План работы учителя физики с учащимися 9 классов при подготовке к ОГЭ

Пояснительная записка
            Рабочая программа дополнительных занятий «Подготовка к ГИА по физике», составлена и согласованна с авторской программой 7,8,9 классов А.В.Перышкина, Е.М.Гутник, в соответствии с требованиями проведения государственного экзамена в 9 классе. Ведущая идея программы – показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы, подготовить учащихся к олимпиадам, ГИА по физике.

Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена программа
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ на основании приказа Министерства образования РФ от09.03.2004.г. №1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. №889.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089.
Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2016 -2017 учебный год.

Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрения учащихся. Задачи программы – расширение знаний учащихся по физике, приобретение практических, информационных, коммуникативных умений учащихся;      развитие интеллектуальных и творческих способностей   в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ;   повысить физическую  культуру учащихся, перейти от репродуктивного усвоения материала (простого усвоения материала) к творческому. Развить у учащихся самостоятельность в обращении с измерительными приборами.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. И период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:

- развитие интереса к физике, решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения школьных физических задач.

Эта программа направлена на дальнейшее совершенствование уже усвоенных  умений, на формирование углубленных знаний и умений. Здесь школьники с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значения задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачей. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. Особое внимание уделяется последовательности действий, анализу полученного  ответа, перевод единиц в дольные и кратные. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу,  последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач различной сложных задач. Для решения поставленных задач  используется технология личностно ориентированного обучения (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей. Занятия предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.   Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение  и опыты, игры, и другие формы,  при этом активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.



Содержание программы дополнительных занятий

Силы в природе. Гидростатика. Аэростатика Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосфер
·ное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости Воздухоплавание. Элементы статики: плечо силы, момент силы, условия равновесия рычага, подвижный и неподвижный блоки.
Тепловые явлении Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы её измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели.
Электрические явления Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля-Ленца.
Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения амперметром и вольтметром. Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников.
Световые явления. Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения, преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы. Построение в линзах. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения и способы их устранения.
Прямолинейное и равнопеременное движение, их графическая интерпретация. I-й, II-й, III-й законы Ньютона. Решение задач на применение законов Ньютона. Колебания и волны. Законы сохранения в механике. Расчет КПД механизмов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения. «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи, применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах. Владеть теоретическим материалом. Знать формулы.

Ожидаемые результаты обучения:
1. Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики.
2. Формирование  четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту.
3. Повышение самооценки учащимися собственных знаний по физике.
4. Преодоление убеждения «физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится».
5. Повышение познавательного уровня к предмету на занятиях.
















Курс рассчитан на 1 час в неделю ( 26часов)
Тематическое планирование

п/п
Тема урока

урока
Дата


Курс 7 класса

1
Центр тяжести. Центр масс.
1
13.10


2
Закон Гука. Сила тяжести.
2
20.10


3
Равновесие тела с закрепленной осью вращения.
3
27.10


4
Момент силы.
4
03.11


5
Гидростатика, аэростатика жидкости и газа
5
10.11


6
Закон Паскаля. Гидростатическое давление.
6
24.11


7
Текучесть. Давление.
7
01..12


Курс 8 класса

8
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
1
08.12


9
Решение качественных задач.
2
15.12


10
Процессы плавления отвердевания, кипения, испарения, конденсации.
3
22.12


11
Решение задач на расчет КПД теплового двигателя.
4
12.01


12
Решение задач на закон Ома.
5
19.01


13
Методы расчета эквивалентных сопротивлений.
6
26.01


14
Параллельное и последовательное соединение проводников.
7
02.02


15
Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца.
8
09.02


16
Решение задач по оптике.
9
16.02


17
Решение задач по оптике.
10
02.03


Курс 9 класса

18
Графическое решение задач по кинематике.
1
09.03


19
Решение задач на движение тела под действием силы тяжести.
2
16.03


20
Решение задач на законы Ньютона
3
23.03


21
Решение задач на применение законов сохранения энергии и импульса
4
30.03


22
Решение задач на расчет КПД механизмов
5
13.04


23
Решение комплексных задач
6
20.04


24
Лабораторные работы по механике
7
27.04


25
Лабораторные работы по электричеству
8
04.05


26.
Лабораторные работы по оптике
9
12.05





Литература
1. А.П. Рымкевич Сборник задач по физике, Дрофа, М.2006г
2. Л.А. Кирик Самостоятельнве и контрольные работы по физике 9 класс, Илекса, М. 2014г
3. Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике 8 класс, Илекса, М. 2013г
4. Тематические и типовые варианты ОГЭ по физике под редакцией Е.Е. Камзеевой, Национальное образование, М. 2014-2015г.
5. Интернет ресурсы.












15