Русский язык 8 класс. Тема: Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.


Русский язык 8 класс.
Тема: Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.
Цели урока:
*Углубить понятие о предложениях с косвенной речью;
*Развивать умение заменять прямую речь косвенной, вырабатывать навык правильного употребления косвенной речи;
*Воспитывать чувство ответственности за качество знаний.
Ход урока.
Организационный момент. Постановка целей урока.
Есть ситуации в нашей жизни, когда необходима именно дословная передача чужой речи. Этому и будет посвящёно сегодняшнее занятие
II. Языковая разминка.
1.Лексический диктант.
Небольшая книжка (брошюра), профессиональный наездник на скачках (жокей), группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе (жюри), брезентовый домик для туристов (палатка), обычай (традиция), приспособление для дыхания под водой (акваланг), словарный запас языка (лексика), командная игра с мячом через сетку (волейбол).-Сделайте фонетический разбор слов.
1 вариант: волейбол, брошюра.
2 вариант: жокей, акваланг.
2. Устная синтаксическая зарядка. Вычлените грамматические основы.
Закатилось солнце за лесок,
Стал лесок и тёмен, и высок.
Кто-то притаился за сосной.
Что-то прошуршало за спиной,
Загорелись в ёлках огоньки…
Ой!- Глаза у страха велики.
В. Левановский.
-Назовите олицетворение в стихотворении.
III. Работа с материалом учебника.
-Составление конспекта.
* Предложения с косвенной речью представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей, связанных подчинительной связью.
* Части предложений соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, или частицей ли
- Составление таблицы.

Предложение с прямой речью Союзы в предложениях с косвенной речью
Повествовательное Что, будто
Побудительное Чтобы
Вопросительное Когда, почему, ли, какой, как, где
IV. Творческий диктант по теме «Прямая и косвенная речь».
Записать предложения, перестроив их. Объяснить знаки препинания.
1. «Пешком пойдём,- сказал Каширин, когда они вышли на улицу.- Времени впереди ещё много». (Когда они вышли на улицу, Каширин сказал, что они пойдут пешком, и добавил, что времени ещё много.)
2. «Ничего не понимаю»,- сказал Кузьмин. (Кузьмин сказал, что он ничего не понимает.)
3. «Гудки с пристани слышно?» - спросил он. (Он спросил, слышно ли гудки с пристани.)
4. Встречные детишки вежливо говорят: «Здравствуйте!» (Встречные ребятишки вежливо здороваются.)
V. Найдите и исправьте ошибки в предложениях.1. На том конце провода сказали, что не буди его.
2. Она промолвила, что да, я посещала этот дом.
3. Он прибавил, понизив голос, что мне было тяжело с моим товарищем.
4. Он сказал то, что не придёт сегодня.
5. Мне сказали то, что я должен оформлять документы.
6. Консуэло сказала, что прощайте мужественные люди, и я никогда не забуду вас.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
–Выписать из художественных текстов предложения с прямой речью. Переделать их в предложения с косвенной речью.