Анализ урока письма и развития речи в 3 классе учителя начальных классов Гринько О.Р.





Анализ урока письма и развития речи в 3 классе
учителя начальных классов Гринько О.Р.
Тема урока «Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?)»
(2 часа , второй час)
Тип урока : закрепление
На уроке решались задачи:
-закреплять умение составлять предложения с употреблением родительного падежа по вопросам «кого? чего? нет у кого?»
- корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе зрительного и слухового анализаторов;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Использован учебник А.К. Аксеновой , Э.В. Якубовской «Русский язык» 3 класс
Тема самообразования: «Обучение детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий системы В.Ф. Базарного»
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию.
Для эффективной и плодотворной работы на уроке письма детей разделила на группы по уровню овладения ими основными навыками, использованы задания различные по объему и степени трудности. В первую группу входят учащиеся с относительной сохранностью фонематического слуха, которым свойственно небольшое искажение звукового состава слова – это 1 ученица.
Вторую группу составляют ученики со значительными нарушениями звуко-буквенного анализа. Они с трудом дифференцируют и сравнивают произносимые звуки, затрудняются выделить звук из слова и слога, смешивают сходные согласные(3 ученика). Сложный анализ и синтез в письменной речи этих детей подменяется целостным восприятием буквенных комплексов, иными словами, механическим заучиванием слогов и слов. Наиболее типичны для них ошибки на замену гласных и согласных, пропуски букв в сложных слоговых структурах.
В 3 группу вошли дети с нарушением произношения (3 ученика). Они недостаточно четко владеют кинестетической схемой слова, в результате чего пишут так, как говорят. Из-за дефектности произношения контроль за письмом со стороны слухового анализатора оказывается ослабленным. Наиболее распространенные ошибки в этой группе замены букв в связи с искаженным произношением звуков.
В четвертую группу входит 1 ученик. В его работах встречаются пропуски, замены, вставки, добавление одной и той же буквы, слога. Денис Маркешин имеет нарушения мелкой моторики, речевого развития, слабо владеет навыками письма, не умеет писать под диктовку, поэтому для него использовала индивидуальные задания, посильные для него.
С точки зрения здоровьесберегающих технологий в классе достаточная освещенность, температура воздуха оптимальная, высота парт и стульев соответствует росту детей, отсутствуют звуковые раздражители и посторонние предметы, не предназначенные для урока. Чтобы не было снижения работоспособности, упражнения письменные чередовались с устной работой.
Использовались и чередовались методы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, работа в парах, группах. Присутствовало чередование поз. Проводились две физминутки «Бегущие огоньки», массажная лента (для снятия статического напряжения с шейного отдела позвоночника), каталки для ног (для массажа активных точек на стопе), упражнения с действиями в стихотворной форме, тренажер «Картинки на потолке» (для снятия статического напряжения).
На уроке использованы средства здоровьесберегающих технологий системы В.Ф. Базарного – сенсорная вертушка, сенсорный шар, экологический букварь, подвесная рейка, коромысло, леска. Работа с вопросами, расположенными на сенсорном шаре проводится с целью организации поиска в окружающей действительности, коррекции движения глазного яблока. Работа с сенсорной вертушкой (задание на дом) проводится с целью снятия статики с шейного отдела позвоночника, коррекции высших психических функций, более эффективного восприятия. Информация с подвесной рейки, лески ( образец написания букв, опорные слова) использовалась мной для воспитания мотивации к учебе, коррекции АСД. Работа с заданиями, закрепленными на экологическом букваре, организована для коррекции внимания, воспитания мотивации к учебе.
На уроке следила за посадкой учащихся за партой и конторкой, положением локтя на парте и наклоном головы.
Образовательные задачи на уроке решались на этапе сообщения новой темы и цели урока– проводилось упражнение «подобрать вопрос к словам», на этапе закрепления – использована дидактическая игра «Чего много?» при проведении которой ученики самостоятельно используя опорные слова составляли предложение, «Найди пару» - в этом упражнении учащиеся показали навыки составления предложения, опираясь на логическое мышление, прошлый опыт, связь с уроками развития речи. На минутке чистописания также использовала навыки составления предложения опираясь на связь письма с математикой. «Закончи предложения» - данное упражнение позволило показать умение детей изменять форму слова так, чтобы предложение было связным. Работа с учеником также позволила закрепить умение составлять предложение из слов в родительном падеже, опираясь на вопрос.
Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления проводилась во время проведения упражнений в составлении предложений: по вопросам, опорным словам, картинкам, составлении предложений из частей. Аналитическая деятельность осуществлялась на минутке чистописания – анализ соединения букв в слогах и словах.
Воспитательная задача на уроке решалась через использование поощрения в виде фишек и словесного, создание игровой ситуации.
Учащиеся были активны на всех этапах и в разных видах деятельности; работали динамично. Умение работать в группах, в парах: сотрудничать, прислушиваться, высказывать отстаивать мнение, создавали хорошую психологическую атмосферу для работы и общения по делу.
Использованы на уроке следующие дидактические принципы: воспитывающего обучения; сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала; наглядности в сочетании со словесными средствами; доступности и прочности знаний; дифференцированного и индивидуального подходов. При этом реализация дидактических принципов на уроке письма и развития речи осуществляется с учетом содержания предмета и психологических особенностей его усвоения умственно отсталыми школьниками.
На практическую деятельность на уроке затрачено более 50 % времени урока.
Соблюдены рекомендации к проведению урока в коррекционной школе: темп урока замедленный, что соответствует замедленности протекания психологических процессов. Содержание заданий урока выбрано с опорой на прошлый опыт учащихся.
На уроке реализованы поставленные задачи.
Отношения между мною и учащимися доброжелательные, дети не скованные, страха при ответе на уроке не испытывают. Задают вопросы по делу, заинтересованы в правильности выполненного задания.