Методическая разработка по формированию словарного запаса у детей . Лексическая тема Овощи


Методическая разработка.
Рекомендации для родителей по формированию словарного запаса по лексическим темам.
Лексическая тема "Овощи"
Словарь:
Существительные: огород, морковь, помидор, огурец, лук,  репа, капуста, суп, овощи.
Глаголы: сажать, поливать, расти, срывать, мыть, чистить, резать, варить,  кушать, давать.Прилагательные: круглый, длинный, красный, зелёный, жёлтый, вкусный, сладкий, горький, мягкий, твёрдый, большой, маленький; чистый, грязный.Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, наш, вот, это, тут, там. 
Родителям рекомендуется:
1.Развивать понимание речи и активный словарь по данной теме.
   Для этого необходимо  прочитать изучаемый на неделе словарь и грамматические категории  в рамке-указателе.
2. В общей тетради нарисовать или наклеить вместе с детьми картинки с изображением   овощей. Рассмотреть натуральные овощи, дать ребёнку попробовать их на вкус.
3. Проводить с детьми речевые игры и упражнения.
 «Покажи-назови»
Задача: развивать понимание речи, умение правильно называть овощи.
Описание: Перед ребёнком раскладываются овощи.
Инструкция на понимание речи: - Покажи морковь (репу, картошку, лук…).
Вопрос на активизацию речи: - Что это? (Побуждайте к произвольному или отражённому воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания:                           - Это лук.) «Один-много».
Задача: Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа.
Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи сначала в количестве одного, затем во множественном числе.
Инструкция на понимание речи: Покажи, где огурец (где огурцы).
Вопрос на активизацию речи:  - Скажи, что это? (огурец-огурцы и т.д.)
 «Большой-маленький».
Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи большого и маленького размера.
Инструкция на понимание речи: - Покажи, где большая морковь (где маленькая морковка).            - Покажи, где лук  (где лучок).
Задание на активизацию речи:  - Скажи, что это? (большой лук, маленький лучок  и т.д.)
«Чего нет?»
Задача: развивать зрительное внимание и память.
Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки или натуральные овощи и попросить назвать их.  Затем спрятать  1 картинку или овощ  и спросить:  - Что пропало?
«Какой, какая, какие?».
Задача: Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества овощей.
Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные овощи.
Инструкция на понимание речи:- Покажи, какой овощ красный? (круглый, сладкий, большой)
Задание на активизацию речи:  - Скажи, огурец по цвету, какой? (зелёный)
«Скажи, где?».
Задача: Учить понимать и употреблять предлоги: НА-В.
Описание:
Инструкция на понимание речи: - Покажи, какой овощ растёт в земле? (лежит на тарелке)
Задание на активизацию речи: - Скажи, где лежит лук? (на столе) Где лук растёт?                  (в земле)
«Приготовим суп».
Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с овощами действия. Употреблять фразы типа: Мама варит суп. Мама режет лук. Мама чистит картошку.
Описание: во время игры (приготовление супа) обратите внимание ребёнка на то, какие  овощи вы берёте и что с ними делаете.  Объясните малышу, что овощи надо помыть, затем почистить, порезать, сварить, скушать. Предлагайте повторить названия производимых действий.
 
4. Выучить с детьми пальчиковую гимнастику.
 
«Мы капусту солим»
Мы капусту рубим-рубим,               попеременно стучать ребром ладоней по столу.
Мы капусту солим-солим.                перебирать тремя пальчиками обеих рук - имитация
                                                                           «соления» капусты.
Мы капусту трём-трём.                     ритмично тереть ладони друг о дружку
Мы капусту жмём-жмём.                 ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук
И в суп кладём.                                  сделать из кистей горсть и развести рук
 
5.  Рассказать  детям сказку  «Репка».
Задача: Развивать понимание содержания сказки и вопросов по прочитанному. Учить договаривать слова и фразы при слушании сказки.
Описание задания: Читайте сказку выразительно и привлекайте детей к договариванию слов и фраз из сказки, к ответам на вопросы по содержанию:
- Кто посадил репку? 
- Что посадил дед?
- Какая выросла репка? 
- Что стал делать дед?
- Кого позвал дед?  И т.д.
 
6. Развивать мелкую  моторику  и зрительное  восприятие.
- «Выложи из палочек»  (забор)
- «Собери картинку с овощами» (кубики, разрезные картинки  из 2-4 частей)
- «Раскрась овощи».