Выступление классного руководителя Роль выездных экскурсий в воспитании классного коллектива

Роль выездных экскурсий в воспитании классного коллектива.

Стенгач Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
Лицей «Дубна» г.Дубны Московской обл

Экскурсионные поездки играют солидную роль в воспитательном процессе не только целостной личности, но и, что на мой взгляд немаловажно, в воспитании человека мира, легко адаптирующегося в любой обстановке и с разными людьми

Как значимо и важно, чтобы в жизни подростка было побольше разнообразных событий, новых людей! Ведь наша жизнь – это события и воспоминания. И важно, чтобы ребятам было, что вспоминать, чтобы в их мозгу запечатлевались прекрасные секунды бытия. Это разнообразие сильно и ярко влияет на их будущую жизнь.

Лицейские девятые классы имеют существенное отличие от таких же классов в других школах, где, как правило, к этому моменту уже сложились классные коллективы со своими лидерами и аутсайдерами. У нас в девятый класс все ребята приходят из разных учебных учреждений города. И здесь им предстоит менять некоторые установки своей жизни, входить в совершенно новый коллектив. Причем это происходит с каждым 9-классником! И именно это облегчает задачу классного руководителя и психолога: нет «новеньких» и «стареньких», все работают на всех и поэтому – на себя. Для меня главной задачей становится воспитание коллектива-команды, в котором сами собой уходят серьезные проблемы взаимоотношений, и сам собой проявляется лидер, настоящий, а не формальный, чей авторитет никто не оспаривает. К 15 годам человек уже имеет определенный багаж знаний и умений. Но продолжается процесс формирования взглядов на жизнь, на друзей, процесс обретения своих жизненных ценностей. Важную роль в этом процессе играют внеклассные мероприятия, и особенно, поездки и экскурсии. Именно там, в неформальной обстановке, ребята лучше всего проявляются и узнают друг друга.

Кроме того, вспоминая, как часто наши родители возили нас по городам и весям, по музеям и театрам, мы благодарим их за то, сколько сегодня знаем о своей стране, о Москве, С.-Петербурге, жемчужинах «Золотого кольца» России Ничего подобного нет в жизни наших учеников сейчас! Современные родители практически полностью посвятили себя работе, им некогда ездить с детьми в маленькие и большие путешествия. Главное – чтобы дети прилично учились и потом поступили в вуз.

Конечно, поехать в Египет, Хорватию, Турцию, Грецию полежать на пляже с детьми, чтобы отдохнуть от своей тяжелой работы, это здорово! Но много ли познавательного в таких поездках? Учат ли они любить свою Родину и ее историю? Насколько они важны для развития личности ребенка? Если спросить об этом многих родителей, они очень удивятся, ведь во время поездки они общаются с ребенком, проводят с ним свое время

На первом классном родительском собрании в 9 классе я говорю своим новым родителям о том, в какие поездки и когда мы будем ездить с детьми Москва, Мышкин, Углич, Сергиев Посад, Александров, города, входящие в Золотое Кольцо России Наибольший интерес вызывают поездки в Англию, Швецию, Чехию, Францию. Почему? А что смотреть в России? Вот Европа – это да! Родители сами не знают свой край, свою страну, да и не хотят.
Поэтому из всех поездок мы привозим огромное количество фотографий и сувениров, и ребята несут их домой показать родителям. И многим родителям становится интересно поехать туда, где были их дети. Вот так получается, что дети воспитывают родителей!

Нашей первой поездкой традиционно является поездка по маршруту Дубна – Углич – Мышкин.
Удивительный маленький Мышкин, который сделал себя из ничего, из маленького предания о том, как мышь спасла русского князя от змеи! На этом город сделал себе историю и стал туристическим центром. Там в каждом доме музеи и музейчики, где ребята не только наблюдают процесс создания глиняного горшка на гончарном круге, но и сами могут выступить в роли гончара или кузнеца. На каждом шагу продают массу забавных сувениров, сделанных здесь же местными умельцами. Городок просто сказочный! В ходе этой экскурсии и рождается удивление и гордость за свою «малую» Родину. После поездки мы проводим классный час и делимся впечатлениями. В лицее учатся ребята из Кимр, и они в этой беседе сетуют, что у их-то города есть настоящая великая история, а туристов нет, да и некуда их вести Обычно начинается разговор о том, как сделать г. Кимры привлекательным для туристов, и ребята предлагают очень много интересного. И уже начинается дискуссия, беседа, есть общая тема для обсуждения. А значит, есть и коллективная работа!

Поездка в Москву на подворье бояр Романовых в Зарядье – одна из самых интересных . Побывать в настоящем боярском доме, где восстановлена вся обстановка, утварь, очень интересно. Ребята впервые воочию видят историю: поднимаются по потайной лестнице между стен на второй женский этаж, заходят в подвалы, где стоят сундуки и хранится оружие. И обитателей дома можно увидеть, это большие куклы, которые «занимаются» своим делом: прядут, ткут, тренируются в искусстве кулачного боя. Это очень захватывает даже 11-классников. Экскурсоводы вовлекают ребят в разговор, отыгрывают с ними разные жизненные ситуации, характерные для боярского быта. И опять у ребят появляется возможность для совместного творчества! Продолжением этой работы может быть классный час с игровыми моментами на тему «Один день в гостях у бояр Романовых».

Перед поездкой в Александров мы много вспоминаем о времени Ивана Грозного, говорим о диктатуре, тирании, роли Грозного в истории России. Поэтому экскурсия становится более эмоционально наполненной, по-настоящему познавательной и воспитывающей. Огромное впечатление на ребят производит посещение подвалов с толстенными стенами, где пытали людей, а их крики никто не мог слышать. Становится действительно жутковато, когда твой собственный крик глохнет в толщине стен. Экскурсоводы делают все, чтобы экскурсантам было интересно в Александровском кремле. В палатах звучит музыка XVI века (в том числе и музыка, написанная самим И.Грозным!). Когда на уроке я говорю о том, что Иван Грозный писал музыку, стихи, занимался литературой, ребята воспринимают это как обычную словесную информацию и просто верят мне как учителю.
Но когда они слышат саму музыку, красивую, сильную, они понимают, что кровавый тиран был человеком, умевшим любить, страдать, петь, в конце концов! А потом наступает, пожалуй, самый интересный момент экскурсии: сватовство, в котором участвуют сами ребята. Это очень веселый момент экскурсии, но он проходит непринужденнее у 11-классников, 9-классники еще очень стесняются.

На примере этих поездок можно увидеть, что удовольствие получат не только ребята, но и учителя. Плюс в такие моменты мы очень сближаемся со своими учениками, потому что после каждой такой поездки мы еще долго говорим друг другу: а помнишь? Такие совместные припоминания дорогого стоят, так как это золотые минуты полного доверия друг другу. И никакие путешествия в Интернете не могут заменить живого контакта с историей и совместного творчества друг с другом!

Я не говорю о том, что надо отрешиться от заграничных поездок и путешествовать только по России. Ни в коем случае! Ведь мы теперь должны растить и воспитывать граждан мира! Традиционными для нас стали поездки весной по маршруту Финляндия – Швеция, а осенью – Прага. Впечатлений всегда много, ведь это одни из самых красивых городов в мире! Но в эти поездки едут люди, уже имеющие опыт путешествий по своей стране, способные правильно и без визга оценить красоту другой страны и уважать при этом культуру своей. В этих поездках происходит активный познавательный процесс, творческий, умный, зрелый. Ведь в процессе познания участвуют люди, любящие свою Родину и поэтому уважающие другую, иную культуру!

Когда в сове время Президент Путин В.В. побывал с экспедицией в Туве и после его рассказа об этой увлекательной поездке, один из корреспондентов заметил, что ему можно только позавидовать. На что Путин В.В., улыбнувшись, ответил: «Зависть – не очень хорошее чувство. Рекомендую вам собраться в дорогу, съездить и посмотреть самим. Это не сложно. Слава богу, это всё Россия – очень большая и многообразная страна».
15