Конспект открытого занятия по чувашской музыкальной литературе «Певец души народной», посвященного 100-летию со дня рождения чувашского композитора Германа Лебедева

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Урмарская детская школа искусств»
п.Урмары Чувашской Республики





Конспект
открытого занятия
по чувашской музыкальной литературе
«Певец души народной»,
посвященного 100-летию со дня рождения
чувашского композитора Германа Лебедева
(1913 – 1980)






Преподаватель:
Ковалевская Л.Н.


















Урмары
2013





Цель:
Вызвать интерес к чувашской профессиональной музыке и желание слушать и познавать ее в дальнейшем.

Задачи:

Образовательные:
Изучение творчества чувашского композитора Г.Лебедева;
Повышение уровня знаний в изучении национальной культуры родного края среди молодого поколения;
Ознакомление с мелодиями и ритмами чувашского песенно-танцевального творчества;

Развивающие:
Развитие музыкального кругозора у учащихся;
Приобретение и развитие слуховых, интонационных, вокальных навыков;

Воспитательные:
Воспитание любви к музыкальной культуре родного края;
Укрепление толерантных межконфессиональных и этнических отношений учащихся регионов РФ;
Сохранение и развитие национальной культуры;

Тип: экскурсия – путешествие по музыкальным страницам композитора ;

Оборудование: мультимедиа, фортепиано, домра, учебная доска, сборники

Ход занятия:

Организационный момент: приветствие, о чем пойдет речь, о ком должны догадаться сами, посмотрев видеоролик, сообщение цели, задач. Что хотите о нем узнать, что творил, музыку послушать? Пройдемся по страницам его жизни и творчества.

Повторение: беседа о Государственных символиках ЧР.
Наводящие вопросы

Вопрос: Что относится к государственным символам?
Ответы: флаг, герб, гимн ЧР – обязательные атрибуты государственной власти ЧР, символизирующие ее в официальных ситуациях и на международной арене. Правовой статус их официального использования закреплены в законе ЧР от 1997 года «О государственных символах ЧР».

Вопрос: Кто авторы флага, герба, гимна?

Ответы: В апреле 1992 Верховный Совет ЧР на основе объявления конкурса, утвердил современный государственный герб и флаг и автором стал Э.М.Юрьев. Авторами гимна являются Г. Лебедев и В. Тукташ. С 29 апреля 2004 года – День Государственной символики ЧР (в этом году юбилейная дата). К сведению - Илья Тукташ (1907-1957) – псевдоним. Настоящее имя Семенов Илья Семенович – поэт, прозаик, переводчик, литературовед, фольклорист.
Ему принадлежат переводы «Слово о полку Игореве», 1 том «Тихого Дона» М.Шолохова, произведения Горького. Хотел познакомить народ Чувашии с русской литературой.

Вопрос: Кто знает об истории появления гимна? Не каждый из вас знает, как он появился.
Ответы

Вопрос: Что такое хоровая песня? Ансамбль? Хор?
Ответы: Ансамбль (с фр. «вместе») предназначен для небольшого состава исполнителей, - дуэт, трио Хор – (с лат. «толпа») для большого состава исполнителей и музыку исполняют многоголосную, т.е это тоже
певческий коллектив. Он играет важную роль в опере, ораториях, иногда в симфониях.

Новая тема: беседа об эпохе, историческом времени, в котором жил и творил композитор, краткая биографическая справка его жизни и деятельности, показ презентации

В послевоенное время ярко заявили о себе композиторы нового поколения, обучившись до войны у Владимира Кривоносова. 50-70гг. – эпоха Лебедева Хирбю, Лукина

об особом вкладе в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Какая из песен композитора посвящена теме войны? (слайд)

Об ансамбле песни и танца ЧР, который занимает особое место в творчестве Лебедева


Основная тема творчества композитора – создание хоровых песен - характерная для того времени. Требовалась песня для широких масс населения, доступная, понятная, близкая душе народа. Композитор творил в песенном жанре.

4. Слушание музыки (необычное для вас, т.к. исполнители музыки Лебедева будут юные музыканты, дети)

а) Г.Лебедев «Лебедушка» (домра, фортепиано – игра на инструментах),

Вопросы: Каков характер пьесы, темп, ритм? Кто композитор?
Кто исполнитель? Человек, исполняющий на домре – домрист.

Анализ музыковедческий (исполнительский состав-полный, смешанный С,А,Т,Б. характер – лирический, темп – не ускоряется, равномерный ритмический рисунок, прием – легато, форма – куплетная, лад –мажорный, ( переводе с чувашского «Любимая», перевод Б.Гайковича, русского поэта, в стихотворении раскрывается тема любви, показано душевное состояние человека. Автор сравнивает любимую с лебедушкой, соловушкой, багряным маком и звездочкой, уменьшительно-ласкательные суффиксы придают поэтическому и музыкальному образам мягкость и задушевность. Мелодию ведет солист на фоне хора)

По-чувашски «Тамра» Изготовлением этого инструмента и других народных инструментов занимается и наш земляк, родом из с.Шигали, зовут его Виктор Чернов. На его инструментах играют в оркестрах Чувашии.

б) Г.Лебедев. «Молодежная игровая» (в исп. аккордеониста)

Вопросы: Кто исполнитель? Название пьесы? Что такое пьеса? Каков здесь характер? Кто композитор?

Аккордеонист исполняет бодрую, живую пьесу композитора Г.Лебедева
а пьеса – это музыкальное произведение небольшого размера

в) Г.Лебедев «Улахран курсан чечек» (синтезатор)

Вопросы: Как называется его инструмент? Какие еще клавишные инструменты знаете?

Мальчик исполнил на синтезаторе. Сам настроил удобный для себя ритм, темп К семейству клавишных относятся еще и фортепиано, рояль, клавесин, клавикорд, орган, аккордеон

г) Г.Лебедев «Молодежный вальс» (дуэт балалаечников)

Вопросы: Кто исполнитель? Что можете сказать об инструментах? Каков характер пьесы? Что такое вальс? Как его танцуют?

Вальс- популярный бальный танец 19-20 веков, парный, с нем. – раскатывать.

д) Г.Лебедев «Эх, Иван» в исп. дуэта гитаристов

Вопросы: Кто исполняет? Что такое дуэт? Что знаете про гитару?

Гитара - струнный щипковый инструмент, известный еще в Средневековье

5. Разминка.
Настала пора создать оркестр ложкарей. Что такое Оркестр? Какие бывают оркестры?
Г.Лебедев «Атьяр вайа тухари-те» (фонограмма, оркестр ложкарей)

6. Разучивание мелодии песни Г.Лебедева «Сара качча» (выбор солистов)

7. Подведение итогов занятия:
Понравилась вам музыка Лебедева. Какая она? Появилось желание слушать?

Выводы: И спокойная, и величавая, светлая, вдохновляющая, иногда печальная, нежная, игривая, озорная, веселая Действительно, такая разнообразная, не повторяющаяся, узорчатая, как вышивка чувашская. Современна и популярна в наши дни.
15