«Разговорные минутки» как эффективное средство формирования коммуникативной активности дошкольников

Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия № 14»

















«Разговорные минутки»
как эффективное средство формирования коммуникативной активности дошкольников

презентация опыта работы на муниципальном методическом объединении учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп
по теме
«Социоигровые подходы в формировании связной речи у дошкольников»








Галеева И.В., воспитатель





« Разговорные минутки » как эффективное средство формирования коммуникативной активности дошкольников.

Видеть наших детей жизнерадостными, активными, общительными наше естественное желание.
Несомненно, коммуникативная активность одна из основ психологического благополучия ребенка, которая проявляется в социальных контактах с другими людьми – сверстниками и взрослыми.
У нас, у воспитателей есть прекрасная возможность заполнить пространство детства общением, игрой, сотворчеством.
В нашей группе прижились такие ритуальные моменты, как «Чистый четверг», «Минутки безопасности», «Разговорные минутки».
Организация работы в форме ритуалов помогает нам решать трудные вопросы легко и непринужденно.
Сегодня я хочу остановиться на наших «разговорных минутках». Эти «минутки» нашли себе место в режимных моментах: перед завтраком, когда нужно настраиваться на тему дня, или же перед сном, когда детям необходимо успокоиться.
В поисках темы для бесед мне помогает пособие, которое мы назвали «Тренажер для интеллекта», пособие по развитию связной речи.
1. Например, в задании «Сравни объекты» детям предлагается подробно рассказать сначала о различиях, а затем о сходствах двух названных объектов. Например:
* Город – деревня
* Автомобиль - велосипед
* Мороженое – пирожное

2. Или же, объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях.
Например: * Купание в реке
* Празднование дня рождения
* Ремонт в квартире и др.

3. В задании «Разные причины» нужно рассказать о возможных причинах названных явлений.
Например: * Вода на полу в ванной
* Разбитое окно
* Оцарапанный шкаф
* Осколки стекла на полу
Именно в таких заданиях нам пригодятся, и наблюдательность, и умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости.
Широкий простор по развитию связной речи открылся, когда мы предложили детям следующее задание: представьте, что в зале музея несколько картин закрыты чехлами. Рассказать, что может быть изображено на каждой из картин, если видны только названия:
Случай на пляже
Опасная прогулка
Настоящий друг
Обида
На балконе и другие

Ознакомление детей с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром.
Очень интересно проходят минутки, где надо подробно рассказать, где и при каких обстоятельствах они могли встретиться:
Врач – пациент
Парикмахер – клиент
Кассир – продавец – покупатель
Воспитатель – дети
К сожалению, при обсуждении этих вопросов выяснили для себя, смутное представление о мире некоторых современных профессий. Детские высказывания свидетельствуют о том, что даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Вот здесь то и открывается широкий простор для творчества воспитателя. Мы решили организовать экскурсии, которые вылились в создание проекта.

1.И вот мы с ребятами на железнодорожном вокзале.
И видели там поездов расписание,
Еще посетили зал ожидания
У билетных касс мы побывали,
И поезд, прибывший, с друзьями встречали!

2. Ходили в аптеку через дорогу
Лекарства там видели очень уж много.
Провизор о многом нам рассказал,
Еще мы там видели, как фармацевты
Порошки готовят по рецептам.
3.По геофизике собрали материалы,
И с инженерами беседовали не мало.
О супервайзерах узнали,
Иторприаторах.
Профессии не очень известные,
Но было очень интересно.

4. Работники военизированной охраны,
Свои объекты охраняют неустанно.
Оружие видели там настоящее,
Уверены там ничего не утащат.
И нам показали секретную пломбу,
С охраной такой не страшна даже бомба!
Но больше всего покорил строгий лай,
Служебной собаки по кличке Малай!

И в супермаркете мы побывали,
Немало профессий там с новым названьем.
Промоулторы, рекламные агенты,
Конкретно пиарят различные бренды
По брендам, и кстати, товар там лежит.
За всем мерчендайзер там четко следит.
А если во всем разобраться нам сложно,
Продавец – консультант непременно поможет!

Были экскурсии очень интересные,
Немало в мире творческих профессий
Дизайнеры, художники, артисты
Мы даже изучали шоу – бизнес.
Так много нового нам удалось узнать,
И дня не хватит все вам рассказать!

Дал много нам знаний полезных
Проект замечательный наш.
Работа была интересной,
Мы сделали фотоколлаж.
Рассказы мы дома писали,
О людях различных профессий.
И в играх потом обыграли,
Про то, что нам стало известно.
Хотим узнать мы суть профессий новых,
Об архитекторах, банкирах, астрономах.
Каких их только в мире нет,
И мы продолжим наш проект
15