Планирование по информатике к учебнику Босова 7 класс на 2 уч. часа.(ФГОС). Рабочая программа по информатике для 7 класса


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Р абочая программа по информатике для 7 класса Ичанского Сергея Владимировича н а 201 4 - 201 5 учебный год ПЭяЯнитХльнТя зТпиЯкТ Рабочая программа по информатике и ИКТ в 7 классе составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курс а информатики и ИКТ для 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы». Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:  Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и с реднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г . №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»͖  Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»͖  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год». Общая характеристика учебного предмета Курс информатики осно вной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или углубленном уровне). В авторской программе учтено, что сегодня, в соответстви и с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ - компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные тех нические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как: 1) расширенный курс в 5 – 9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов)͖ 2) базовый курс в 7 – 9 классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов)͖ 3) углубленный курс в 7 – 9 классах (7 класс — один час в неделю, 8 и 9 классы — по два часа в неделю, всего 175 часов). В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов в рамках каждого из предст авленных выше вариантов учебного плана. В данной программе выбра н третий вариант , плюс 1 час за счет регионального компонента в 7 классе . Таким образом , курс рассчитан на 210 часов с 7 по 9 класс. Цели программы:  формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее резуль таты͖  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.͖  воспита ние ответственного и избирательного отношения к информации͖ развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.  Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ необходимо решить следующие задачи:  создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.͖  сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деяте льности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить͖ планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение зад ачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств͖ прогнозирование – предвосхищение результата͖ контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки)͖ коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки͖ оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача͖  сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково - символическ ую модель͖ умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов͖ умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую͖ умение выбирать форму представле ния информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования͖  сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы͖ поиск и выделение необходи мой информации, применение методов информационного поиска͖ структурирование и визуализация информации͖ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий͖ самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении пробл ем творческого и поискового характера͖  сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации͖ овладения способ ами и методами освоения новых инструментальных средств͖  сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов͖  сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме͖ умения работы в группе͖ умения высту пать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. Место предмета в учебном плане В авторской программе Босовой Л.Л. на изучение курса в 7 классе отводится 3 5 часов . Данная рабочая программа составлена на 70 учебных часа - по 2 час а в неделю. Учебно - тематический план № Название темы Количество часов общее теория практика 1 Информация и информационные процессы 16 16 0 2 Компьютер – как универсальное средство обработки информации 12 12 0 3 Обработка графической информации 14 11 3 4 Обработка текстовой информации 17 12 5 5 Мультимедиа 8 6 2 Резерв 2 0 0 Итого: 70 60 10 Тематические и итоговые контрольные работы: № Тематика Вид Форма 1 Информация и информационные процессы Тематический контроль Электронный тест 2 Компьютер – как универсальное средство обработки информации Тематический контроль Электронный тест 3 Обработка графической и текстовой информации Тематический контроль Электронный тест 4 Обработка текстовой информации Тематический контроль Электронный тест 5 Мультимедиа Тематический контроль Электронный тест 6 Итоговый тест Итоговый тест Тест Формы контроля и возможные варианты его проведения Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В 7 - м классе и спользуется несколько различных форм контроля: тестирование͖ контрольная работа на опросном листе͖ разноуровневая контрольная работа. Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой. Практические контрольные работы для учащихся 7 классов предст авлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям. Сегодня, в условиях личностно - ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету͖ интеграция количественной и качественной оценок͖ перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в т ечение учебного года или даже нескольких лет обучения. Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ Учащиеся должны:  оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.)͖  приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни͖  классифицировать информационные процессы по принятому основанию͖  выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах͖  анализировать отношения в живой при роде, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.  кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования͖  определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фи ксированной длины (разрядности)͖  определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности͖  оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт)͖  оценивать чис ловые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации͖ скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).  анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств͖  ан ализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации͖  определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач͖  анализир овать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера͖  определять основные характеристики операционной системы͖  планировать собственное информационное пространство.  получать информацию о характеристиках компьютера͖  оценивать числовы е параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации͖ скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)͖  выполнять основные операции с файлами и папками͖  оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно - графической форме͖  оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокам ера)͖  использовать программы - архиваторы͖  осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.  анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства͖  определять условия и возможности применения програ ммного средства для решения типовых задач͖  выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.  определять код цвета в палитре RG. в графическом редакторе͖  создавать и редактировать изображения с помощь ю инструментов растрового графического редактора͖  создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.  анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства͖  определять условия и возмож ности применения программного средства для решения типовых задач͖  выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.  создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов͖  форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа͖ форматирование символов и абзацев͖ вставка колонтитулов и номеров страниц)͖  вставлять в документ формулы, таблицы, с писки, изображения͖  выполнять коллективное создание текстового документа͖  создавать гипертекстовые документы͖  выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ - 8Р, Windows 1251)͖  использовать ссылки и цити рование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.  анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства͖  определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач͖  выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.  создавать презентации с использованием готовых шаблонов͖  записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой ди скретизации). Содержание курса информатики и ИКТ 1. Информация и информационные процессы Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность , своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных пр оцессов в системах различной природы͖ их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш - память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хр анящейся на носителе͖ скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информаци и. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. 2. Компьютер – как универсальное средство обработки информации. Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая систе ма. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно - графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивир ование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. 3. Обработка графической информации. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. 4. Обработка текстовой информации. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создан ие, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. 5. М ультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного предста вления мультимедийных данных Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков͖ промежуточной и итоговой аттестации учащихся При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений: 50 - 70% — «3»; 71 - 85% — «4»; 86 - 100% — «5». По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно след ует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку вз аимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется прогр аммой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. • грубая оши бка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения; • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта; • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения; • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Эталоном, относител ьно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»). Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1 - 2 мелких погрешностей; «4» ставитс я при наличии 1 - 2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала): «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей. Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, яв лениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, то чно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутс твующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легк о исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержан ие материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание уч ебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится в следующих случаях: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; - не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому мат ериалу; - отказался отвечать на вопросы учителя. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностны ми результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мир е; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационно й среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обуч ения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми п ри изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответст вия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача; опыт приняти я решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, при менение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и по искового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково - символическую модель; умение строить разнообразные информацион ные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, пр оверять адекватность модели объекту и цели моделирования; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его п реобразованию и применению в учебных, учебно - проектных и социально - проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из я зыков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных уст ройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Перечень учебно - методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ 1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 201 4 . 2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5 – 7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно - измерительные материалы по информатике для G - G:: классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и обр азование». №6 – 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. 4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ( http://school - collection.edu.ru/ ) 5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. dist.lbz.ru/authors/informatika/3/) 6. Операционная система HindoRs 7 7. Пакет офисных приложений >D @ffice 2010 8. Проектор и компьютерная лаборатория Календарно - тематическое планирование 7 класса по информатике на 2014 - 2015 учебный год № урока Дата проведения урока Раздел учебной программы по предмету Тема урока (темы контрольных, практических, лабораторных) Кол - во часов, отвед - е на осв - е прогр - ого материала Основные виды учебной деятельности 1 Информация и информационные процессы ( 16 ч) Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организац ия рабочего места. 1 Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию 2 Информация и еѐ свойства 1 Аналитическая деятельность: • оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; • классифицировать информационные процессы по принятому основанию; • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; • а нализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; • оперировать с единицами измерения количества информац ии (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для 3 Информационные процессы. Обработка информации 1 4 Информационные процессы. Хранение и передача информации 1 5 Всемирная паутина как информационное хранилище 1 6 - 7 Решение задач по темам «Информационные процессы», «Всемирная паутина» 2 8 Представление информации 1 9 Дискретная форма представления информации 1 10 - 11 Дискретная форма представления информации . Решение задач. 2 12 Единицы измерения информации 1 13 - 14 Единицы измерения информации. Решение задач. 2 15 Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы. Решение задач. 1 16 Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы. 1 Проверочная работа хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.) 17 Компьютер – как универсальное средство обработки информации (7ч) Основные компоненты компьютера и их функции 1 Аналитическая деятельность: • · анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; • определять прог раммные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; • определять основные характеристики операционной системы; • планиров ать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: • получать информацию о характеристиках компьютера; • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации , пропускную способность выбранного канала и пр.); • выполнять основные операции с файлами и папками; • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно - графической форме; • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устрой ств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); • использовать программы - архиваторы; • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ 18 Персональный компьютер. 1 19 - 20 Персональный компьютер. Решение задач. 2 21 Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение 1 22 Системы программирования и прикладное программное обеспечение 1 23 Файлы и файловые структуры 1 24 - 25 Файлы и файловые структуры. Решение задач. 2 26 Пользовательский интерфейс 1 27 Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы. Решение задач. 1 28 Обобщение и систематизация основных понятий темы Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. Проверочная работа 1 29 Формирование изображения на экране 1 Аналитическая деятельность: «Обработка графической информации» - 1 4 час ов . компьютера • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • определять код цвета в палитре CGB в графическом редакторе; • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов ве кторного графического редактора 30 - 31 Формирование изображения на экране компьютера . Решение задач. 2 32 Компьютерная графика 1 33 - 34 Компьютерная графика . Решение задач. 2 35 Создание графических изображений 1 36 Создание графических изображений. Решение задач. 1 37 Создание графических изображений. Практическая работа №1 1 38 Создание графических изображений. Практическая работа №2 1 39 Создание графических изображений. Практическая работа №3 1 40 - 41 Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка графической информации. Решение задач. 2 42 Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка графической информации. Проверочная работа 1 43 Обработка текстовой информации ( 17 ч) Текстовые документы и технологии их создания 1 Аналитическая деятельность : • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых ред акторов; • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); 44 Создание текстовых документов на компьютере 1 45 Прямое форматирование 1 46 Стилевое форматирование 1 47 Визуализация информации в текстовых документах 1 48 Распознавание текста и системы компьютерного перевода 1 49 Оценка количественных параметров текстовых документов 1 50 - 51 Оценка количественных параметров текстовых документов . Решение задач. 2 52 Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 4 1 53 Создание текстовых документов на 1 компьютере. Практическая работа № 5 • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; • выполнять коллективное создание тек стового документа; • создавать гипертекстовые документы; • выполнять кодирование декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ - 8P, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных ин формационных объектов. 54 Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 6 1 55 Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа №7 1 56 Оформление реферата История вычислительной техники . Практическая работа № 8 1 57 - 58 Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка текстовой информации. Решение задач 2 59 Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка текстовой информации. Проверочная работа. 1 60 Мультимедиа ( 8 ч) Технология мультим едиа. 1 Аналитическая деятельность: • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создавать презентации с использованием готовых шаблонов; • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). 61 - 62 Технология мультимедиа. Решение задач. 2 63 Компьютерные презентации 1 64 Создание мультимедийной презентации . Практическая работа №9 1 65 Создание мультимедийной презентации . Практическая работа №10 1 66 Обобщение и систематизация основных понятий главы Мультимедиа. Решение задач. 1 67 Обобщение и систематизация основных понятий главы Мультимедиа. Проверочная работа 1 68 Итоговое тестирование. 1 69 - 70 Резерв. Повторение курса 7 класса 2