2013г.
Заместитель директора по учебно-производственной работе
Н.А.Попова
подпись
«31» августа 2013г.
ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК: ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж»
РАЗРАБОТЧИКИ: Пронина Н.М. – преподаватель Ульяновского авиационного колледжа.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 26
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 30
паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 03. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАНЯЕМОСТИ ТОВАРОВ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1 Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с
ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2 Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия
по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3 Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с
установленными требованиями.
ПК 3.4 Классифицировать товары, идентифицировать их
ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5 Контролировать условия и сроки хранения и
транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6 Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических
требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7 Производить измерения товаров и других объектов,
переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8 Работать с документами по подтверждению соответствия,
принимать участие в мероприятиях по контролю.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также при профессиональной подготовке рабочего в рамках специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям) при наличии основного общего или среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
определения показателей ассортимента;
распознавания товаров по ассортиментной принадлежности;
оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями;
установления градаций качества;
расшифровки маркировки;
контроля режима и сроков хранения товаров;
соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;
уметь:
применять методы товароведения;
формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
рассчитывать товарные потери и списывать их;
идентифицировать товары;
соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно- эпидемиологические требования к ним;
знать:
теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных
и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества,
маркировку;
условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров;

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 299 часов, в том числе:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 227 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 147 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 80 часов;
- учебной практики - 36 часов
- производственной практики – 36 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 3.1 Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2 Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3 Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с
установленными требованиями.
ПК 3.4 Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5 Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6 Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических
требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7 Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8 Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 12 Соблюдать действующие законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требований стандартов и технических условий.
3.СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального
модуля ВСЕГО
часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная,
часов Производст-венная
(по профилю специаль-ности),
ВСЕГО,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов ВСЕГО,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 3.1 -3.3
ПК 3.5
РАЗДЕЛ 1.
Участие в формировании ассортимента, проверка качества товаров и обеспечение их сохраняемости. 110 48 18 - 26 - 18 18
ПК 3.4
ПК 3.6- 3.8
РАЗДЕЛ 2.
Распознавание ассортимента, качества, потребительских свойств товаров и их идентификация. 189 99 50 - 54 - 18 18
ПК3.1-ПК3.8 Производственная практика (по профилю специальности) - -
Всего: 299 147 68 - 80 - 36 36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем
часов Уро-
вень освое-ния
1 2 3 4
РАЗДЕЛ ПМ 1.
УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ АССОРТИМЕНТА, ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ СХРАНЯЕМОСТИ. 110
МДК 03.01. Теоретические основы товароведения 74
ТЕМА 1.1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения.
уметь:
- применять методы товароведения;
знать:
- теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы. Содержание учебного материала 8 1.1.1 Предмет, цели, задачи и принципы товароведения.
1.Предмет, цели , задачи и принципы товароведения. Взаимосвязь товароведения с другими науками. Основные разделы товароведения, их назначение.
2. Основные понятия в области товароведения: объект, субъект, предмет
товароведения; классификация и свойства товаров. 2 2
1.1.2. Классификация и кодирование потребительских товаров.1. Классификация товаров как метод товароведения: основные понятия, назначение, разновидности метода: иерархический и фасетный, их характеристика, преимущества и недостатки, правила классификации.
3.Кодирование товаров: основные понятия, назначение, структура кода; разновидности метода, их характеристика, преимущества и недостатки. Кодирование товаров. Регистрационный и классификационный методы кодирования. Штриховое кодирование. Символика и структура линейного штрихового кода.
4. Классификаторы: основные понятия, виды классификаторов, применяемые в профессиональной деятельности(коммерческой, товароведной, маркетинговой, рекламной, логистической): (ОКП), (ТНВЭД) . 2 2
1.1.3 Основополагающие товароведческие характеристики товаров : качественные, количественные, стоимостные. 2 2
1.1.4. Методы товароведения.
1.Методы товароведения: понятие, классификация. Теоретические, эмпирические
методы, их характеристика. 2 2
Практические занятия 2 ПЗ 1 Распознавание разновидности метода классификации. Самостоятельная внеаудиторная работа
- написание сообщения на тему: «Возникновение и развитие товароведения»;
- составление кроссворда по основным категориям товароведения ( не менее 10 слов);
- составление двух схем классификации иерархическим методом ( не менее 3-х ступеней) и фасетным ( не менее 3-х независимых группировок);
- составление таблицы: «Достоинства и недостатки метода классификации конкретного товара »; - составление схемы: « Основополагающие товароведческие характеристики товаров». 8 ТЕМА 1.2. Формирование и управление ассортиментом товаров.
уметь:
- формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
знать:
- основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них; Содержание учебного материала 4 1.2.1. Ассортимент товара:
1.Основные понятия: ассортимент, структура ассортимента. Отличительные признаки.
2.Классификация ассортимента: промышленный и торговый; развернутый и укрупненный; сложный и простой и т.п. Показатели ассортимента: определение, назначение, расчет. Влияние отдельных показателей на результаты коммерческой деятельности. 2 2
1.2.2. Управление ассортиментом. Формирование ассортимента. 1. Факторы, влияющие на формирование ассортимента. Регулирование этих факторов. Особенности формирования ассортимента различных групп товаров.
2.Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствование ассортимента. Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров. 2 2
Практические занятия 2 ПЗ 2 Расчет показателей ассортимента и анализ ассортиментной политики торговых организаций. Самостоятельная внеаудиторная работа
- составление кроссворда по теме «Ассортимент товара» ( не менее 15 слов);
- составление схемы: « Взаимосвязь классификационных ассортиментных группировок и свойств ассортимента»;
- составление алгоритма основных этапов формирования ассортиментной политики торгового предприятия.
2 ТЕМА 1.3.
Качество товара и обеспечение формирования и сохранения основополагающих характеристик товара.
уметь:
- оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
знать:
- основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
Содержание учебного материала 10 1.3.1. Качество товаров.
1.Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень качества, технический
уровень качества.
2. Показатели качества потребительских товаров: номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора. 2 2
1.3.2. Факторы, влияющие на формирование качества товаров. Степень значимости определенных факторов: проектирования, основного вспомогательного сырья, материалов, конструкций, технологических процессов. 2 2
1.3.3. Оценка качества товаров: понятие, виды, этапы оценки, методы. 2 2
1.3.4. Градации качества товаров: понятие, классификация градаций качества по разным признакам. Градация качества стандартных товаров (товарные и природные сорта, классы и группы качества, группы сложности, номера, марки и.т.п.). Принципы деления товаров на сорта. Дефекты товаров, классификация дефектов по различным признакам. Оценка качества градации. 2 2
1.3.5. Контроль качества и количества товарных партий: выборочный и сплошной.
Требования к отбору проб. Правила отбора проб. Приемочные и браковочные числа,
приемочный уровень дефектности, их характеристика. 2 2
Практические занятия 8 ПЗ 3 Установление показателей качества товаров однородных групп. 2 ПЗ 4 Анализ методов оценки качества товаров. Решение ситуаций с применением методов оценки качества товаров. 2 ПЗ 5 Определение градаций качества товаров ( товарных сортов, номеров, марок) и принципов их установления. 2 ПЗ 6 Расчет товарных проб при выборочном контроле качества товарных партий. 2 Самостоятельная внеаудиторная работа
- составление схемы номенклатуры потребительских свойств качества товаров;
- составление таблицу факторов, влияющих на формирование качества товаров;
- решение ситуаций с применением методов оценки качества товаров;
- решение задач по определению товарного сорта;
- решение задач по определению товарных проб при выборочном контроле качества товарных партий;
- составление схемы «Взаимосвязь оценки с градациями качества и классами товаров по назначению» ; - составление схемы: «Количественные характеристики товаров»; 10 ТЕМА 1.4. Контроль условий и сроков хранения и транспортирования товаров.
уметь:
- рассчитывать товарные потери и списывать их;
- соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно- эпидемиологические требования к ним;
знать:
- условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
- виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания. Содержание учебного материала 6 1.4.1. Факторы обеспечивающие и сохраняющие качество товаров:
1. Упаковка: классификация, функции, требования, виды упаковки;
2. Хранение: классификация товаров по срокам и условиям хранения, срок хранения, срок службы, срок годности и срок реализации. Режимы хранения. Размещение товаров. Принципы и правила размещения товаров, их взаимосвязь.
3.Транспортирование товаров: виды, условия. Влияние способов транспортирования на сохранение качества товаров. 2 2
1.4.2. Товарные потери.
1.Товарные потери: понятие, виды и подвиды, причины возникновения, порядок списания, меры по предотвращению и сокращению. 2 2
1.4.3. Товарная информация.
1. Виды, формы и средства товарной информации.
2. Маркировка: понятие, назначение, виды, носители, структура.
3. Информационные знаки: понятие, назначение, классификация, характеристика отдельных групп, подгрупп и видов. 4.Товаро-сопроводительные документы (ТСД): ( количественные, качественные, расчетные, комплексные). 2 2
Практические занятия 6 ПЗ 7 Анализ соблюдения санитарно- эпидемиологических требований к товарам и упаковке, качества процессов в соответствии с установленными требованиями. 2 ПЗ 8 Решение торговых ситуаций по расчету товарных потерь и реализации мероприятий по их предупреждению или списанию. 2 ПЗ 9 Анализ соответствия маркировки товаров требованиям федерального законодательства и расшифровка товарных знаков на маркировке. 2 Самостоятельная внеаудиторная работа
- составление таблицы: «Классификация методов хранения, основанных на регулировании показателей климатического режима»; - составление схемы «Принципы и правила размещения товаров»; - составление проекта - мероприятий по предотвращению и сокращению товарных потерь; - составление таблицы факторов , влияющих на потери; - составление схемы: средства товарной информации; - зарисовка товарных знаков на маркировке: эксплуатационные, экологические и предупредительные ; - составление таблицы классификации информационных знаков; 6 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ в 3 семестре - дифференцированный зачет 2 Учебная практика по разделу ПМ 1
Виды работ
1. Определение показателей ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
2. Ознакомление с методикой определения органолептических показателей качества по стандартам. 3 . Решение ситуаций по оценке качества товаров ( продовольственных и непродовольственных товаров) по органолептическим показателям ( внешнему виду, запаху, консистенции, свежести и др.) в соответствии с установленными требованиями. 4. Расшифровка маркировки продовольственных и непродовольственных товаров. 5. Решение задач по расчету естественной убыли товаров. 18 Производственная практика по разделу ПМ 1 Виды работ 1.Установление и анализ промышленного (торгового) ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием. 2. Анализ ассортиментной политики предприятия, определение мер по ее совершенствованию. 3. Оценка качества товаров, реализуемых в магазине (предприятии). Установление соответствия фактических значений показателей качества с установленными требованиями (стандартов ТУ). 4. Расшифровка маркировки товара, анализ их соответствие установленным требованиям. 5. Расчет товарных потерь и проведение мероприятий по их предупреждению и списанию 18 РАЗДЕЛ ПМ 2.
РАСПОЗНАВАНИЕ АССОРТИМЕНТА, КАЧЕСТВА, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ТОВАРОВ И ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. 189
МДК 03.02
Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров 153 ТЕМА 2.1. Классификация ассортимент, товароведные характеристики продовольственных товаров однородных групп, оценка их качества.
уметь:
- идентифицировать товары;
знать:
- классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку;
- условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
- особенности товароведения продовольственных товаров;
Содержание учебного материала 18 2.1.1. 1.Товароведение в условиях рыночной экономики.
2. Предмет и задачи товароведения продтоваров в условиях рыночной экономики.
3 Потребительские свойства продтоваров.
4. Факторы, влияющие на формирование качества и сохраняемости продтоваров.
5. Общая классификация продовольственных товаров: признаки классификации, подклассы и группы однородных товаров, их краткая характеристика.
6.Основы хранения и консервирования продтоваров.
7. Нормативно-техническая документация (НТД) Стандарта и технические условия, категории, виды, построение, обозначение. 2 2
2.1.2. Зерномучные товары.
1. Зерно. Классификация и особенности строения, составаЗначение отдельных частей зерна для формирования качества продуктов его переработки.
2. Крупа. Классификация и ассортимент. Потребительские свойства, сорта. Дефекты. 3. Мука. Классификация и ассортимент. Факторы, формирующие качество. Сорта и виды. Процессы происходящие при хранении. Дефекты.
4.Хлеб и булочные изделия. Потребительские свойства. Факторы, формирующие качество. Дефекты и причины их возникновения.
5. Макаронные изделия. Классификация и ассортимент. 2 2
2.1.3. Плодоовощная продукция и грибы.
1. Особенности строения и состава плодов, овощей и грибов, влияющих на их пищевую ценность и сохраняемость.
2. Свежие овощи. Классификация. Пищевая ценность, сорта. Болезни и пороки. Категории качества. Режим и способы хранения, транспортирования.
3. Грибы. Классификация. Пищевая ценность. Режим и способы обработки, хранения и транспортирования.
4. Продукты переработки овощей и плодов. Переработанные плоды и овощи. Классификация и ассортимент. Особенности состава и пищевой ценности. Дефекты. Условия и сроки хранения. 2 2
2.1.4. Вкусовые товары:
1.Чай кофе. Классификация и ассортимент. Факторы, формирующие качество. Хранение. Дефекты.
2. Алкогольные напитки. Классификация. Факторы, формирующие качество. Причины возникновения дефектов и болезней. Условия хранения и транспортирования.
3. Безалкогольные напитки. Классификация и ассортимент. Факторы, формирующие качество. Условия хранения и транспортирования. Дефекты
4. Пряности и приправы. 2 2
2.1.5. Сахар, крахмал, мед, кондитерские товары.
1. Сахар, мед, крахмал. Классификация. Пищевая ценность и факторы, формирующие качество. Причины возникновения дефектов. Условия хранения и транспортирования.
2. Кондитерские изделия. Особенности состава и факторы, формирующие качество. Дефекты. Условия и сроки хранения. 2 2
2.1.6 Молочные товары:
1. Молоко коровье. Потребительские свойства. Ассортимент. Дефекты и причины их возникновения. Хранение и транспортирование.
2. Кисломолочные продукты. Классификация и ассортимент. Пищевая ценность и диетические свойства. Факторы, формирующие качество. Хранение. Дефекты.
3. Масло коровье. Особенности состава и пищевой ценности. Виды и сорта. Хранение. Дефекты.
4. Сыры. Классификация и ассортимент. Пищевая ценность и факторы, формирующие качество. Сорта. Условия хранения и транспортирования. Дефекты. 2 2
2.1.7 Пищевые жиры. Яйцо, яичные товары
1. Растительные масла. Классификация. Факторы, формирующие качество. Виды и сорта. Условия хранения и транспортирования. Дефекты.
2. Животные жиры. Классификация. Факторы, формирующие качество. Виды и сорта. Хранение. Дефекты
3. Маргариновая продукция. Классификация. Особенности состава и пищевой ценности. Факторы, формирующие качество. Виды и сорта. Хранение. Дефекты.
4. Яйцо, яичные товары. Ассортимент, товароведная характеристика, требования к качеству яиц и яичных продуктов. 2 2
2.1.8 Мясо и мясные товары.
1. Потребительские свойства мяса и мясных товаров. Процессы, происходящие при хранении. Условия хранения и транспортирования.
2. Колбасные изделия. Потребительские свойства. Виды и сорта. Условия хранения. Дефекты.
3. Мясные консервы. Классификация. Пищевая ценность и факторы, формирующие качество. Маркировка. Хранение. Дефекты. 2 2
2.1.9. Рыба и рыбные товары.
1. Потребительские свойства рыбы. Классификация. Факторы, определяющие пищевую ценность и сохраняемость.
2. Охлажденная и мороженая рыба. Влияние условий обработки на качество рыбы. Дефекты.
3.Соленые и копченые рыбные товары. Изменение состава и свойств, происходящих при посоле, копчении и влияние их на качество. Сорта. Хранение. Дефекты.
4. Рыбные консервы и пресервы. Классификация. Особенности приготовления и состава, пищевая ценность. Виды. Факторы, влияющие на качество. Хранение. Дефекты. 2 2
Практические занятия: 20 ПЗ 10 Расчет энергетической ценности пищевых продуктов 2 ПЗ 11 Распознавание видов зерномучных товаров и оценка их качества. 2 ПЗ 12 Распознавание ассортимента плодоовощной продукции и оценка их качества. 2 ПЗ 13 Распознавание ассортимента и оценка качества вкусовых товаров. 2 ПЗ 14 Распознавание видов, сортов, дефектов и оценка качества сахара, меда, крахмала, кондитерских изделий. 2 ПЗ 15 Распознавание ассортимента молочных товаров, видов, группировка молочных товаров, оценка качества. 2 ПЗ 16 Распознавание ассортимента и оценка качества растительных масел и пищевых жиров. 2 ПЗ 17 Распознавание ассортимента мяса и мясопродуктов, оценка качества, диагностирование дефектов. 2 ПЗ 18 Определение категорий яиц, оценка качества, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 19 Распознавание ассортимента рыбы и рыбных продуктов, расшифровка маркировки рыбных консервов. 2 Самостоятельная внеаудиторная работа
- составление схемы: «Классификация продовольственных товаров»;
- зарисовка строения и состава зерна, как сырья для производства зерномучных товаров; - самостоятельное изучение классификации зерномучных товаров, факторах, формирующих их качество;
- составление таблицы: Классификация макаронных изделий.
- написание сообщения: «Ассортимент хлебобулочных изделий Ульяновского хлебозавода №4»; - составление таблицы: «Болезни и повреждения картофеля»;
- заполнение таблицы: Требования к качеству кофе;
- заполнение таблицы «Плодово-семенные пряности»;
- составление сравнительной таблицы: « Чай байховый черный и чай байховый зеленый»;
- заполнение таблицы «Плодово-семенные пряности»;
- написание сообщения: « Ассортимент кондитерских изделий Ульяновской кондитерской фабрики « Волжанка»;
- составление кроссворда на тему «Сахар и мед» ( не менее -15 слов с вопросами) ;
- заполнение таблицы «Ассортимент карамели с начинками»;
- заполнение таблицы «Шоколад десертный и обыкновенный»;
- заполнение таблицы «Виды конфетных масс (корпусов)»;
- заполнение таблицы «Показатели качества халвы»;
– составление таблицы для отдельных групп молочных товаров: дефекты и причины их возникновения;
- расшифровка маркировки условных обозначений, имеющихся на крышке банки сгущенных молочных консервов (по заданию преподавателя);
- заполнение таблицы : «Ассортимент сливочного масла»;
- оформление таблицы: «Сравнительная характеристика химического состава, пищевой ценности и основных свойств растительных масел и животных жиров»;
- дополнение примерами схемы классификации: « Классификация пищевых жиров»;
- оформление таблицы: «Категории яиц в зависимости от их массы»;
- разборка классификации мясных товаров на группы, виды, сорта, результаты оформите в виде таблицы;
– составление характеристики отдельных групп мясных товаров (колбасные изделия, мясные копчености, мясные консервы) по пищевой ценности, тканевому составу и факторам, формирующим качество (сырье, особенности производства);
- составление таблицы: основные показатели качества мяса и продуктов его переработки;
- зарисовка схемы розничной разделки говяжьей, свиной, бараньей и козьей туши;
- оформление таблицы: Сравнительная характеристика мяса птицы и убойных животных»;
- составление и разборка классификации промысловых рыб, характеристику основных видов;
– составление таблиц: отличительные признаки рыбы живой, охлажденной и мороженой;
– составление таблиц: условия и сроки хранения рыбы в зависимости от способа ее обработки; - зарисовка схемы строение тела рыбы (с помощью плаката);
- обозначение на схеме расположение плавников, промысловую длину рыбы, боковую линию, жаберные крышки и т.д; 18 ТЕМА 2.2. Классификация ассортимент, товароведные характеристики непродовольственных товаров, оценка их качества. уметь:
- идентифицировать товары;
знать:
- классификацию ассортимента, товароведные характеристики непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку; условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
- особенности товароведения непродовольственных товаров; Содержание учебного материала 31 2.2.1 Одежда, обувь.
1. Текстильные товары. Факторы потребительских свойств, тканей. Группировка и характеристика ассортимента тканей. Качество ткани. Нетканые полотна. Качество нетканых полотен и его сохранение. Ковровые товары. Факторы формирования потребительских свойств, характеристика ассортимента. Качество товаров и его сохранение.
2. Швейные товары. Факторы, формирующие потребительские свойства швейных заводов. Верхняя одежда, белье, головные уборы: группировка и характеристика ассортимента. Качество и его сохранение.
3. Трикотажные товары. Потребительские свойства, группировка, характеристика видов, типов и фасонов. Требования к качеству, дефекты, сохранение качества.
4. Обувные товары. Группировка, характеристика основных видов натуральных и искусственных кож. Факторы формирования потребительских свойств обуви. классификация и характеристика ассортимента кожаной, резиновой, валяной обуви. Качество, дефекты, приемы осмотра кожаной обуви
5. Пушно-меховые и овчинно-шубные товары. Характеристика основных видов пушно-меховых полуфабрикатов. Качество и его сохранение. Группировка и характеристика ассортимента мехового частей одежды, верхней меховой одежды, головных уборов, овчинно-шубные товары. 10 2
2.2.2 Хозяйственные товары.
1.Товары из пластмасс. Требования к качеству, маркировка упаковка и хранение.
2. Товары бытовой химии. Требования к качеству, маркировка упаковка и хранение.
3. Стеклянные бытовые товары. Требования к качеству, маркировка упаковка и хранение.
4. Керамические товары. Требования к качеству, маркировка упаковка и хранение.
5. Металло-хозяйственные товары. Требования к качеству, маркировка упаковка и хранение.
6. Электробытовые товары. Современный ассортимент: потребительские свойства, группировка. Качество и его сохранение.
7. Строительные товары: потребительские свойства, группировка ассортимента. Качество строительных товаров и его сохранение.
8. Мебельные товары. Потребительские свойства. Классификация и характеристики современного ассортимента мебели. Качество и его сохранение. 9 2
2.2.3. Товары культурно-бытового назначения.
1.Музыкальные товары. Группировка и характеристика потребительских свойств музыкальных инструментов. Группировка и характеристика струнных, язычковых, духовных и ударных инструментов. Электромузыкальные инструменты. Качество. Сохранение качества.
2.Радиоэлектронные товары. Группировка радиоэлектронных товаров. потребительские свойства: безопасность, функциональные, эргономические, надежность, эстетические. Ассортимент. Проверка качества бытовых радиоэлектронных товаров в условиях торговли. Правила эксплуатации.
3. Фото-кинотовары. Сущность фотографии. Типология фотолюбителей. Группировка фото-кинотоваров. Особенности проверки качества.
4. Спортивные и рыболовные товары. Вело- и мототовары. Потребительские свойства. Группировка и характеристика ассортимента. Качество. Сохранение качества.
5. Школьно-письменные и канцелярские товары. Потребительские свойства, характеристика ассортимента по признакам группировки, требования к качеству, особенности хранения.
6. Игрушки. Роль игрушек в воспитании детей. Потребительские свойства игрушек: безопасность, функциональные, эргономические, надежность, эстетические. Требования к качеству. Сохранение качества. 8 2
2.2.4. Галантерейные, ювелирные и парфюмерно-косметические товары.
1. Галантерейные товары. Группировка ассортимента, основные виды, типы, фасоны изделий. Зеркала и щеточные товары.
2. Ювелирные изделия и часы. Характеристика ассортимента. Клеймение ювелирных товаров. потребительские свойства и классификация часов. Маркировка часов, проверка качества, хранение.
3. Парфюмерно-косметические товары: характеристика, ассортимент. Требования к качеству, маркировка упаковка и хранение. 4 2
Практические занятия: 30 ПЗ 20 Распознавание ассортимента, оценка качества тканей, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 21 Распознавание ассортимента, оценка качества одежды, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 22 Распознавание ассортимента, оценка качества обуви, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 23 Распознавание ассортимента, оценка качества пушно- меховых полуфабрикатов, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 24 Распознавание ассортимента, оценка качества товаров из пластических масс, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 25 Распознавание ассортимента, оценка качества товаров стеклянных бытовых товаров, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 26 Распознавание ассортимента, оценка качества товаров керамических бытовых товаров, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 27 Распознавание ассортимента, оценка качества металлохозяйственных изделий, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 28 Распознавание ассортимента, оценка качества электробытовых товаров, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 29 Распознавание ассортимента, оценка качества мебельных товаров, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 30 Распознавание ассортимента, оценка качества радиоэлектронных товаров, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 31 Распознавание ассортимента, оценка качества школьно-письменных товаров, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 32 Распознавание ассортимента, оценка качества игрушек, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ 33 Распознавание ассортимента, оценка качества товаров ювелирных изделий, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 ПЗ
34 Распознавание ассортимента, оценка качества парфюмерно-косметических товаров, диагностирование дефектов, расшифровка маркировки. 2 Самостоятельная внеаудиторная работа 36 - оформление графического изображения рисунков переплетения тканей; - составление таблицы: «Пороки внешнего вида тканей»; - составление таблицы: « Характерные признаки основных видов волокон»; - работа с нормативными документами и законодательной базой:
ознакомление с группировкой, терминами и определениями изделий швейных (ГОСТ 17037-85). По ГОСТ 22977 и плакатам ознакомиться с основными деталями швейных изделий. Оформление результатов. Зарисовка деталей;
- написание сообщения: «Современная женская мода»;
- составление таблицы: «Классификация трикотажных изделий»; - составление таблицы: «Ассортимент и характеристика трикотажных полотен»;
- работа с нормативными документами и законодательной базой:
ознакомление с классификацией, терминами и определениями трикотажных изделий (ГОСТ 4.26; ГОСТ 17037); - работа с нормативными документами и законодательной базой: классификация трикотажных изделий по ГОСТ 4.26 и 17037; О
- написание сообщения: «Современная обувь для женщин»;
- составление графического изображения рисунков видового ассортимента обуви; - составление товароведной характеристики обуви различных видов, назначения, материалов (не менее 5-ти пар); результаты оформить в таблице; - составление таблицы: «Основные детали кожаной обуви»; - составление таблицы: «Дефекты изделий из меха»; - составление таблицы: « Товароведная характеристика пушно-мехового полуфабриката»;
- составление таблицы: «Классификация хозяйственных товаров из пластмасс»; - составление таблицы «Дефекты стеклянной и керамической посуды»; - оформление графического изображения основных видов украшений керамических изделий; - составление таблицы: «Классификация посуды по назначению, по используемому металлу (сплаву), по виду защитно-декоративного покрытия и по способу выработки»;- составление кроссворда на тему: «Ножевые изделия, столовые приборы и принадлежности»; - написание сообщения на тему «Роль электротоваров в жизни человека»; - написание сообщения на тему: «Новые строительные материалы»; - написание сообщения на тему: «Материалы для изготовления мебели»;
- написание сообщения на тему «Современные виды телевизоров»; - составление таблицы: « Классификация музыкальных товаров»; - составление таблицы: « Классификация радиоэлектронных товаров»; - составление схемы классификации фото-кинотоваров; - составление таблицы: « Классификация спортивных и рыболовных товаров»;
- составление схемы классификации школьно- письменных товаров;
- написание сообщения на тему: «Способы ухода за ювелирными украшениями»;
- составление схемы классификации и ассортимента игрушек;
- составление таблицы: « Соотношение проб драгоценных металлов»;
- написание сообщения на тему: «Ассортимент парфюмерно-косметических товаров фирм AVON в магазинах города». Примерная тематика внеаудиторной работы.
подготовка к контролю знаний, систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;
работа с нормативными документами и законодательной базой;
поиск и обзор научных публикаций и электронных источниковинформации, подготовка заключения по обзору;
выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий;
решение задач, упражнений;
написание сообщений;
- составление таблиц классификаций, конспектирование вопросов, недостающих в содержании курса.
- составление и зарисовка схем;
составление кроссвордов;
работа с тестами и вопросами для самопроверки;
обработка статистических данных, нормативных материалов;
анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и т.д.
самостоятельное изучение в периодической печати, работа в библиотеке;
поиск материала в периодической печати, книгах и сети Internet. Результаты конспектируются в лекционную тетрадь.
Учебная практика по разделу ПМ 2
Виды работ
1. Распознавание товаров по ассортиментной принадлежности. 2. Составление торговой характеристики продовольственных( непродовольственных) товаров по группам. 3. Решение ситуаций по правилам отбора проб, приемки товаров по качеству. 4. Решение ситуаций по установлению градаций качества товаров ( сорту, номера, марке и т.д). 5. Оценка санитарно- эпидемиологических требований к продовольственным товарам. 6. Решение ситуаций по осуществлению контроля условий и сроков хранения, транспортирование товаров.
18 Производственная практика по разделу ПМ 2
Виды работ 1. Распознавание товаров по ассортиментной принадлежности.
2.Определение градации качества товаров, ознакомление с порядком оценки при изменении градации качества.
3. Определение приемочных и браковочных чисел при приемке отдельных групп товаров. Отражение фактического применения этих показателей в практике работы организации.
4. Диагностирование (распознавание) дефектов товаров, установление причин их возникновения. Разработка мер по предотвращению реализации дефектных товаров.
5. Изучение обеспечение безопасности потребительских товаров на предприятии. Анализ правильности заполнения деклараций и удостоверений качества. 6.Анализ условий и сроков хранения и транспортирования товаров 7. Анализ эффективности управления ассортиментом, оценки качества и обеспечения сохраняемости товаров.
18 ВСЕГО 299 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Междисциплинарных курсов».
Оборудование рабочего кабинета
столы, стулья, доска;
комплект учебно – методической документации;
наглядные пособия (планшеты по товароведению, таблицы, схемы, образцы товаров).
Информационных технологий в профессиональной деятельности: проектор для просмотра презентаций, представляющих подготовленные студентами доклады, демонстрации слайд-лекций и работы с электронным учебником, компьютер, принтер, сканер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно – методической документации.
образцы продовольственных и непрдовольственных товаров, компьютеры, принтер, сканер, комплект учебно – методической документации для реализации образовательного процесса специальности Коммерция.
Для проведения практических занятий и самостоятельной подготовки используется:
программное обеспечение WORD – для подготовки студентами докладов по представленной тематике, оформления самостоятельных работ;
программный продукт Excel – для проведения практических занятий, подготовки студентами докладов по представленной тематике, решения домашних заданий.

Реализация программы модуля предполагает производственную практику, которую рекомендуется реализовывать концентрированно, после изучения профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Федеральный закон «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г.).
Федеральный закон от 27.12.2002 №184- ФЗ « О техническом регулировании» (в ред.
Федеральных законов от 06.12.2011 N 409-ФЗ).
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров».
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых
продуктов" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22
августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г., 12 июня, 23
июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.)
5. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01
(с изменениями на 6 июля 2011 года).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к
срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03»,
утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации
21 мая 2003 г.
Единый перечень санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к
товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю),
утвержденный решением КТС от 28 мая 2010 г. N 299 8. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие
требования Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 29
декабря 2003 г. 401-ст. 9. ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие
требования Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30
декабря 1997 г., № 439-ст.
10. ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин.
Голубенко О.А., Новопавловская В.П., Носова Т.С. Товароведение
непродовольственных товаров: Учебное пособие. – М.: Альфа – М. ИНФРА – М,
2007. – 336с.
Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров. ОИЦ "Академия",2010
Драмшева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров:
Учебник для средне специальных учебных заведений. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 188с.
Казанцева Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. – М.:
Издательско-торговая корпорация « Дашков и Ко» - 2007 – 400с.
Козюлина Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие для
студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. –
М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 368с.
Кондрашова Е.А., Коник Н.В., Пешкова Т.А. Товароведение продовольственных
товаров: Учебное пособие. – М.: Альфа –М: ИНФРА – М, 2009 – 416с.
Матюхина З.П., Королькова Э.П., Товароведение пищевых продуктов – М.: Академия, 2011 г.
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов – М.:
Норма, 2008 – 448с.
Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И. и др. Товароведение непродовольственных товаров – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Справочник товароведов непродовольственных товаров. 3 тома. 2. Муравина И.В. Основы товароведения, М.: Академия, 2007 г. 3. Рубцова Л.И., Тимофеева В.А., Моисеенко Н.С. Продавец, Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 4 . Казанцева Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издателско-торговая корпорация «Дашков и Ко». -2007. – 400с. 5. Конкин Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие/  – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2009. – 416С. – (ПРОФИль). 6. Косоланова Н.В. Товароведение текстильных, обувных, меховых и галантерейных товаров, Академия, 2010 г. 7. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. 9. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров: учебник/ – Изд. 8-е, доп. и перер.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 475С. -  СПО. 10. Паеткова Е.Ю. Теория товароведения, Академия, 2010 г. 11.Савина Г.С. Практические работы по товароведению непродовольственных товаров, М.: Академия, 2009 г. 12.Федбко В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг, Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 13. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров : Учебник / И. П. Чепурной. – М. : «Дашков и К», 2008. – 460 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.Grandars.ru – Энциклопедия экономиста. www, gsen.ru - сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; www.torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»; www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»; www.garant.ru - справочно - правовая система Гарант; www.consultant.ru- справочно - правовая система Консультант Плюс; www, retailer, ru - сайт Сообщества профессиональной розничной торговли; www, reteilerclub. ru - учебно-информационный проект Супер- розница;
www.pravo.gov.ru - Официальный интернет-портал правовой информации; http://www.znaytovar.ru/s/Igrushki.html - лекции по товароведению; http://www.gosthelp.ru/ - помощь по ГОСТам.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Рабочая программа профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров разработана с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках установленных федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 100701 Коммерция (по отраслям).
Освоение студентами профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, получаемых студентами при изучении общепрофессиональных дисциплин: основ бухгалтерского учета, экономики организации, статистики, менеджмента, документационного обеспечения управления, логистики, правового обеспечениея профессиональной деятельности, стандартизации, метрологии и подтверждение соответствия.
В целях реализации компетентного подхода при реализации программы профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров в образовательном процессе используются активные и интерактивные форм проведения занятий (решение задач, разбор производственных ситуаций, групповые дискуссии, деловые игры по товароведению, информационные технологии) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студента.
Объем обязательной аудиторной нагрузки студентов не превышает -36 часов в неделю при максимальной нагрузке -54 часа в неделю.
Время и форм проведения консультаций (групповые, индивидуальные и т.п.) определяются преподавателем и согласуются с ПЦК и заместителем директора по учебной работе.
Реализация программы модуля предполагает производственную практику, которую рекомендуется проводить в торговых организациях города концентрированно, после изучения профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. В период прохождения производственной практики (по профилю специальности) студент осваивает профессию. Реализация программы профессионального модуля предполагает учебную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно, после изучения профессионального модуля. Занятия по учебной практике проводятся в учебном кабинете «Междисциплинарных курсов».
Рабочая программа профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров обеспечивается учебно-методической документацией по междисциплинарным курсам Теоретические основы товароведения и Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.
В процессе освоения профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров каждому студенту обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда и сети Интернет.
Выполнение студентами практических работ в рамках профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров осуществляется с использованием персональных компьютеров.
Зачеты и контрольные работы проводятся за счет времени, отведенного на изучение профессионального модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.
.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров. - демонстрация процедуры
формирования
ассортимента в соответствии
с ассортиментной политикой
торговой организации, путем
составления ассортиментного
перечня;
- соответствие номенклатуры
показателей качества
конкретного товара,
номенклатуре его основных
потребительских свойств. Экспертная оценка практ. занятия
ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
- владение методикой расчета товарных потерь в соответствии с применением утвержденных норм естественной убыли; - правильность расчета списания показателей естественной убыли; - качество составления учетной документации товарных потерь в соответствии с установленными правилами; - разработка мероприятий по предупреждению товарных потерь по их предупреждению или списанию ; Экспертная оценка практ. занятия
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями. - оценка маркировки на
соответствие требованиям
установленным Законами РФ
"О защите прав потребителей"
от 07.02 1992 г. № 2300- 1,
"О качестве и безопасности
пищевых продуктов" от
02.01.2000 г. № 29-ФЗ,
"Правилами продажи
отдельных видов товаров" от
19.01.1998г. № 55, стандартами
на продукцию и техническими регламентами; - точность расшифровки ( чтения) реквизитов маркировки, клеймения, символов правил хранения товаров. Экспертная оценка практ. занятия
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
- обоснованный выбор признаков классификации продовольственных и непродовольственных товаров, их ассортиментной принадлежности; - правильность распознавания ассортимента и товароведной характеристики продовольственных и непродовольственных товаров; - идентифицирование различных групп, подгрупп и видов продовольственных и непродовольственных товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции ОК – 005 ОКП N 91/2012; - установление соответствия
конкретных продовольственных
и непродовольственных товаров
их существенным признакам,
образцам, описаниям; - правильность проведения органолептической оценки качества продовольственных и непродовольственных товаров в соответствии с требованиями к качеству, установленными нормативно-технической документацией на товары; - правильность распознавания дефектов продовольственных и непродовольственных товаров в соответствии с нормативно-технической документацией; - грамотное заключение по результатам диагностики дефектов; - определение градации качества (тип, сорт, марка) конкретного образца товара в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Экспертная оценка практ. занятия
ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
- соответствие условий и сроков
хранения и транспортирования
товаров требованиям СанПиН
2.3.2.1324-03;
- обоснование выбора условий
хранения товаров, выбора
транспортных средств для
перевозки;
- правильность оформления
сопроводительной
документации;
- определение несоответствия
в оформлении
сопроводительных документов и
их устранение в соответствии с
установленными требованиями; Экспертная оценка практ. занятия
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
- проверка точности соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке в соответствии с нормами СанПиН; - оценка качества процессов на соответствие установленным требованиям. Экспертная оценка практ. занятия
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
- точность выполнения заданий
по переводу внесистемных
единиц измерений в системные,
при осуществлении расчета и
оценке показателей качества
товаров в соответствии с
установленными требованиями
ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы
величин;
- точность проведения
измерений товаров,
определения массы,
подсчета количества товаров
в соответствии с заданием; Экспертная оценка практ. занятия
ПК 3.8. Работать с документами по подтвержде-нию соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
- точность и грамотность оформления документов, в соответствии с установленными требованиями нормативно - технической документации; -
Экспертная оценка практ. занятия
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - обоснование
социальной значимости
своей будущей
профессии;
- формулирование
сущностных признаков
характеристики
профессии;
- демонстрация хороших показателей работы на учебной, производственной и преддипломной практике. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - соответствие
поставленной цели
деятельности условиям
профессиональной
задачи;
- соответствие
выбранного метода и
способа решения проф.
задачи типовому
(известному) алгоритму
решения и проведенной
разметке времени;
-оценка эффективности и качества метода и способа решения задачи соответствует заданной методике оценивания. Устный экзамен.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - правильное
установление
проблемной области
заданной ситуации в
соответствии с
результатами
проведенного анализа;
- соответствие принятого
решения установленной
проблемной области
заданной ситуации;
- соответствие ответственности за принятого решения заданным полномочиям. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - обращение к различным
информационным
системам, в том числе к
интернет - ресурсам для
поиска и дальнейшего
использования
информации по
интересующему вопросу
в ходе решения
поставленной
профессиональной
задачи;
- общение со специалистами по интересующему вопросу для личностного развития. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - демонстрация
коммуникационных
способностей для продуктивного взаимодействия с участниками рабочего коллектива;
- выполнение задания с
учетом потребностей и
запросов потребителя во
взаимодействии с
обучающимися,
преподавателями и
руководителями
коллективов в ходе
обучения;
- понимание и
представление того, что
успешность и
результативность
выполненной работы
зависит от
согласованности действий
всех участников команды
работающих;
- владение способами бесконфликтного общения в коллективе и саморегуляции; Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - положительная
динамика учебных
достижений при
изучении
профессионального
модуля;
- определение задач
проф.развития
определены в
соответствии с
условиями поставленной
профессиональной
задачи;
- планирование
повышения
квалификации в
соответствии с запросами
потенциальных
работодателей;
- планирование карьерного роста. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
ОК 12.
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий - демонстрация выполнения задания в соответствии с действующим законодательством, а также требованиями стандартов и технических условий. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.