Технологическая карта по русскому языку на тему Приставка, ее роль в слове (2 класс) УМК Перспектива


Технологическая карта урока русского языка во 2 «А» классе
Автор
Харламова Татьяна Юрьевна - учитель начальных классов
МБОУ «СОШ «Технический лицей»
Обнинск, Калужская область
Класс 2
Предмет Русский язык
УМК, базовый учебник УМК «Перспектива»
«Русский язык 2 класс» (в двух частях) Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Москва, Просвещение 2015 г.
Тема: «Приставка, ее роль в слове»
Тип урока по целеполаганию: урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить обучающихся с новой частью слова – приставкой.
Задачи урока: учить выделять приставку в словах, находить в тексте слова с приставками, правильно употреблять в речи слова с приставками.
Формы организации учебной деятельности: парные, индивидуальные, фронтальные.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать познавательный интерес к наблюдению за словом, интерес к родному языку.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; развивать умение работать с информацией; планировать и выполнять действия
для решения учебной задачи; контролировать оценивать результаты своей работы.
Познавательные: выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать изученный материал.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения и прислушиваться к
мнению других, развивать умение работать в паре.
Этапы урока Ход урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяΙ.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Посмотрите на доску, что за знаки там записаны?
А,В,Г,Д,Е,З,И,К,Л, СЛАЙД 1
- На какие две группы их можно разделить?
Все знают, что согласных звуков в русском языке больше.
С согласных звуков начинаются многие хорошие слова. Вот лишь некоторые из них:
желание
старание СЛАЙД 2
достижение
- Если у вас будет желание работать, если приложите старание на уроке, то непременно нашим достижением станут хорошие результаты и новые знания. Это и есть своеобразный план нашего урока.
- Появилось желание работать? Настраиваются на работу. К.Взаимодействуют с учителем во время приветствия.
Р.Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Минутка чистописания- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать
буквы Я Е Е Ю (чистописание урок 114)
-Что вы можете сказать про эти буквы?-Какая орфограмма в словах(разделительный ь знак)
Найди пары слов: говорить-беседовать, веселье-грусть, месяц-месяц, кружки-кружки. СЛАЙД 3
Выбери предложение с фразеологизмом:
-Держать язык за зубами. (Объяснить фразу)
-Не хорошо показывать людям язык. СЛАЙД 4
Прописывают буквы, слова
Находят пары слов. Определяют: синонимы, антонимы, омонимы, омографы.
Самостоятельно работают в тетради. П.Выделяют существенную информацию.
Р.Дополняют и уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.
ΙΙ.Актуализация знаний.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Прочитайте слова, записанные на доске. Чем они похожи?
цветы
следы СЛАЙД 5
выходы
- Назовите и выделите орфограмму, которая встречается в каждом слове. Вспомним правило, как проверить безударную гласную в корне слова ?- Давайте поиграем в игру «Третий лишний».
Среди этих слов найдите лишнее.
- Я могу эту часть убрать (убираю) и опять приставить
-Как же можно назвать эту часть, если её можно убрать, или приставить к корню?
- Проверим наше предположение по учебнику с.57
Наблюдают за словами, находят лишнее слово, объясняют орфограмму.
Находят лишнее слово
Выходы т.к. в этом слове есть новая часть.
Помощник у доски демонстрирует действия с приставкой.
Формулируют тему урока «Приставка».
Р.Слушают в соответствии с целевой установкой.
П.Выдвигают предположения о теме урока;
отвечают на вопросы.
К.Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме.
ΙΙΙ.
Работа по теме урока.
Построение выхода из затруднения.
- Что нового узнаем на уроке?
1)Что такое приставка?
- Поставьте перед собой задачи:
2)Где стоит приставка в слове?

3)Для чего нужна приставка?

4)Как обозначается приставка?

-На все эти вопросы вам поможет ответить профессор Самоваров на с. 57 в учебнике.
-Поработайте по рядам и изучите информацию:
*1ряд найдёт ответ на 1-ый вопрос.
*2ряд – на 2-ой вопрос.
*3ряд – на 3-ий вопрос.
*А на 4-ый вопрос отвечу я.
Изучают информацию в учебнике на с. 57,
готовят ответы на вопросы.
Р. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания;
-осуществляют взаимоконтроль.
П. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. К.Рефлексируют свои действия,
формулируют собственное мнение и позицию.
ΙV.Первичное закрепление.
Итак, подведём итог нашей исследовательской работы!
это часть слова

стоит перед корнем

служит для образования новых слов

обозначается так ¬

-Так какая же приставка в слове выходы?
-Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.
Возьмем слово выходы.
- Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)
- ход, ходить поход, ходовой
- Далее? (Выделим корень: ход)
- А теперь? (То, что перед корнем это приставка)
- Выделим её и назовем (вы-).У нас получился алгоритм «Как найти приставку»
Подбери однокоренные слова
Укажи (выдели) корень
Отметь часть слова перед корнем – приставку
Назови приставку
-Кто хочет рассказать правило, которое мы сами вывели сегодня о приставке?(1 чел.), потом-хором.
-Ребята, вчера я прочитала интересную статью в местной газете и хочу с вами поделиться информацией.
Вчера в наш сад прилетела птица.
Она перепрыгивала с ветки на ветку. Гостья присела на кормушку, а потом улетела домой.
СЛАЙД 6
- Какая птица могла прилететь на кормушку?
- Как вы можете помочь птицам зимой? Делятся результатами исследования.
Работают у доски.
Выделяют приставку в слове выходы.
Повторяют правило.
Читают вслух текст.
Рассказывают о птицах. Р.Выполняют учебные действия в речевой форме;
П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выполняют практическое задание.
К. Формулируют собственное мнение и позицию.
V
ФизминуткаЯ буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы поднимаете руки, если слово с корнем САД, садитесь. После каждого слова принимаете исходную позицию.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.Если в слове есть приставка - руки на пояс, без приставки –садитесь.
Читать, перечитать, заехать, передумать, ходить, знать, узнать, обдумать, учить, выучить.
Выполняют упражнения. VΙ.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы уже много узнали о приставках, найдите в тексте слова с приставками, выпишите их и выделите приставки. Воспользуйтесь алгоритмом.

-А вот какие ещё есть приставки в русском языке, вы узнаете из задания к упр. 75 на с. 57 . Постарайтесь их запомнить.
-Игра «Ромашка» (1. На лепестках приставки, отрывая их составить слово, 2. В сердцевине слово ДУМАТЬ, подставить приставку, составить слово).-Поработайте в парах. Работа по карточке. Из слогов составить слова(лесной, лесок, лесник, перелесок)
-Проверка.
-Как называются такие слова? (родственные)
-Значение какого слова не понятно? (Перелесок- небольшой лес отделенный от другого леса поляной или лужайкой) - фото СЛАЙД 7
-Какое слово лишнее, почему, как определили?
- С любым из слов составить предложение, подчеркнуть главные члены.
1 ученик работает у доски, остальные работают в тетради, выделяют и объясняют приставки в словах.
Оценивание работы соседа по парте.
Читают вслух.
По одному работают у доски.
Работают в парах образуя новые слова.
Проверяют, исправляют ошибки.
Р.Действуют по инструкции в задании, контролируют свои действия.
П.Владеют общими способами решения конкретных лингвистических задач, произвольно строят речевые высказывания.
К.Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, продуктивно взаимодействуют в паре.
VΙΙ.
Итог урока. Рефлесия. - Что вы узнали сегодня о приставке?
-Для чего же нужны приставки в русском языке?
-Сейчас я бы хотела, что бы вы перечитали ещё раз слова, с которых мы начинали урок.
желание
старание СЛАЙД 8
достижение
-Признайтесь, кто сегодня с желанием работал на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. СМАЙЛИКИ
- Чтобы ещё больше закрепить свои достижения выучите правило на с.57 и упр.76(красный, желтый смайлики), упр. 77(зеленый смайлик)
-Спасибо всем за работу на уроке. Урок окончен.
Отвечают на вопросы.
Чтение вслух.
Оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание в дневник. П.Оценивают процесс и результат деятельности.
К.Рефлексируют свои действий .Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.