Конспект урока Дополнительное образование -как элемент системы образования

1

Тема1.1.1. Дополнительное образование детей как элемент единой системы образования.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: лекция

Методы:
-информационно-развивающие (разъяснение, беседа)
- словесные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа с источником информации

Цель: опеделить место дополнительного образования детей в современной системе общего образования

Задачи:
- познакомить учащихся с понятием дополнительное образование;
- развивать способности анализировать, делать выводы, выделять главное.
- содействовать формированию интереса к учебному предмету, побудить учащихся к активности

Наглядное обеспечение урока: Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», тетради, ручки.

Структура урока:
1) Организационный этап.(5 мин)
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 мин)
3) Актуализация знаний.(3 мин)
4) Первичное усвоение новых знаний.(55мин)
5) Физминутка.(3 мин)
6) Первичное закрепление.(15 мин)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (7 мин)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин)

Ход урока

Этапы урока
Цель
этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Отводимое время

Организационный этап.
- приветствие, фиксация отсутствующих; -проверка подготовленност -организация внимания шк-ов;
- «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»
-«Ладошка к ладошке».
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, –размышление;
второй, самый легкий, – подражание;
третий, самый горький, – опыт. Конфуций.
-Как вы понимате эти слова?
- Приветствие учителя -Рапортичка (определение отсутствующих).
5 мин

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Обеспечить мотивацию учения школьников, постановка ими целей урока
-Тема нашего занятия «Дополнительное образование детей как элемент единой системы образования.» (запись на доске)
-Как вы понимаете тему урока?
-Какие цели мы определим для нашей работы на уроке?

-Формулирование целей и задач урока самими учащимися
-Дополнительное образование это
-Определить что такое дополнительное образование?
-Какое место занимает ДО в системе общего образования?
7 мин

Актуализация знаний.
-Актуализация субъектного опыта уч-ся
-Что вы знаете о дополнительном образовании? - Что ещё вы хотели бы узнать по данной теме?
-Ответы учащихся
3 мин

Первичное усвоение новых знаний
-Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала: -Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация
-А сейчас откроем Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- статье 10, п. 2 Федерального закона
- статье 23, п. 3 Федерального закона





-статья 75 Федерального закона
-Записи учащихся в ходе лекции
-(работа с ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», состветствующие записи в тетрадь)

-место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.
-уточняется, что организация дополнительного образования это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам -дополнительное образование детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности
55 мин

Физминутка
снять напряжение у учащихся путем переключения  на другой вид деятельности
- И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. «Раз» - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. «Два» - и. п, «Три», «четыре» - то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
-И. п. - основная стойка. «Раз» - хлопок в ладоши за спиной руки поднять назад возможно выше. «Два» - движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы.
Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
- И. п. - сидя на стуле. «Раз» - голову наклонить вправо. «Два» и. п. «Три» - голову наклонить влево. «Четыре» - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Учащиеся под руководством учителя выполняют упражнения
2-3 мин

Первичное закрепление
Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
-На что направлено дополнительное образование?








-Что включает в себя система дополнительного образования?








-Как должны существовать дополнительное образование и основное? Почему?
Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени.
- дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием.
- основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны
15 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
-конспект
-Реферат «История возникновения дополнительного образования» (самостоятельная работа №1)
Фиксирование домашнего задания в тетрадь.
5 мин

Рефлексия (подведение итогов занятия)
Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества -Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

-Какие цели мы ставили в начале занятия?
-Добились поставленных целей?
-Сообщение оценок учителя

-Подведение итогов самими учащимися
5 мин



















Лекция
Тема1.1.1. Дополнительное образование детей как элемент единой системы образования.

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация.
Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. начал действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который сменил принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).
Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного 
образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др.
Практика показывает, что требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если 
школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.
Дополнительное образование – фабрика мотивации развития личности. Сфера дополнительного образования по своей природе обладает уникальным мотивационным потенциалом, обеспечивающим высокий познавательный интерес и высокую степень личностной заинтересованности обучающихся. Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315