Классный час Совместный труд


Учитель: Тимофеева Л.В.
Тема: Совместный труд в семье.
Цель: Формирование у детей потребности выполнения трудовых обязанностей в семье для создания тёплых семейных взаимоотношений.
Подготовительная работа. Анкета для учеников.
С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
Есть ли у тебя постоянные обязанности? Какие?
Часто ли родителям приходится заставлять тебя выполнить ту или иную работу по дому?
Что тебе нравится больше из домашних дел?
Что тебе не нравится делать по дому?
Насколько качественно ты выполняешь то, что тебе поручили?
Хвалят ли тебя за выполненную работу?
Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе этого сделать?
Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями?
Что ты при этом чувствуешь?
Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?
Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
Ход занятия.
Анализ анкетирования
- Проанализировав ваши анкеты, я обнаружила, что не все дети имеют постоянные обязанности. Не всегда отзываются на просьбы родителей о помощи по дому или делают это кое-как… и т.д.
2. Мотивация к деятельности.
- Посмотрите на тему нашего занятия. - Выскажите свои предположения, что такое совместный семейный труд? - Обязан ли каждый член семьи выполнять работу по дому? - Может ли эта работа повлиять на отношения между членами семьи? (Высказывания детей)
3. Анализ рассказа
- Прочитайте рассказ про двух сестёр.
«В субботу папа и мама ушли на рынок за покупками, а Люда и Зина остались одни дома. Перед уходом родители попросили девочек убрать квартиру, всего две комнаты: «Решите сами, кто какие обязанности будет выполнять: кто из вас вытрет пыль с мебели, кто пропылесосит, а кто помоет пол в комнатах». После ухода родителей старшая сестра Люда села смотреть любимую телепередачу по телевизору, забыв про родительскую просьбу. Младшая сестрёнка Зина решила, что убрать можно будет позже, и пошла играть в куклы. Время пронеслось незаметно, вскоре пришли мама и папа. Они увидели, что их дети даже не принимались за домашнюю работу и очень расстроились».
Вопросы для обсуждения:
Про кого этот рассказ?
В чём заключалась просьба родителей?
Почему она не была выполнена?
Какие чувства испытали родители, вернувшись, домой?
-  Ребята, у каждого члена семьи есть не только свои потребности и желания, но и обязанности. Родители любят своих детей, желают им только добра, если понадобится, приходят на помощь. Дети тоже всегда должны помогать родителям, выражая этим свою любовь.
У кого-то из вас была похожая ситуация? Какой выход вы нашли из неё?
Работа в микрогруппах
- Что бы вы посоветовали девочкам?
- Предлагаю поработать в группах и придумать продолжение рассказа.
(Например. Сёстры увидели, что их родители сильно расстроились, и им стало стыдно от того, как они нехорошо поступили. Люда и Зина вспомнили, как родители их любят, всегда заботятся, несмотря на усталость после работы и собственные желания. Ведь когда любишь, то сделаешь всё, чтобы принести радость любимому человеку. Девочки неуверенно подошли к маме и папе, обняли их и попросили прощения. Потом родители пошли на кухню готовить обед, а сёстры распределили, кто из них будет вытирать пыль, пылесосить, мыть пол. Вместе они справились быстро. Родители были рады, что девочки поняли свою неправоту)
4. Анализ ситуации. Работа в микрогруппах
- Скажите, ребята, а должны ли родители платить детям деньги за выполнение работы по дому?
- Прочитайте пример жизненной ситуации и подумайте, к чему могут привести такие семейные отношения.
Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочь очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку»
Обсуждение в микрогруппах.
Вывод. Семью характеризуют не только родственные связи, но и совместный труд, совместное ведение хозяйства. В той семье бывает все хорошо, когда обязанности между членами семьи распределены правильно: старшие помогают младшим. Мама выполняет какие-то важные хозяйственные дела – готовит, стирает. Папа занимается ремонтом. Дети помогают убирать квартиру. В такой семье все любят друг друга, живут дружно, у них хватает время и на труд, и на отдых. Если вся семья работает над достижением одной цели, заинтересована в успехе общей работы, то это приносит в семью взаимопонимание и любовь. Члены семьи начинают проявлять больше заботы и поддержки, учатся помогать друг другу.
5. Рефлексия
- Итак, какую тему мы сегодня обсуждали? (совместный труд в семье)
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
ЛЮБОВЬ
ЗАБОТА
ТРУД В СЕМЬЕ
- Давайте составим схему «Солнышко», которая расскажет о том, какую пользу он принесёт в семью.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ




ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ
ОБЯЗАННОСТЬ

На этом же занятии можно предложить составление Памятки «Как развить в себе желание выполнять домашние дела»
- Что делать, ребята, если совсем не хочется выполнять домашние дела, но и расстраивать своих родителей, а тем более ссориться с ними из-за этого, тоже не хочется? (предположения детей)
- Может быть, придумаем какие-то правила, которых следует придерживаться для того, чтобы домашние дела не были в тягость?
Далее обучающиеся, работая в микрогруппах, составляют по 2-3 правила (учитель помогает, корректирует)
После обобщения выстраивается «Памятка»
Например.
1. Представь себе, как твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей
Приступая к делу, включи свои любимые мелодии. С ними работа будет веселее.
Выполнив часть работы, оцени её и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих усилий.
Если устал, потанцуй и немного передохни.
Закончив работу, ещё раз посмотри на свою работу, исправь, что не получилось, похвали себя за сделанное дело.
Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
Никогда не злись по причине того, что тебе пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть свою лень, своё нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё получится!