Конспект урока русского языка по теме Развитие умения находить грамматическую основу предложения


Русский язык
2 класс «Школа 2100»
Урок закрепления пройденного материала и формирования умений.
Тема урока:
Развитие умения находить грамматическую основу предложения.
Цели урока:
1) закреплять знания о грамматической основе предложения;
2) учить правильно составлять предложения;
3) развивать творческие способности;
4) воспитывать познавательную активность.
Оборудование:
«Снежки», «снежинки», визитки, карточки со словами, магнитофон, иллюстрация «Зимний пейзаж».
Ход урока
1) Организационный момент
- Ребята, сегодня нас ждет много интересного. Вместе мы раскроем некоторые секреты русского языка и даже, возможно, найдем клад.
- Запишите число, «Классная работа».
- Какое время года наступает? (Зима)
- Отгадайте, пожалуйста, загадку.
С неба падали пушинки На замерзшие поля. Ель закутали косынкой, Жаркой шубой – тополя. И укрыли дом и площадь Необычным одеялом. – Как же их зовут? – ты спросишь. Имя здесь я написала. (И.Семенова)
- Какие «опасные места» есть в отгадке?
2) Минутка чистописания
- К нам на урок влетела Снежинка, она любит рисовать зимние слова-узоры.
- Посмотрите, подумайте, прочитайте это слово.
- Что нужно было сделать, чтобы прочитать слово?
- Какую букву будем писать?
- Какие у нее есть секреты?
- Рассмотрите средний узор с этой буквой, подберите слова, где встретим это сочетание.
- Запишите эти соединения, придумайте и запишите свои варианты.
- Рассмотрите нижний узор. Подберите слова, где буква встречается 2 раза, запишите.
3) Словарная работа
- Как думаете, какое самое любимое время года у Снежинки?
- А вам нравится это время? Почему?
- Весело играть зимой с друзьями в снежки. Вот и Снежинка предлагает игру «Попади в цель». Цель – это слово, а снежки – пропущенные буквы.
- Теперь назовите «лишнее слово» («вьюга», «ветреный», «погода», «иней», «мороз», «метель» – отодвинуть в сторону)з_ма п_года ветр_ный м_тель
м_роз хол_ д ин_й в_юга- Что общего у оставшихся слов?
- Прочтите слова еще раз, запишите три из них по памяти (закрываю доску).
Физминутка (социо-игровая по нескольким условиям).
- Давайте поиграем. Встаньте. Если я назову имя существительное - приседаете, слово, в котором есть «ь» – руки вверх, другие слова – ничего не делаете (играть, серебристый, гармонь, морозит, звенеть, ельник).4) Актуализация знаний (мотивация, введение в тему)
- Придумайте предложение, запишите его (с комментированием).
- Найдите главные члены предложения.
- Молодцы, вы составили такое красивое предложение, а я недавно прочитала письмо от мальчика Майкла из страны, где зимы совсем не бывает. Вот что в нем было написано.
«Никогда не видел снега. Здесь ярко солнце. На деревьях сочные.»
- Что вас рассмешило, а, может, удивило?
- А что именно Майкл не знает, не умеет? (правильно использовать грамматическую основу предложения)
- А вы считаете, это необходимо знать и уметь?
- Значит, тема урока? (открываю)
- Давайте сначала поможем Майклу.
- Найдите основу предложений.
5) Практическая часть (формирование умений)
а) Работа в сменных парах.
- Посмотрите на схемы: (кто?), (что делает?), (что?), (что делают?)
- Прочитайте вопросы. Что будут обозначать эти слова в предложении?
- Как по-другому можно назвать такие пары слов? (главные члены, грамматический центр, маленькое предложение, грамматическая основа)
- Составьте предложение по картине с грамматическим центром.
- Скажите его своему соседу по парте (пересадка по хлопку)
– Какие предложения вам понравились?
б) А я придумала такое предложение.
И спящий лес укрыл пушистый снег.
- Найдите его основу.
Физминутка (перекидываем воображаемую снежинку из одной руки в другую, следим глазами за ее плавным движением)
-Вообрази, какого цвета у тебя снежинка? А какие оттенки белого могут быть у снега? (Розовый, голубой, серебристый)
в) Творческое закрепление в форме групповой работы.
- Как вы думаете, какое существительное с каким глаголом нужно соединить, чтобы получилась красивая грамматическая основа?
вьюга поземка метель
злится метет поет
- Поднимите руки, у кого голубые бейджи. Вы придумываете предложение с этой основой и т. д. (выслушивание предложений, выбор лучших).
6) Подведение итогов урока
- Чем мы занимались на уроке?
- Дома сочините небольшой рассказ о зимней природе или о зимних забавах для Майкла. Ему, вероятно, будет очень интересно.
- Ребята, вы сегодня работали замечательно!
- Осталось только отыскать клад. Где же он? (показываю «шифр», включаю музыку)
- Очень осторожно разверните снежинки, ведь они такие хрупкие. Давайте устроим здесь снегопад, чтобы к Новому году выпало много-много снега! Урок окончен. Спасибо за работу.