Урок русского языка по теме: Различение предлога и приставки


Урок русского языка.
Тема: Различение предлога и приставки
Цель: Умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Опыт различения разных точек зрения в коммуникации и восстановления их оснований.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Ребята, предлагаю начать наш урок с повторения. Запишите предложение.
..
- Возникли ли трудности при написании данного предложения?
- Найдите в нем приставки и предлоги.
- Вспомните как отличить предлог от приставки.
2. Предварительная диагностика.
Запишите слова, распределив их в 2 столбика: в 1-й - с приставками, во 2-й – с предлогами.
У дома, в лесу, (за)нос, объезд, подарок.
Какие слова записали в 1-й, 2-й столбики?
Какие слова вызвали затруднение? Почему?
Кто написал слово (за)нос слитно (раздельно)?
Версии, спор.
Итак, мнения разделились. Давайте разрешим этот спор.
Сначала выясним, о чем мы будем спорить, все ли это понимают?
Поднимите руки те, кто считает, что слово занос пишется слитно?
- Чем у вас является за?
Вы будете 1-й группой.
Поднимите руки те, кто написал слово (за)нос раздельно?
Чем у вас является за?
Вы будете 2-й группой.
Есть другие мнения? (3-я группа).
Выявление понимания мнения противоположных групп.
Кто прав? Чье мнение ошибочно?
Могут ли 2-я (3-я) группы согласиться с мнением 1-й, которая считает, что слово (за)нос пишется слитно? Это так?
Как вы думаете, почему у них возникло такое мнение?
Такое может быть?
Значит, тогда мнение ваших (2-й, 3-й) групп ошибочно? Это слово надо писать слитно?
А участники других групп могут с вами согласиться? Почему ребята из 2-й группы написали (за)нос раздельно?
Как же может так быть. Что написано по-разному, а все правы?
- Почему у нас возникли разные мнения? Давайте разбираться!
5. Фиксация противоречий, обоснование правильности.
А) - Давайте зарисуем доказательства правоты каждой из возникших версий написания.
Работа в группах.
Как поняли смысл, значение слова (за)нос те, кто написал слитно (раздельно)?
Нарисуйте!
(3-я группа рисует обе версии)
Проверка.
Чем является за? Докажите!
Б) – Итак, за может быть и приставкой и предлогом?
- Как же нам узнать, когда и как правильно написать такие совпадающие по звучанию приставки и предлоги?
А каким правилом мы обычно пользовались?
Но ведь со словом занос это правило не сработало. Почему?
Давайте усовершенствуем это старое правило, чтобы оно всегда срабатывало!
6. Выделение деятельностного основания.
А) – Итак, смысл, значение этого услышанного слова может быть понято по - разному.
Чем отличаются эти значения?
Что обозначает слово занос?
Чем является за?
А что обозначают слова за нос? Чем является за?
Просто предмет? Нос? Речь идет просто про нос?
Разве существительные обозначают действие?
Можно сказать под нос, у носа, на носу. Что будут обозначать эти существительные с предлогами?
На доске пишем:
предмет место возле предмета
б) - Давайте составим способ, которым будем пользоваться для различения предлогов и приставок.
Итак, мы выделили 2 возможных значения нашего слова.
Я начну описывать способ, а вы продолжите.
предмет место возле предмета
слитно раздельно
Итак, как же нам различать предлоги и приставки? Как не ошибиться при написании?
Проверим, работает ли наш способ! Как вы напишите у доски?
Что обозначает слово?
Значит, как напишем?
Далее учитель диктует: отвар, на стол, загадка, раскраска, поставить на поднос, поставить под нос.
Проводится проверка написания с проговариванием по разработанному способу.
Домашнее задание.
Придумать и записать такие слова, написание которых может быть разным – и слитным, и раздельным.
Проверить, все ли предлоги попадают в эту схему. - Предлог – это отдельное слово, пишется раздельно. Между ним и словом можно вставить вопрос или другое слово. Приставка – это часть слова, пишется слитно.
Дети называют.
- Слово (за)нос. Его можно написать по-разному.
- за – является приставкой.
- за – является предлогом.
Мы спорим о том, как нужно писать слово (за) нос – слитно или раздельно.
Одни решили, что за – это приставка.
Да, ведь есть такое слово занос.
Давайте посмотрим в словаре значение этого слова.
Это дорога, занесенная снегом, снежный занос.
Нет, мы тоже правы!
- Действительно, ведь можно кого-то схватить за нос, и тогда за - предлог.
Нам не совсем ясен смысл слова, поэтому и написали по-разному, по-разному поняли смысл слова.
Слитно занос
раздельно за нос

рисунки
за – приставка
за – предлог
Смотрим по контексту, определяем смысл, значение слова.
Если можно вставить слово или вопрос, то это слово с предлогом и пишем раздельно, а если не можем ничего вставить, то это слово с приставкой и пишем слитно.
Разный смысл, значение слов может быть разное.
Существительным.
Предмет.
Сугроб, снежный занос.
Приставкой.
Тоже предмет – нос, за –предлог.
Нет, с ним что-то делают, хватают за нос.
- Место возле, около, рядом с этим предметом.
Эту часть способа дети составляют, работая в группах, и рисуют его на листах.
- Посмотреть на значение: если слово обозначает предмет – пишем слитно, это будет существительное с приставкой; если слово обозначает место по отношению к предмету – пишем раздельно, это будет существительное с предлогом.
Место по отношению к предмету.
Раздельно.