Разработка урока на тему Культура древнего Китая (6 класс)


Тема: Культура Древнего Китая Цель: -проверить знания и умения по теме «Древний Китай», познакомиться с культурными и религиозными достижениями древнего Китая на примере изучения темы «Культура древнего Китая»; - способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, умений сравнивать, анализировать изученный материал; - продолжать воспитывать интерес к познанию, уважение к культурным и религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность. Знать: культурные достижения древнего Китая, историю возникновения и развития конфуцианства; основные идеи и значение конфуцианства. Уметь: работать с различными информационными источниками, сравнивать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок-путешествие Оборудование: листы-задания (раздаточный материал), компьютер и учебный фильм «Религии Китая» Ход урока I. Организационный момент. (3 мин) Проверка готовности класса к уроку, эмоциональный настрой учеников, целеполагание. Для того, чтобы выполнить нашу задачу, я приглашаю Вас в путешествие, в ходе которого мы найдем ответ на вопрос: Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время? Рассказ учителя. Караван знаний – ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай. И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае. «Тот, кто повторяя старое, узнает новое, может быть наставником» Конфуций. Учащимся объясняется порядок работы с маршрутными листами-заданиями. Учащиеся выполняют задание 1 в маршрутном листе. – Тест 1.Главной отраслью хозяйства Китая было: A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие. 2.В Китае с древнейших времен было развито производство: A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка. 3.Основой китайского общества была: A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система. D) Семья. E) Преданность императору. 4.В конце II в. н.э. в Китае началось: A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».Е) Восстание «желтых платков». 5. Первый император Китая: A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди 6.«Исторические записки» в древнем Китае написал: А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан. 7. Какая династия сменила династию Цинь: A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин 8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек: А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр 9. Какой путь брал свое начало в Китае: A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской 10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае: A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка
Вы готовы продолжить наш путь? Тогда вперед! II. Изучение нового материала. . План 1.Письменность и литература 2.Религия. Конфуцианство 3.Достижение научного знания и искусства «Добродетель никогда не бывает одинокой» - эти слова принадлежать гениальному Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Итак, первый запас знаний пополнил наш караван и мы продолжаем путь. Сейчас я предлагаю Вам посмотреть фильм и по ходу просмотра, заполнить в маршрутном листе таблицу в задании 2. «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.    В 30 лет я обрёл прочную основу.    В 40 лет я сумел освободиться от сомнений.    В 50 лет я познал волю Неба.    В 60 лет я научился отличать правду от лжи.    В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала». Мы продолжаем наш путь, и я предлагаю Вам изучить вопрос о конфуцианстве. Древние археологические и письменные источники, касающиеся религии Китая относятся ко второму тысячелетию до н.э. Это была пора зарождения патриархально-рабовладельческого государства. О религии Иньского периода сохранилось небольшое количество сведений (гадальные кости, тотемы, гробницы-захоронения с явно классовыми различиями).
Гораздо больше сведений сохранилось о религии Чжоусского периода (1122-255 гг. до н.э.). Среди памятников культуры можно выделить философские и религиозно-этические системы. Они послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая: конфуцианство и даосизм
Задание3 «Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности» Конфуций Прочитать текст и ответить на вопросы
Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.
Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем  «сыном неба». Благородный муж  это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей  воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род – ши – имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа – син(фамилия) – имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.
По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.
Вопросы: 1.Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство. 2.Основные идеи конфуцианства 3.Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель? 4.Что включало в себя понятие человеколюбие? 5.Важнейший куль конфуцианства. 6.Главнейшая обязанность человека по Конфуцию. В Китае в древности появилась письменность – иероглифы. Пишутся они столбцом сверху вниз. В основе учения Конфуция лежат 20 терминов, выраженных отдельным иероглифом.. Задание 4 Продолжить изречение Конфуция 1. Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо_____________________________________________________________________________________ 2. Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться; встретив недостойного, _____________________________________________________________________________________ 3. Для того, чтобы познавать новое, необходимо изучать ____________________________________
4. Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения _____________________________________________________________________________________ В Китае в первые в мире были изобретены вещи без которых мы не можем обойтись в настоящее время: впервые была точно вычислена продолжительность года, создана звездная карта, слово «чай» китайского происхождения, компас, прибор для записи колебаний земной коры – сейсмограф, бумага, порох, фарфор Задание 5 Сформулируйте мудрый совет Конфуция из предложенных слов ПОДОБНО УХОДЯЩЕЕ ПОТОКУ ВРЕМЯ ЭТОМУ НИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДНЕМ НОЧЬЮ НИ III. Закрепление: Китайская шкатулка В шкатулке лежат изобретения китайцев, которыми пользуется весь мир.
Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д. (компас).
Это любят все, используют каждый день, называется “Тцай-е” (Чай).
натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д. (шелк).
“Их изготовляют сотни тысяч предметов каждого образца. Изделия в определенный срок доставляют в столицу, бочонков с круглыми полированными изделиями более 600. Ежегодная норма 16-17 тысяч” (из сочинения Чжу Яня “Тао шо”, “О фарфоре”). Из этого делают посуду. Без этого уже не представляем свою жизнь (фарфор).
Это изобретение любят все люди и готовят почти в каждой национальной кухне (лапша).
Изобретение необходимое для письма ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний (бумага).
По определению Суворова – пуля это “дура”, а в ней изобретение китайцев? (порох).
Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры (шашки).

Время нашего путешествия подходит к концу. Нам остается ответить на главный вопрос, в поисках ответа на который, мы совершили наш путь. Задание6 Ответить на вопросы
Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время?
Сформулируйте значение вклада китайской культуры в мировую.
Домашнее задание. Параграф 22








13PAGE 15


13PAGE 14415