Урок математики «Распознавание и называние геометрической фигуры: прямоугольник. Классификация геометрических фигур»






Конспект урока по математике
«Прямоугольник»
2 класс







Автор: Самохвалова Лариса Витальевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45 города Мурманска









Мурманск
2014


Тема урока: Прямоугольник
Тип урока: урок объяснения нового материала
Вид урока: комбинированный урок
Цель урока:
Познакомить с геометрической фигурой - прямоугольник, учить распознавать, изображать данную фигуру от руки и с помощью чертёжных инструментов на бумаге в клетку.
Задачи:
Познавательные:
1.Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
2.Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.
3.Описывать, сравнивать свойства геометрических фигур.
4.Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.
5. Регулятивные: анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи в зависимости от конкретных условий.
6. Коммуникативные: оценивать результат деятельности: проверять, корректировать при необходимости. Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план построения геометрической фигуры.
Оборудование: мультимедийная презентация, разрезной геометрический материал, программа «Школа России» учебник «Математика»2 класс, в 2 ч./ 2часть, авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.



Ход урока
1.Оргмомент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Рефлексия «зажигаем светофорик» С каким настроением начинаете урок?
2.Устный счет
Сколько всего нарисовали светофориков? (количество детей в классе)
Как вы считали? (единицами)
Предлагаю посчитать единицами от 68(вверх, вниз)
А можно посчитать двойками:2+2+2+2
Как можно ещё считать? (десятками)
Счёт десятками до 100(10,20,30.)
Назовите соседей числа 49; 30. Чем похожи эти числа? (они двузначные) А сейчас мы будем в группах составлять двузначные числа.
2.Работа в группах
Первая группа: составь двузначные числа из цифр 4, 7.Расположите их в порядке возрастания
Вторая группа: составьте двузначные числа из цифр 8, 3. Запишите их в порядке убывания.
Третья группа: составьте двузначные числа из цифр 1, 9 и составит всевозможные равенства и неравенства
Решение круговых примеров в столбик:28+32 Г, 60-18Е, 42+19О, 61-56М, 5+65Е, 70-56Т, 14+67Р, 81-45И, 36-8Я (взаимопроверка в группах) Какая группа первая составила слово?
Получилось слово ГЕОМЕТРИЯ.
физминутка
3.Начинаем путешествие по этой удивительной стране. Кто живет в этой стране? (отрезки, круг, треугольник, углы, четырехугольник) Как назвать это одним словом? ( фигуры). Геометрия-это наука о геометрических фигурах. Геометрия приготовила каждому ученику задание - составить из пазлов фигуру (выдается разрезанный прямоугольник)
Что это за фигура? ( многоугольник, четырехугольник)
Загадка
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы.
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я – четырехугольник.
Какой? (прямоугольник)
4.Вы назвали тему нашего урока « Прямоугольник»
Давайте докажем, что это прямоугольник (измеряем углы, они все прямые).
Давайте докажем, что четырехугольник (4 угла).
Кто готов сказать, какая фигура называется прямоугольником?
Прямоугольник - геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и четыре стороны. Прямоугольник-это четырехугольник, у которого четыре прямых угла.
Для чего нужно точно давать определение прямоугольнику? ( чтобы не путать его с другими фигурами)
Какие прямоугольные предметы вы видели и можете назвать?
5.Коллективная работа - составьте из своих разрезных прямоугольников большой прямоугольник.
6.Геометрический диктант: от точки отложи вправо двенадцать клеток , вниз четыре клетки, влево двенадцать клеток, вверх 4 клетки. Какая фигура получилась? Измерьте длину каждой стороны фигуры.
Вычислите сумму длин всех сторон фигуры (периметр)
Прочитайте в учебнике, какую фигуру называют прямоугольником.
Назовите номера прямоугольников, изображенных в книге.
7.Проблемный вопрос
Как начертить прямоугольник, зная его длину 4см и периметр 10 см?
8.Сравните между собой прямоугольник и четырехугольник. Чем похожи фигуры? (четыре стороны и четыре угла) Чем отличаются друг от друга? (у прямоугольника четыре прямых угла)
Можно сказать, что любой прямоугольник – это четырехугольник? ( да) Почему?
Можем сказать, что любой прямоугольник – это четырехугольник? ( нет) Почему?
9.Геометрия предлагает вам решить геометрическую задачу
Длина прямоугольника 5 см. а ширина на 3 см короче длины. Вычисли периметр фигуры. Начерти.
Докажите, что это прямоугольник. (4 прямых угла и четыре стороны)
Раздели его на два прямоугольника одним отрезком.
10.Итог урока: Наше путешествие по стране Геометрия подходит к концу.
С какой геометрической фигурой познакомились на уроке? Какой вклад каждый внес в урок? Что такое прямоугольник? Зачем нам это надо знать? В каких профессиях пригодятся эти знания?
Рефлексия «светофорик» С каким настроением заканчиваете урок?









Литература:
Программа «Школа России» учебник «Математика»2 класс, в 2 ч./ 2часть, авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-5-е изд,перераб.-М.: Просвещение, 2011.-400с.-(Стандарты второго поколения).




Заголовок 115