Разработка урока по истории Дворцовые перевороты для 7-ого класса


Тема урока: « Внутренняя политика Екатерины II»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы контроля на уроке: беседа по теме, составление и заполнение таблицы.
Целевая направленность - рассмотреть деятельность Екатерины Великой во внутренней политике.
Цели:
Образовательная – ответить на проблемный вопрос, поставленный учителем, разобраться в сути внутренней политики великой императрицы. Познакомить учеников с новыми определениями : «просвещенный абсолютизм», наказ, уложенная комиссия, секуляризация.
Развивающая - формировать универсальные учебные действия: научить ребят логически размышлять, обобщать, давать оценку, делать выводы, заполнять таблицы, составлять характеристики исторических деятелей, работать с текстом учебника.
Воспитательная – формировать интерес к истории своего прошлого, формировать интерес к изучаемой теме.
Оборудование урока: учебники, портрет Екатерины II,доска, проектор,
презентация учащихся « Личность Екатерины II».
Ход урока:
I.Приветствие. Организационный момент
Вступительное слово учителя:
-Итак, ребята сегодня мы познакомимся с императрицей, которая вошла в историю, как великая императрица. Екатерина Великая. В нашей истории есть только два правителя, которые вошли в историю как великие правители. Наша задача сегодня и на последующих уроках решить историческую задачу, ответить на вопрос: « Почему Екатерина вошла в историю как Великая императрица?». Мы должны разобраться в ее правлении, какие мероприятия она проводила во внутренней и внешней политике, что нового она привнесла, что изменила, чьи интересы она защищала, с кем воевала , а с кем заключала союзы. И в конце уроков, посвященных личности и политики Екатерины, мы с Вами определим: по праву ли Екатерина II вошла в историю как Екатерина Великая.
Итак, приступим.
-В начале урока предлагаю познакомиться с личностью Екатерины. Для начала давайте узнаем о жизни Великой императрицы, посмотрим презентацию, которые подготовили учащиеся: «Личность Екатерины Великой».
Посмотрев презентацию, нужно ее обсудить.
Вопросы для обсуждения:
1. О каких качествах императрицы вы узнали из презентации?
2.Когда и почему Екатерина прибыла в Россию? С какой целью ее пригласила Елизавета Петровна?
3.Понравилось ли Екатерине в России? Каково было ее первое впечатление о России?
4.Какие качества были присущи будущей императрицы?
5.Какие отношения сложились у Екатерины с ее мужем Петром III?
6.Как Екатерина пришла к власти?
7. Кто помог Екатерине осуществить государственный переворот, чтобы прийти к власти?
-Мы немного узнали о личности Екатерины, о ее жизни, о ее приходе к власти. Теперь мы с Вами познакомимся с ее внутренней политикой : какие мероприятия она проводила внутри государства, что пыталась изменить, каких взглядов придерживалась. Какие мероприятия носили положительный характер, а какие отрицательный.
II.-Для того чтобы в этом разобраться, выполним практическое задание: составим таблицу, состоящую из двух колонок:
+(плюсы) во внутренней политике: -(минусы) во внутренней политике;
-699135433070Экономический упадок
00Экономический упадок
3387090433070Нарастание народного недовольства
00Нарастание народного недовольства
Первое, что нам необходимо отметить, что политика императрицы носила противоречивый характер:
117729015938500
-С одной стороны, к моменту воцарения Екатерины (1762-1796) страна переживала экономический упадок: упадок крестьянского хозяйства, отсутствие рынка свободной рабочей силы для работы на мануфактурах ,нехватка денежных средств. Чтобы решить эти назревшие проблемы, необходимо было расширить свободу предпринимательской деятельности, ослабить государственный контроль за экономикой. И такой подход был близок и самой Екатерине.
-Но с другой стороны, нарастание народного недовольства ,критика крепостнических порядков. И это требовало постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели и к ужесточению внутренней политики.
-Политику Екатерины в истории называют политикой «просвещенного абсолютизма». Давайте попробуем разобраться, почему. Для начала предлагаю разобраться в терминологии. Предлагаю вспомнить, что означает термин абсолютизм. Далее должны последовать ответы учеников : «Абсолютизм-это форма правления, при которой вся полнота власти принадлежит одному лицу (монарху). »
-А когда такая форма правления появилась в России . С каким императором она связана? Ответ ученика : «Такая форма правления появилась при Петре Великом, окончательно абсолютизм в России оформился, когда Петр отменил патриаршество и создал в 1721 году Синод-духовную коллегию. То есть это означало, что церковь стала представлять государственные интересы. Теперь и церковь стала зависеть от власти монарха.»
-Совершенно верно. К абсолютизму стремилась и Екатерина. Но что означает просвещенный? Иногда вы слышите такие выражения: «Он просвещенный человек, он просвещается и т.д. Как вы думаете, что это означает?»
-Ответы учеников : « Просвещенный правитель, значит знающий.»
-Правильно. Значит, можно сделать выводы ,что Екатерина была человеком хорошо образованным, много чего знала. Екатерина пыталась распространять идеи просвещения, хотела, чтобы в государстве было много умных, грамотных просвещенных людей. Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны французскими просветителями того времени, с которыми Екатерина активно вела переписку, среди них: Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро.
-Правда не всех их идей придерживалась Екатерина. Она отвергала идею естественного права ( у каждого человека есть равные права) и «общественного договора» (разделение и выборность власти). Екатерина считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха, но не такого как прежде, а « просвещенного», то есть «ФИЛОСОФА НА ТРОНЕ»).
-Куда мы можем отнести политику «просвещенного абсолютизма» к плюсам или минусам?
-Ответы учеников : « Отнесем к плюсам, так как Екатерина была грамотным, умным правителям. Пыталась внедрять в развитие России передовые идеи просвещения.»
-Какие еще мероприятия проводила Екатерина в своей внутренней политике?
-Работа учеников с учебником ( они ищут ответы, и вместе мы их разбираем).
-Ответы : «Екатерина в 1764 году проводила секуляризацию, то есть урезание церковных земель. Отнесем это к плюсам, так как государственной земли стало больше, а это было необходимо для дальнейшего развития страны.»
-Ответы : «Екатерина разрешила заниматься предпринимательством дворянам. Что тоже служило толчком в улучшении экономики.»
-Все ответы заносятся в таблицу.
-Ребята, отдельно хочется поговорить о таком мероприятии во внутренней политике Екатерины как создание в 1767 году Уложенной комиссии.
-Давайте определим, что такое уложенная комиссия и зачем Екатерина ее созывала.
-Дело в том, что в стране не было единого нового свода законов. Ведь со времен Соборного уложения 1649 года в государстве многое изменилось, а нового законодательного свода так и не появилось. Екатерина, понимая это, решила создать специальную комиссию, которая должна была в течение нескольких лет разработать специальные наказы - положения. И на основе этих наказов составить свод законов восемнадцатого столетия.
-Как вы думаете,кто принимал участие в уложенной комиссии?
-Ответы: « Екатерина решила привлечь к разработке не только чиновников, но и выборных депутатов от сословий.»
-Какие сословия были представлены в комиссии?
-Ответы: «Дворяне, купцы, духовенство, казаки, государственные крестьяне. Не принимали участие крепостные крестьяне.»
-К сожалению, деятельность Уложенной комиссии не принесла должных результатов. Дело в том, что многие депутаты не понимали того, для чего они призваны, и, хотя, депутаты относились к делу серьезно, работа шла медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Комиссия так и не смогла разработать ни одного проекта. В деятельности сословий, участвующих в разработки нового законопроекта наметились разногласия:
1.Дворяне не желали поступиться ни одной из своих привилегий;
2.Депутаты городов требовали, чтобы крестьяне и дворяне не занимались торговой промышленностью и деятельностью;
3.Крестьянский вопрос вызывал самые ожесточенный споры, так как он затрагивал интересы всех сословий. Дворяне противились отмене крепостного права;
-Ребята, как вы думаете, куда мы можем отнести деятельность Уложенной комиссии: к плюсам или минусам.
-Ответы: «Можно отнести и к плюсам, и к минусам, так, как идея и цель организации Уложенной комиссии были хорошие, но должного результата не принесли.»
-Ребята, разберем еще вот какой вопрос: «Период правления Екатерины Великой называют « Золотым веком российского дворянства». Давайте разберемся, почему.»
-Ответы: «Политика Екатерины была направлена преимущественно на поддержку дворянства. Екатерина давала дворянам большие привилегии : раздача земель, право дворян создавать дворянские общества, заниматься предпринимательством, неограниченная свобода в отношении своих крепостных (1785 год – главный документ в пользу дворян « Жалованная грамота дворянству»).»
-Как вы думаете,почему Екатерина так поддерживала дворян и осложняла жизнь крестьянам?
-Ответы : «Дворянство было одно из самых привилегированных, богатых и влиятельных сословий того времени. От их поддержки многое зависело. Екатерина, понимая, что она не прямая наследница, заняла престол также и при поддержке дворянского населения, решила поддерживать их и действовать в их интересах, боясь, что дворяне в случае, если она им не угодит, могут ее свергнуть. Но в целом укрепления дворянских привилегий способствовали развитию страны, поэтому эту политику мы можем отнести к плюсам.»
-Что касается ее политики в отношении крестьянства?
-Ответ: « Политику в отношении крестьян мы можем назвать черным пятном в политике Великой императрицы. Жизнь крестьян стала просто невыносимой. Помещик мог, как угодно распоряжаться жизнью крепостников: ссылать их в Сибирь, отправлять на каторгу (особо тяжелый вид наказания). Крестьянин не мог обращаться с жалобой на своего помещика к императрице, крестьянин не мог переходить от одного помещика к другому. Крестьянству не от кого было ждать защиты, жизнь становилась невыносимой. Однозначно такую политику мы отнесем к минусам.»
-Как вы думаете, были ли люди, пытавшиеся повлиять на политику, рассказать о сложном положении крестьян? Как вы считаете, смогли ли эти люди оказать влияние на Екатерину, изменить ее политику в отношении крестьян?
-Ответы: «Такие люди были. Это были русские просветители Новиков и Радищев. В своих журналах и произведениях они обличали, показывали невыносимую жизнь крестьян. Повлиять на политику Екатерины им не удалось, наоборот они оказались в опале. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что в государстве не было свободомыслия и свободы печати. Это тоже явный минус в ее политике . »
-К концу правления Екатерина ужесточила свою политику .
-Какая реформа усилила контроль властей над населением страны?
Ответ: «Губернская реформа 1775 года. Она увеличила численность губерний с 23 до 50.Губернии в свою очередь делились на уезды. Для государства эта реформа носила положительный характер . »
III. Какой вывод можно сделать о деятельности Екатерины во внутренней политике, исходя из сегодняшней нашей беседы? По праву ли Екатерину называют Великой императрицей ?
-Ответы: « Екатерина заботилась о государстве, ее политика была направлена преимущественно на развитие России. Она действительно многое изменила ; значительно обогатила казну, улучшила территориально-административное деление в стране, занималась образовательной политикой, пыталась создать свод законов.
Но были и отрицательные моменты. И мы не можем этого не отметить: это дальнейшее закрепощение крестьянского сословия.
В целом, Екатерина многое сделала для развития государства! Поэтому в истории ее по праву называют Великой императрицей. На последующих уроках мы познакомимся с ее внешней политикой, и узнаем, как обстояли дела за пределами государства . »
V. В завершении учитель выставляет оценки, проверяет записи.
VI.Домашнее задание: параграф 24, ответить устно на вопросы.
Фотогалерея: