Урок русского языка по теме: Обобщение и систематизация знаний о частях слова (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 3 классе УМК «Школа 2100»

Учитель: Решетникова Т. А.

Характеристики урока

Образовательная программа: «Школа 2100»
Класс: 3
Предмет:  Русский язык

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

Цель: Создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
- развитие внимания, речи, наблюдательности;
- воспитание интереса к процессу познания.

Для выполнения данной цели урока были поставлены следующие задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении); упражняться в составлении слов по схемам; подготовить обучающихся к изучению темы "Разбор слова по составу"; - Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь. -Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
-Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Тип урока:  Урок комплексного применения знаний и умений.
Используемые учебники и учебные пособия: Р.Н.Бунеев, Е. В. Бунеева, ОВ. Пронина.
Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть I.
Методы
Иллюстративный (с использованием мультимедиа).
Проблемный диалог.
Самоконтроль с поощрением.
Используемое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный).
Личностные результаты:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

ХОД УРОКА


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


1.
Самоопределение к деятельности
Слайд № 1
-Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке русского языка.
-Думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Какое имеют лексическое значение?
На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением.
А чем еще мы будем заниматься на уроке, вы, чуть позже, скажете сами.











Личностные УУД:
Формируем умение проявлять активность, положительную мотивацию и познавательный интерес к учению

ВЫВОД: - Почему нужно доискиваться до ответов на эти вопросы?
(Если мы познакомились со словом поближе, узнали его значение, растолковали, мы уже никогда не употребим его некстати, не допустим ошибки при написании этого слова).

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


2.
Актуализация знаний.


-Помассируйте точку между большим и указательным пальцами, мизинец правой руки, «браслетик», открываем тетради, записываем число, классная работа.
Ребус (СЛАЙД № 2)
-Изучите содержание слайда, разгадайте ребус.

-Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ
-Что такое история?









- Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.
СЛАЙД № 3


- В каком словаре мы можем это уточнить? СЛАЙД № 4

- Подберите однокоренные слова к слову ЛЕТОПИСЬ.
-Воспользуйтесь словарем и найдите однокоренные слова.
-Какая часть слова помогла образовать это слово?

2. Ассоциации (СЛАЙД № 5)
-Я думаю, что именно исторические знания помогут вам справиться и со следующим заданием. Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.
- Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним:
Золотая
Ледовое
Златоглавая
Смутное
Грозный
Древнерусский
Книгопечатник

-Совпали ваши ассоциации с моими?

-На какие группы можно разделить эти слова?
(СЛАЙД № 6)

-Какие слова называют сложными?
-В какую группу отнесём слово летопись?



(СЛАЙД № 7)


















-Каким способом образованы слова?

– Сформулируйте основной вопрос урока. Какие задачи будем решать? Слайд № 8

– Что нам необходимо повторить?
- Из чего состоит слово?

–Какие части слова входят в основу слова?


-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять состав слова?



– Давайте составим план рассказа о частях слова:

Электронный тренажер
Работа в парах:
Обратимся к электронному тренажеру, чтобы закрепить полученные знания о частях слова.










- Лето и письмо, получилось слово ЛЕТОПИСЬ
-Синоним к слову летопись – история.

-История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.
История – это наука о прошлом человечества.
-Летопись - это запись событий истории, расположенные по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" отсюда название летопись.
В ходе беседы уточняем значение слова по толковому словарю С. И. Ожегова


-ЛЕТОПИСЕЦ, ЛЕТОПИСНЫЙ, ЛЕТОПИСАНИЕ
- Слова образовались с помощью суффиксов.













Орда
побоище
Москва
время
Иван
город
Иван Федоров

(Да)



Слова можно разбить на группы:
Простые и сложные слова

- Сложные слова состоят из двух основ.

- Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.

Простые
слова
Сложные слова


Золотая
Ледовое
Смутное
грозный

Златоглавая
Книгопечатник
Древнерусский
Летопись
Рукописные

2.По частям речи
Существительные
Прилагательные

Летопись
Книгопечатник
Летописец

Златоглавая
Золотая
Ледовое
Смутное
Грозный
Летописный

Разобрать по составу

- Слова образованы с помощью КОРНЯ, ОКОНЧАНИЯ, СУФФИКСА, ПРИСТАВКИ.

- На уроке мы будем разбирать слова по составу, так орфограммы находятся в разных частях слова.
-Мы повторим и закрепим знания, полученные по теме «Состав слова»
-Слово состоит из основы и окончания.

- В основу слова входят Приставка, корень, суффикс

- Слова нужно уметь образовывать, чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно определять место орфограммы в слове, подбирать однокоренные слова.

1.Что такое?
2.Роль.
3.Место в слове
4.Примеры
5.Дополнительные сведения

(Взаимопроверка с фиксацией результатов)
Коммуникативные УУД:
1. Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
2. Формируем умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
3. Формируем умение критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.


ВЫВОД: – Что мы сейчас делали? Какие умения формировали? (Умение работать с информацией, определяли тему и задачи урока)

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


3.
Локализация затруднений.
Планирование деятельности.

Работа в тетрадях

-Запишите слова, опираясь на слова-ассоциации.

-А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу?









-Составим алгоритм разбора слова по составу. Слайд № 9









-Определим место орфограммы в наших словах.
Проверка
·:
В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.
По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.

2. Работа в группах.
Работа с таблицами. Слайд № 10
Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.






походка
слово
сестрицы
река


налетели
ученик
куст
молчит


коньки
мудрец
старость
домик



Проверка. Слайд № 11
- Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?
Запишите в тетрадь предложение






Нам поможет алгоритм разбора слова по составу:
-Измени слово и выдели окончание.
-Отдели окончание от основы и выдели основу.
-Подбери однокоренные слова и выдели корень.
-Найди и обозначь приставку и суффикс.

Составление алгоритма на доске:
1 произнеси слово
2.

3
4.

5.

6.

7. проверка



Работа в тетрадях. Ученики разбирают по составу слова комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм, фиксируют в какой части слова находится орфограмма.







Ученики знакомятся с содержанием таблицы
(Ответы детей)







походка
слово
сестрицы
река
пословица

налетели
ученик
куст
молчит
научит

коньки
мудрец
старость
домик
мудрость



Изменить окончание у слова МУДРОСТЬ.
Пословица научит мудрости.
Регулятивные УУД:
1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с тренажером.
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ВЫВОД: Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно, отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово. Окончание слова изменяет форму слова. Изменили у слова окончание и получили предложение.
«Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


4.
Построение
проекта выхода из затруднений.
Работа с пословицами.
- Мудрость вековая не только в книгах старинных до нас сохранилась. Донесли ее до нас пословицы с поговорками.
- Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой: (запись на доске)
Легко в учении – тяжело в ¬
· (, тяжело в учении - легко в ¬
· (.
Это высказывание принадлежит известному человеку, полководцу Александру Суворову. О подвиге, которого нам предстоит узнать на уроках истории.
- Как вы понимаете значение этого высказывания?
Дополнения:
- Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”.
- Запишите пословицу, разберите по составу слова:
Проверка
Слайд № 12

- Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание:
Индивидуальная работа
Блиц – опрос по карточкам
«Да и Нет»
- Покажите карточкой правильный ответ.
Зеленый цвет- ДА
Красный цвет – НЕТ
1.а) Корень – главная значимая часть слова. б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для связи слов в предложении. б) Приставка служит для образования новых слов.
3. а) Суффикс служит для образования новых слов. б) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении. б) Окончание служит для образования новых слов.
5. Основа – это а) Опорная часть предмета. б) Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь.













- В пословице говориться о походе.













Ответы детей.































Дети карточкой показывают ответы нужным цветом.






А)


Б)



А)



А)



А) и Б)



Регулятивные УУД:
1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом по окружающему миру;
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ВЫВОД: Что помогло правильно составить пословицу? (Мы подбирали слова, к схемам вникая в суть предложения, так как слова в предложении связаны по смыслу.)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


7.
Включение в систему знаний и повторение
- Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
Работа в группах

Вопрос
А
Б
В

1
В какой из строчек все слова являются однокоренными?
А. Горка, гористый, горячий.
Б. Ужалить, жалко, жалоба.
В. Дом, домашний, домишко.


в

2
В какой из строчек все слова имеют приставку по-?
А. Подумать, побежать, поезд.
Б. Потеплеть, поверх, полк.
В. Покатить, подержать, покой.
а



3
В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?
А. Дворик, столик, облик.
Б. Носик, мячик, карандашик.
В. Стульчик, ключик, сникнуть.

б


4
В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание?
А. Орёл, хлеб, подарок.
Б. Загар, улов, страна.
В. Стол, соль, озеро.
а



5
В какой из строчек все слова построены по схеме
¬
· ^ (?
А. Пригородный, подарки, корзинка.
Б. Дошкольный, переходный, подъезд.
В. Перелётные, прохладный.


в

6
В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание?
А. Лужок, морозец, пригород.
Б. Румянец, шкаф, поле.
В. Доплата, звёзды, полесье.
а



- Проверьте правильность расположения ответов по таблице.
Слайд № 13
- Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд № 14)







Ученики в группах знакомятся с содержанием теста, отмечают правильный ответ.
































- Получилось слово СОСТАВ
- Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.
Познавательные УУД:
Формируем умение извлекать информацию, представленную в виде схемы.
Регулятивные УУД:
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Формируем умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
6. Формируем умение осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе

ВЫВОД: - О каком составе мы говорили? – (Мы говорили о составе слова).

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


8.
Рефлексия деятельности
(итог урока)
-А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?




-А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?


-Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?









Рефлексия (Слайд № 15)
- Сегодня на уроке
Я не знал (а) Теперь я знаю
Мне было трудно
Теперь я могу
Мне было легко, потому что
Мне захотелось
-Ребята, я хочу предложить для домашней работы: составить и записать сказку или рассказ о том, как образовалось слово, слово подбираете сами.
-Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.

Ответы детей


ВЫВОД:
-Состав слова может объяснить образование слов.
-Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Личностные УУД: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Регулятивные УУД:
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




























САМОАНАЛИЗ:

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 3 классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов).
Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
Одной из основных линий развития обучающихся средствами предмета «Русский язык» является развитие следующих учебно-языковых умений:
находить в слове окончание и основу; выделить в основе её части (приставку, суффикс);
конструировать сложные слова;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
различать однокоренные слова и формы слова.
.
















15