Программа по профилактике подросткового суицида «Я люблю тебя, жизнь!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинского района Республики Калмыкия





Программа
профилактики суицида среди детей и подростков в
образовательных учреждениях
«Я люблю тебя, жизнь!»







Программу составила
Киосева Е.Н.,
социальный педагог




Актуальность данной программы.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношений к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Цель программы:
Формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи программы:
1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Участники программы:
- учащиеся школы; - педагоги; - родители;
Основные направления деятельности:
1. Работа с детьми и подростками;
2. Работа с педагогами;
3. Работа с родителями.
Принципы реализации программы:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
Организованная таким образом работа позволит:
- осуществлять социальную и психологическую защиту детей; - снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток; позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.


Достоинства настоящей программы:
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.


















  ПЛАН [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сроки
Ответственный

1.
Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми.
Методы:
индивидуальные беседы,
анкетирование
В течение года
Кл.руководители, школьный психолог, социальный педагог

2.
Выступление на ШМО классных руководителей с обзором документов:
Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера),
Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»),
Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),
нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав и т.п.
Март
Заместитель директора по ВР

3.
Незамедлительное сообщение в администрацию школы, ОДН, КДН, управление образования (отдел опеки) о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.
В течение года
Заместитель директора по ВР

4.
Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений
По заявлению
Администрация

5.
Выступление с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях классных руководителей на темы:
- «Психологические особенности[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подростков [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
- «Психическое здоровье [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подростков [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
- «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Подростковый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] суицид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: мифы и реальность»
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Профилактика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школьных конфликтов»
В течение года
Психолог школы

6.
Выступление на родительских собраниях:
- «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»
- «Первые проблемы подросткового возраста»
- «Почему ребенок не хочет жить?»
- «Ложь и правда о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] суициде »
В течение года
Замдир по ВР, психолог, социальный педагог

7.
Классные часы по программе «Наш выбор - жизнь»:
«Человек свободного общества»
«Учимся строить отношения»
«Умей управлять своими эмоциями»
«Если тебе трудно»
В течение года
Кл.руководители

8.
Психологическое консультирование учителей, классных руководителей, родителей (опекунов) обучающихся
В течение года
Школьный психолог

9.
Психологическое консультирование подростков.
В течение года
Школьный психолог

10
Диагностика среди учащихся 7-11 классов «Детский и подростковый суицид»
Ноябрь апрель май
Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по ВР

11.
Проведение месячника профилактики суицидального поведения
апрель
Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по ВР

12
Диагностика среди учащихся 1-7 классов «мое настроение сегодня»
апрель
Классные руководители, социальный педагог






15