Урок русского языка во 2 классе: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса.»


Конспект урока по русскому языку
Тема: Роль суффикса в слове. Определение суффикса.
Программа: «Школа 2100»
Класс: 2 «б»
Тип урока: Урок развития умений.
Учитель: Кобикова Наталья Эдаурдовна – учитель начальных классов, 1 квалификационной категории.
Цель:
Развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о роли суффикса в слове, закрепить знания о суффиксе.
2. Развивать умение находить и выделять суффикс в словах, образовывать слова с помощью суффиксов.
3. Формировать коммуникативные навыки, умение адекватно оценивать результаты своей работы.
Наглядность к уроку:
Презентация (слайды); интерактивная доска MimioStudio (слайды); индивидуальные карточки.
Этапы урока Ход урока Развитие универсальных учебных действий
1.Организационный момент
У вас на парте все в порядке?
Готовы мы начать урок?
Урок у нас сегодня важный!
Добыть чтоб знанья каждый смог!
- Откройте тетрадь. Запишите число, «классная работа», «словарь».
Познавательные УУД
1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
2. Словарная работа
Разгадывание кроссворда
-62865762000
3.Актуализация знаний
- Угадайте словарное слово, запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните опасное место. (1 ученик записывает отгаданные словарные слова в кроссворд на доске, остальные ученики выполняют это задание в тетради).
Кроссворд:
Страна, в которой мы живем.
Население страны.
Язык, на котором говорят россияне.
Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети…
Бывает «классная», бывает «домашняя».
Столица нашей Родины.
Самопроверка: сверьтесь с записью на доске.
- Кто записал все слова верно, оцените себя. У кого были ошибки – исправьте.
- Какое слово высветилось в кроссворде? (Состав)
- Как вы понимаете слово «состав»?
5764530-22860(Ученик дома работал со словарем, добавляет).
- Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные).
- Как думает, о каком составе мы будем говорить сегодня на уроке? (О составе слова).
- С какой частью слова уже познакомились? (С корнем)
2106930374650- Что знаем о корне? (Корень – главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается .).
- Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов, найти слово, с помощью которого их можно объяснить, выделить общую часть).
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
На доске появляются карточки, на которых записаны однокоренные слова с разными суффиксами: лесок, часок, лесник, часик.
- Прочитайте слова, на какие группы можем их разделить? (На две группы однокоренных слов).
- Назовите эти группы. (Лесок, лесник; часок, часик).
- Запишите слова в тетрадь по группам, выделите корень.
- Посмотрите внимательно на слова, кто вспомнит, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс).
- Сформулируйте тему урока. На доске появляется табличка «Суффикс».
- Укажите, какие вопросы можем рассмотреть в этой теме? Составим план работы. Помогут нам в этом слова-помощники.
На доске появляется:
Что… (такое суффикс)
Где… (находится в слове)
Зачем… (нужен)
Какие… (бывают суффиксы)
Физкультминутка.
Упр.123 (устно)
- Прочитайте слова. (Зубок, ледок, глазок, медок)
- Найдите общую часть в словах (-ок-).
- Как она называется? (Суффикс).
- Как она выделяется? Выберите среди данных символов тот, с помощью которого выделяется суффикс. (˄)- Можем ответить на первый пункт плана: что такое суффикс? (Да, это часть слова).
На доске (в плане) появляется табличка «часть слова».
- Прочитайте второй пункт плана, можем ли дать ответит на него (Да. После корня).На доске (в плане) появляется табличка «после корня».
- Чтобы ответить на третий вопрос плана, мы послушаем сказочную историю (просмотр фрагмента презентации «Игры и задачи»).
- Вернемся к нашему плану: зачем же нужен суффикс в словах? (Для образования новых слов).
На доске (в плане) появляется табличка «для образования новых слов». Регулятивные УУД
1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Развитие умений – применение знания. Работа с презентацией (слайд).
- Сейчас мы образовывать новые слова.
- Прочитайте слова (слон, кит, заяц, медведь, кот). Какой детеныш у каждого животного? (Проверяем по одному слову). Какие суффиксы нам помогли в этих превращениях?
(- онок -, - ёнок -).
- Как суффиксы изменяют смысл слова? (Появляется значение «детеныш»).
2. Работа в парах (Допиши суффикс –онок - или – ёнок -).
(Карточка № 1)
На доске (в плане) появляется табличка «-онок-, -ёнок- «детеныш»
Игра «Побудь волшебником» (Карточка № 2)
- Давайте превратимся в волшебников. Образуем новые слова с помощью суффиксов – ок -, - ик - .
Дети выполняют задание на индивидуальных карточках. Проверка осуществляется на интерактивной доске (предметные картинки перетащить в два столбика под соответствующие суффиксы). Самооценка.
- Какое значение появилось в образованных словах. (Уменьшительно-ласкательное).
На доске (в плане) появляется табличка «-ок-, -ик- уменьшительно-ласкательный»
- На основе проведенных наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану. (Суффикс – это часть слова. В слове стоит после корня. Служит для образования новых слов. Суффиксы -онок-, - ёнок- обозначают детенышей животных; - ик-, -ок- уменьшительно-ласкательные).
- Сравните свой вывод с авторским определением в оранжевой рамке учебника (с.90).
- Наши выводы оказались верными? (Да.)
4. Игра «Найди меня».
Вызываются 6 человек – суффиксы. У других детей на партах предметные картинки. Найди тот суффикс, с помощью которого образуется новое слово.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать речь других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развитие умения выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6. Итог урока.
- Итогом нашего урока будет следующее задание. Возьмите карточку № 3 и с помощью желтого маркера выберите правильное утверждение:
Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс – это часть предложения»
Мальвина сказала: «Суффикс – это часть слова».
Незнайка сказал: «Суффикс – это слово».
Где в слове стоит суффикс?
Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова»
Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
Зачем нужны суффиксы?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова»
Незнайка сказал: «Просто так».
- Вам понравился сегодняшний урок? Оцените себя (дети рисуют солнышко, если все удалось на уроке; солнышко с тучкой – если были ошибки; тучка – надо еще поработать). 7. Домашнее задание.
Домашнее задание (по выбору детей)
Упр. 105 (д.м.)
Сочинить сказку о суффиксах -ок-, -ик-.
Подобрать группу слов так, чтобы можно было поиграть в игру «Третий лишний».
Деятельность учеников:
– Выделять корень в однокоренных словах.
– Характеризовать роль суффикса в слове.
– Выделять суффикс в доступных словах.
– Образовывать слова с помощью суффиксов.
Приложение № 1:
Карточка № 1
Прочитай слова.
Допиши суффиксы – онок - или – ёнок –
тигр__________ галч__________
лис__________ бельч_________
козл_________ барсуч_________
ворон________ волч___________ Прочитай слова.
Допиши суффиксы – онок - или – ёнок –
тигр__________ галч__________
лис__________ бельч_________
козл_________ барсуч_________
ворон________ волч___________
Приложение № 2:
(Карточка № 2) Прочитайте слова. Образуйте новые слова с помощью суффиксов – ок -, - ик - . Запишите слова в два столбика.
Стол, дом, пирог, голубь, паук, торт, гвоздь, гриб.
- ок - - ик –
235775516510____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Карточка № 2) Прочитайте слова. Образуйте новые слова с помощью суффиксов – ок -, - ик - . Запишите слова в два столбика.
Стол, дом, пирог, голубь, паук, торт, гвоздь, гриб.
- ок - - ик –
235775516510________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 3:
(Карточка № 3). Выберите правильное утверждение:
Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс – это часть предложения»
Мальвина сказала: «Суффикс – это часть слова».
Незнайка сказал: «Суффикс – это слово».
Где в слове стоит суффикс?
Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова»
Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
Зачем нужны суффиксы?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова»
Незнайка сказал: «Просто так». (Карточка № 3). Выберите правильное утверждение:
Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс – это часть предложения»
Мальвина сказала: «Суффикс – это часть слова».
Незнайка сказал: «Суффикс – это слово».
Где в слове стоит суффикс?
Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова»
Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
Зачем нужны суффиксы?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова»
Незнайка сказал: «Просто так».