Конспект по математике «Запись чисел римскими цифрами» (3 класс)

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г.Тамбова»

Утверждаю:
ТОНКМ с методикой преподавания
___________С.В.Мельникова
Согласовано:

Учитель _______/ Лазутова Н.В./



Конспект
Урока математики

«Запись чисел римскими цифрами»


Провела студентка группы ПНК-21: Бердникова А. И.

Место проведения: 3 «Г» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 14.04.15
Оценка за конспект:.. () методист: _________/ С.В.Мельникова /
Оценка за урок:.. () учитель: _____________/ Н.В.Лазутова /
Оценка за урок:.. () методист: ____________/ С.В.Мельникова /
Тамбов
2015

Цель:
- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации
Задачи:
-научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные
арифметические действия;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-развивать логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать интерес к истории.
Тип урока:
– урок открытия нового знания.
УУД
Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
а, иллюстрация и др.)
3. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
5. Критично относиться к своему мнению
6. Понимать точку зрения другого
7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Деятельность учителя
Деятельность учеников

Мотивация к познавательной деятельности.
Здравствуйте, меня зовут Алина Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики.
Громко прозвенел урок
Начинаем наш урок,
Наши ушки - на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Дети готовы к уроку и положительно настроены к учебе.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Ребята, сегодня мы с вами путешествуем по Римской империи. Это одна из самых величайших империй в истории человечества. Под властью Римской империи жило около четверти населения планеты Земля.
Но для того, чтобы мы могли путешествовать, нам надо читать указатели и умело распознавать римские цифры.


Выявление места и причины затруднения.
Ребята, а с какими римскими цифрами вы уже знакомы?
Римская система счисления имеет свое собственное оригинальное начертание цифр. В частности, в этой системе отсутствует нуль.
Римская система основана на употреблении семи особых знаков римских цифр, которые делятся на четыре знака десятичных разрядов
I = 1, X = 10, C = 100, M = 1000
и три знака половин десятичных разрядов
V = 5, L = 50, D = 500.
Откройте свои тетради, запишем число, классная работа.
А теперь запишем римские цифры и числа, которые они обозначают в привычной нам арабской нумерации.





Посмотрите на слайд, на нем написана дата основания Рима, попробуйте прочитать ее Рим был основан в 753 году до нашей эры. По легенде два брата близнеца- Рем и Ромул. В детстве они оказались в лесу и их вскормила волчица. Повзрослев, они основали небольшое поселение, но поссорившись, разделили его на две части и каждый жил на своей половине. Однажды, Ромул нарушил границу и перешел на половину Рема. В ответ Рем захватил и половину своего брата и с тех пор Рим носит имя в честь Рема.













I=1
V= 5
X= 10
L= 50
C=100
D= 500
M= 1000

Построение проекта выхода из затруднения.
Да, видим, знаний нам недостаточно: задание показалось нам сложным. Посетим университет. Послушаем отрывок из лекции ученных, о том, как правильно записывать числа римскими цифрами.
Оказываясь на любом месте в записи числа, цифра не меняет своей количественной величины, то есть Х – всегда 10, L – всегда 50. Как же получить, например, 7, если такой цифры нет?
Если меньшая цифра стоит правее большей, то числа, которые они обозначают, складываются.
То есть 7=5+2 , VII
Если меньшая цифра стоит перед большей, то числа, которые они обозначают, вычитаются.
То есть 40=50-10, Х L
Более трех цифр прибавлять нельзя!
Более одной цифры вычитать нельзя!
Например, число 67 мы пишем как – LXVII, сначала пишем 50 затем еще 10 и затем 7.
При написании числа 95 мы не пишем 50+10+10+10+10+5, ведь 4 цифры прибавлять нельзя, а пишем 100-10 +5.
Посмотрите на слайд, назовите правильную запись чисел. Объясните, почему другая неверна. Верные варианты запишем в тетради.
Запишем в тетради 890= DCCCXC
DCCCXC 890 CCMXC




CCCLXXX 380 CCDLXXX


CCXXX 230 CCXXL



DCCXLVIII 748 DCCIIL




DCСССLII 952 CMLII


57-LVII.






















Нельзя вычитать 2 цифры, а здесь вычитаются 2 сотни
Нельзя вычитать 2 цифры, а здесь вычитаются 2 сотни
Нельзя вычитать 2 цифры, а здесь вычитаются 2 десятка
Нельзя вычитать 2 цифры, а здесь вычитаются 2 единицы
Нельзя прибавлять более 3 цифр. А здесь прибавляются 4 сотни

Реализация проекта выхода из затруднений.
Дальше мы отправляемся в древний город Помпеи. Но для того чтобы отправиться в Помпеи мы должны сравнить длину пути по какой же дороге мы быстрее доедем?
CII или LXXXVI?
Как вы узнали?
Молодцы первое число 102, второе – 86. Соответственно второй путь короче. Помпеи – древний город. Помогите мне прочитать сообщение об этом городе. Кто начнет?
Вот мы и прибыли в город Помпеи. Прочитайте описание города.

Город Помпеи знаменит тем, что именно там, в LXXIX (79)году до н.э. произошло знаменитое извержение вулкана Везувий.
Лишь CCLXVII (267) кораблей из CD (400) вышедших в плавание смогли отплыть. На тему извержения Везувия известный российский художник Брюллов, создал самое знаменитое полотно о Помпеях - «Последний день Помпей» написанное в MDCCCXXXIII году. (1833)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Следующая наша остановка на юге Италии, город Сиракузы, где Спартак, поднявший восстание рабов оборонялся от двух легионов римской армии.
Прочитайте, какими силами обладал Спартак и его противника генерала Красса.
Сравните силы противников.











Физкультминутка.
А теперь обратимся к учебнику



У Спартака были MMM (3000) пехоты, CL (150) конницы, DLX (560) лучников.
У противника Спартака, генерала Красса было ММ (2000) пехоты, CCL (250) конницы и DCC лучников. (700)
1) пехоты больше у Спартака
2) конницы больше у генерала Красса
3) больше лучников у Красса.

Правильно идут часы в хижине; спешат- часы господина Нильсона (на три часа); отстают часы на яхте, на 5 минут.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
номер 3 страница 24. 32, 27, 115
Сверьтесь с эталоном. У кого ни одной ошибки? Поднимите руку! Молодцы! Кому нужна помощь?

32=XXXII
27=XXVII
115=CXV

Включение в систему знаний и повторений.
Ребята, вот мы и вернулись обратно в Рим.
Здесь мы можем увидеть одно из величайших архитектурных строений человечества – Колизей.
Колизей это театр, на арене которого сражались гладиаторы. Гладиаторы, это рабы, решившие завоевать себе славу и свободу, сражаясь с другими гладиаторами. Также на арене Колизея выступал и цирк с различными экзотическими животными.
Определите номера дверей, из которых должны выйти экзотические животные. Заполните таблички, лежащие на ваших столах. Сравним с эталоном!
Гиены - 66
Верблюды – 46
Жираф-57
Волки – 102
Змеи – 33
Тигры- 98
Львы – 77
Зебры – 84
Молодцы!

А вновь поработаем с учебником. Кто хотел бы пойти к доске?

Выполним задание в тетрадях и у доски.











LXVI
Гиены

XLVI
Верблюды

LVII
Жираф

CII
Волки

XXXIII
Змеи

XCVIII
Тигры

LXXVII
Львы

LXXXIV
Зебры







1)595:7=85 2)96*7=672 3)85+672=757 1)106*5=530 2)488:4=122 3)530+122=652 1)102:6=17 2)17*8=136 3)17+136=153
4 взвешивания. Нужно положить на каждую чашу весов по 8 монет. Легкая будет среди монет поднявшейся чаши. Убираем монеты из опустившейся чаши на стол. 8 монет поднявшееся чаши раскладываем по 4 на чашки весов. Легкая будет среди монет поднявшейся чаши. Убираем монеты из опустившейся чаши на стол.
Повторим операцию, разложив монеты по 2, затем по 1.

Рефлексия.
Итак, ребята, с чем мы с вами сегодня новым познакомились?
Сколько цифр в римской нумерации?
Перечислите их.
Какие правила записи чисел римскими цифрами вы запомнили?
На ваших столах сигнальные карточки. Если урок вам понравился, материал урока был понятен, поднимите круг, если вы не разобрались с темой урока – квадрат.
С римскими цифрами.



Домашняя работа.
Стр. 25 №6, №8 3 столбик



15