Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень»


Радченко Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 66
г. Краснодар
Предмет: Русский язык.
Класс: 1-й класс.
УМК: «Начальная школа XXI века».
Тема: «Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень».
Цель: отработать умения находить слова, с помощью которых можно объяснить значение родственных слов.
Мотивация к учебной деятельности.
Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает сказку.
- Жил-был корень- сад-. Один человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
(На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова –садик, садовый, садовник, посадить).
Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово – корень стол.
(столик, настольный, застолье)
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
ВЫВОД: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.
- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о корне слова)
III. Выявление места и причины затруднения.
Игра «Рассели жильцов». (Слайд 2.)
- На доске два домика. В первом живут родственники с корнем – лед-, а втором с корнем – винт.
Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.
Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол.
(записывают в тетрадь и выделяют корень)
Игра «Найди лишнее слово». (Слайд 3)
Учитель читает или слова написаны на доске, ученики называют «лишнее» слово.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
Родственные слова записывают в тетрадь и выделяют корень.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.Слова написаны на доске. (Слайд 4)
Задание: 1) Найди однокоренные слова.
2) Выпиши однокоренные слова и обозначь корень.
3) Какие слова в каждой группе слов нельзя считать однокоренными?
Лес, лесной, лесочек, лесник, роща, лесничий, лесистый, лестница.
Лёд, ледок, ледяной, ледник, сосулька, след.
Поиск родственных слов в тексте. (Слайд 5)
Прочитай текст. Выпиши родственные слова, обозначь корень.
Вася и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок.

Работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1. (Слайд 6)
Задание: 1) Выпиши группы однокоренных слов и выдели корень.
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
КАРТОЧКА № 2. (Слайд 7)
Задание: 1) Выпиши группы однокоренных слов и выдели корень.
Гора, горелка, горка, горный, горение, горит, гористый, горение.
КАРТОЧКА № 3. (Слайд 8)
Задание: 1) Выпиши группы однокоренных слов и выдели корень.
Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
V.Рефлексия учебной деятельности.- Найдите правильное определение корня:
Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень – это главная часть предложения».
Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».
- Какие слова называют однокоренными?
(слова, у которых один корень, в котором заключён общий смысл этих слов)
- Что надо знать о правописании корня в однокоренных словах?
(он пишется одинаково)