Тема урока: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.


Класс: 2
Тема урока: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Цель: развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Планируемые результаты:

Предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.

Метапредметные:
-коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; учить работать в паре.


-регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-познавательные: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Этапы урока

Деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
   

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Настрой на дальнейшую деятельность.   
Эмоционально-положительный настрой на урок (Л)

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотней
Сделать слово из частей.
Итак, внимание!
-Какие части слова вы знаете?
- На предыдущих уроках мы знакомились с корнем слова.
- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?
Что такое приставка и что вы знаете оприставке?

- А сейчас откроем учебники на стр. 64.
Упр84
Как называются изображённые на них инструменты?
Как называют музыкантов, которые играют на этих инструментах?
Какая тема нашего урока?







- Приставка, корень, суффикс,
Окончание.
- Это главная часть слова, в которой заключен смысл всех родственных слов.



-Суффикс. После корня.

-Суффикс.
-Суффиксы.





Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают осознанно(П,К)





Анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока (Л,П)

  3.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Наблюдение за ролью суффикса в слове. Определение суффикса.
Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас.

прогнозируют предстоящую работу (Р)


4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом.

 1) Упражнение №85стр.64.Запишите слова названия спотсменов.
-Запишите слова. Выделите корень и суффикс.
- Как изменилось значение слова?
3)Игра «Побудь волшебником».
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
4)Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?
5)Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.
Во-первых: они из одних слов
могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение. А если отбросить суффикс, да использовать ещё и приставку, то же что-нибудь получится, например: неуч.
Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.
Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.
6)Роль суффиксов в словах.
а) Допишите  суффиксы-ОНОК-  или
-ЁНОК-
МЕДВЕЖ_______             ТИГР_________
БАРСУЧ_________           ПОРОС_______
ГАЛЧ____________          ЛЬВ__________
ЗАЙЧ____________ 
ЖЕРЕБ_______ 
в) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.
Женя-Женечка                  Соня-
Таня-                                   Валя-
Оля-                                     Аня-           
г) Отгадайте загадку. Назовите слова с суффиксом -ИЩ-. В каком слове этот суффикс нельзя выделить? Выделите суффиксы.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.




-Маленький зуб или ласково назвали зуб.
-Тонкий лёд.
-Маленький глаз.
-Ласково о мёде.
-Разные. Меняется значение слова.





-Носик, домик, хвостик, столик.


-Это часть слова, которая стоит после корня и помогает образовывать новые слова.
-Что такое суффикс.
-На место суффикса в слове.
-О «работе» суффикса.
















Дети работают в парах.
Образуют новые слова с предложенными суффиксами.
























-Лишнее слово чище.




Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К)







Приобретают умения в образовании новых слов (П)

Формулирование определения «суффикс» (П)







Развивают умение извлекать информацию, запоминать слова учителя (П)

Сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л)









Вырабатывают умение составлять слова с предложенными суффиксами (П)















Вырабатывают умение образовывать новые слова и выделять в них суффикс (П)




Анализируют текст на основе прочитанного и выявляют лишнее слово (П)



5.Физминутка

Смена видов деятельности.


6. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
 

1)Работа над словообразованием.Упр87
-Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова.
использовать суффиксы.
Вова Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно?
. . . Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра гостят у бабушки в деревне.

Без суффикса был простой предмет, после прибавления суффикса, слова изменились, стало сначала уменьшительно-ласкательным, а затем наоборот это что-то большое.

Дети работают в парах.















Самостоятельная работа учащихся.

Выявляют роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов (П)






Анализируют текст, находят однокоренные слова и выделяют корень (П)

------







7.Итог урока.

-Чему мы учились на уроке?
-Что же такое суффикс?
-Что ещё вы о нём знаете?
-Какую роль играют суффиксы в словообразовании?
-Кто остался доволен своей работой?
-За что вы можете себя похвалить?               
Самооценка работы на уроке.
Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

8.Домашнее задание. 

Р.т. стр.27 упр. 147, упр. 148

Записывают домашнее задание в дневник


























































15