Конспект урока математики для 4 класса «Сравнение десятичной системы счисления с римской системой записи чисел»


Урок по математике для 4 класса
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока : «Сравнение десятичной системы счисления с римской системой записи чисел»
Автор : Губенко Л.В., учитель начальных классов СОШ 1195, гор. Москва, ЗАО
ЗАДАЧИ урока: 1.Метапредметные :
Повторить особенности построения десятичной системы счисления.
Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Иметь представление о римской системе записи чисел, знать области ее применения.
2.Личностные :Воспитывать интерес, желание к познанию нового в предмете.
Развивать логическое мышление, память.
3.Коммуникативные :Учить позитивному отношению к сверстникам в процессе познания нового.
ХОД УРОКА :Постановка учебной цели.
( На доске карточки «знаем», «узнаем»)
-Как называется и почему система счисления, изученная на прошлом уроке?
-Назовите разрядные слагаемые чисел 234, 506,450.
-А какие еще записи чисел знаете?
-Сегодня мы сравним эти 2 системы записи чисел после традиционного устного счета в начале урока.
Устный счет.
-Приготовьте тетради для устного счета. (На экран проецируется СЛАЙД 1 КП к уроку с примерами на сложение, вычитание, умножение, деление ; СЛАЙД 2 : расставить знаки «больше», «меньше», «равно». У доски работают 5 учащихся.) Все остальные решают задания на карточках. Далее- проверка работы на доске.
Геометрические задачи : (фронтально)
А) Длина стороны квадрата равна 30 см. Вычисли площадь
Б) Периметр квадрата 80 см. Вычисли площадь
Текстовые задачи : А) В школе было 1000 учащихся. За лето выбыло 5 и прибыло 10 учащихся. Сколько учащихся стало в школе к 1 сентября ? Б) За 3 года в класс прибыло 5 учащихся. Теперь в классе 29 учащихся. Сколько учащихся было в 1 классе? (Сегодня еще встретится подобная задача, запомните)
В) В понедельник в саду собрали 85 кг яблок, когда во вторник собрали еще, стало 196 кг. Сколько кг яблок собрали во вторник?
-Вычислите значения выражений:
Сумму чисел 40 и 6 увеличить в 3 раза,
Разность чисел 100 и 12 уменьшить в 4 раза
Увеличь 1000 на 35
-Запишите это число на доске. Почему в записи остается цифра 0 ?
Поиск и решение проблемы.
Работа по разделу «Узнаем новое» , учебник, стр.6
Задания 8 и 9
-Проследите по стрелкам, какое число обозначает каждая из 7 римских цифр
-В задании 9 объясните запись чисел от 2 до 20
-Какое правило можно составить ? (При затруднениях формулирования правила записи римскими цифрами обращаемся к карточке-помощнице на стр.7)
Закрепление нового материала
Работа на МАС
-Запишем на МАС буке римскими цифрами :-В каком веке мы живем?
-Расставьте на часах пропущенные цифры.
Задание 10.
-Запишите в тетради , в каком году построен замок (1514) и какое время показывают часы (15 ч 23 мин) .
Взаимопроверка, объяснение записи.
Физминутка.
-Представьте ваши руки римскими цифрами .
-Покажите друг другу в парах числа : 2, 5, 10, 50.
СЛАЙД 3 КП : Римские цифры написаны вразброс. Гимнастика для глаз. Пройдите глазами от 1 до 10
Актуализация опорных знаний
Вспоминаем письменные вычисления у доски. Все учащиеся выполняют задание в тетради.
965-779 534+169 68:17
154*6 27*15 327:109
Решение задач. Стр. 8, Задача 16.
-Прочитайте задачу и вспомните, какая задача сегодня во время устного счета была похожа на эту ( Об учащихся в классе)
-Простая или составная?
-Каким действием решать и почему?
-Эту задачу решите дома.
3. Задача 17. Решение устно, фронтально.
4. Задача 18. Чтение, заполнение таблицы на СЛАЙД 4, рассуждение (По разнице в количества тетрадей и разнице стоимости можем узнать цену 1 тетради) самостоятельно записать решение в тетрадь.
5. Задача 19.
-Прочитайте.
-Что известно?
-Повторите вопросы.
-Чем эта задача отличается от предыдущей ?-Чем похожа?
Составление таблицы
Решение фронтально, запись по действиям.
Запись домашнего задания . Стр.8 № 14,16
Рефлексия
-Что понравилось , что было сложным на уроке?
-Отметьте на карточках ваши впечатления об уроке.
Литература :В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика . 4 класс. Методическое пособие.»В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика. Устные вычисления 1-4 классы»