Урок русского языка «Развитие умения находить грамматическую основу предложения.»

Русский язык
СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Урок 50.
Тема: Развитие умения находить грамматическую основу предложения.
Цель:
– дальнейшее овладение родным языком;
– развитие умения находить грамматическую основу предложения.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.
















– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».

4 3
Словарная работа с введением новых слов.
Знакомство с правописанием слова рябина.
– Отгадайте загадку.

Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)

– Почему её так назвали – рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой. Рябые, говорили в народе.
– А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть такой красивый образ – «костёр рябины красной».
– Кто-нибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Ярко-красный или розовый камень, являющийся известковым отложением морских животных, из него делают украшения.)
Запись слова рябина в тетрадях (с элементами чистописания отдельных соединений по усмотрению учителя).
Звуко-буквенный анализ слова рябина. Выделение опасного места [р'иб'ина].
– Как легче запомнить написание этого слова?
Ассоциации детей, возможно, курочка Ряба.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1 3 1 1. Лингвистический эксперимент.
– Откройте Рабочую тетрадь.
– Что вам было предложено в задании № 6? (Схема и предложение.)
– Какой вариант ответа вы выбрали? (4.)
– Попробуйте закрыть первые два слова в каждом примере.
– Можно ли сказать, что слова молоко, деревья и объявление отвечают на вопрос что? (Да.)
– А можно ли сказать, что они составляют центр предложения? (Нет.) Почему?
– Для ответа на этот вопрос посмотрите ещё раз на слова-названия действий. Кто? или что? будет эти действия производить? (Кошка, ветер, Мишка.)
– Какое здесь будет действующее лицо в каждом примере?
– В каком слове часто заключается подсказка к поиску центра, главных слов в предложении? (В слове-названии действия.)
Вывод. Главные слова (грамматическая основа) в предложении тесно связаны по смыслу, кто-то в предложении должен производить действие. Он называется действующее лицо.
2. Формулирование задач урока.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (Продолжим находить главные слова в предложении.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учиться находить грамматические основы.
Учиться составлять предложения по схемам.
Учиться подбирать слова-названия действий по вопросам.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




·
·I. Развитие умений – применение знания.

1 2 3 2 1 4
Работа в учебнике.
Класс делится на группы по 4–5 человек.
1-е задание: упр. 89 – на умение находить грамматические основы.
– Прочитать задание и договориться в группах о работе.
Взаимопроверка:
– Прочитайте грамматическую основу каждого из четырёх первых предложений. Остальные группы оценивают правильность выполнения.
Читают от групп по очереди по одному предложению.
Вопрос-провокация:
– Можно ли в концовке стихотворения найти грамматическую
основу нашла гриб? Почему? Кто будет находить? Гриб? А кто же будет действующим лицом в предложении? (Я.) Значит, какая будет грамматическая основа? (Я нашла.)
2-е задание: упр. 90 – на умение составлять предложения по схемам.
Пронумеровать схемы и составить предложения по двум любым схемам.
Взаимопроверка:
– От каждой группы читают предложения, а остальные определяют, какой схеме они соответствуют.
Вывод: что обязательно должно быть в предложении? (Центр, главные слова, грамматическая основа.)
3-е задание: упр. 91 – на умение восстановить вопросы в диалоге на основе ответов-названий действий.
– Восстановите в диалоге нужные слова. Обоснуйте свой выбор.
Каждая группа предлагает свой вариант диалога. Обосновывают по одному примеру от группы.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось восстановить вопросы?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.


Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.












·V. Итог урока.

– Над развитием какого умения работали на уроке? (Находить главные слова (грамматическую основу) в предложении, составлять предложения по схемам.)
– Понравилась ли вам работа в группах? Почему?
Можно обсудить, получить помощь, лучше понять. 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?











V. Домашнее задание.


1. Упр. 73 («Дидактический материал»).
2. П. Задание № 10, тема 6 в Рабочей тетради.


Деятельность учеников:
– Ставить к словам вопросы.
– Классифицировать слова по вопросу.
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.









© ООО «Баласс», 2012


13 PAGE 14215



Заголовок 315